Город как социально-экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы объясняется необходимостью изучения теоретических основ и подходов к функционированию такой сложной и большой системы как городской округ или город. Происходит процесс урбанизации городов и Хабаровск также участвует в этом процессе. По мере увеличения территории города, численности населения и субъектов хозяйствования, город усложняется как социально-экономическая система, и происходящие изменения требуют анализа и результатов исследования. Полученные результаты могут стать основой для корректировки программы социально-экономическим развитием города Хабаровска.
Анализ изученных источников и литературы. В данной курсовой работе были использованы труды разных авторов в области социально – экономического развития муниципальных образований и исследователей систем. Стоит отметить авторов Парахину В. Н., Е. В. Галеева и Л. Н. Ганшину, которые в своем учебном пособии понятие о социально – экономическом планировании, развитии города. Также рассматриваются отдельные направления социально – экономического развития муниципальных образваний. Блауберг В. И. и Спицнатель В. Н. освещают в своих трудах понятия системного подхода, системы и ее составляющих. В периодической печати можно отметить таких авторов как Кувшиноа М. А., Елохов А. М., Падилья Сароса Л. Ю. в своих статьях анализирующих отдельные аспекты и способы моделирования, планирования и управления социально – экономическим развитием муниципальных образований.
Цель исследования. Главной целью данной курсовой работы является исследование города Хабаровска как социально-экономической системы, определение проблем развития и возможные пути их решения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия системного подхода;
2. Изучить город как социально-экономическую систему;
3. Провести анализ социально-экономического развития города Хабаровска;
4. Выявить проблемы социально-экономического развития города Хабаровска и предложить возможные пути их решения.
Объектом исследования является муниципальное образование городской округ «город Хабаровск»
Предмет исследования – город как социально-экономическая система.
Теоретико – методологическая основа и эмпирическая база. В данной курсовой работе были использованы такие методы как анализ и синтез, метод аналогий, метод абстракции, статистический анализ. Большое внимание было уделено использованию методов системного анализа и системного подхода. Эмпирическую базу составили данные периодической печати, нормативно – правовые акты, а также статистические данные.
Хронологические рамки исследования включают в себя период 2008-2011 года.

Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ АНАЛИЗЕ ГОРОДА КАК СИСТЕМЫ……………………………………………………………….5
Системный подход: понятие, принципы и методы………………………..5
Город как система: элементы, структура и функции……………….....…..9
2 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА ХАБАРОВСКА…………………………………………………….………..15
2.1 Характеристика города Хабаровска: социальные и экономические аспекты…………………………………………………………………….…15
2.2 Проблемы социально-экономического развития города Хабаровска и пути их решения…………………………………………………………….....…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..…28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по СМУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     4. В городе за всю его историю  никогда не наблюдалось конфликтов  на почве нетерпимости по расовому, конфессиональному или национальному  признаку. Малочисленность населения  на огромной территории, суровые  условия проживания, многонациональный  состав населения и удаленность от центров конфликтов делала его терпимым к различным культурным и национальным особенностям. Это особенность «менталитета» населения позволяет надеяться на благоприятный психологический климат, который является важной составляющей для развития в направлении конвеншн-центра (например, по показателю бытовой толерантности Хабаровск имеет сравнительные преимущества перед городами Китая, Кореи, Японии).

     5. Хабаровск как часть Российского  Дальнего Востока не вовлечена  в конфликты региона АТР, поэтому является «нейтральной территорией» где могут встречаться представители любых государств, в том числе сторон участников конфликтов (например, Китай - Тайвань, Южная и Северная Корея).

     6. Экономическая слабость России  на Дальнем Востоке не вызывает опасений в конкуренции с ее стороны и делает ее наиболее приемлемой площадкой для встреч с деловыми партнерами (без боязни усиления своих конкурентов) при условии обеспечения достойного качества сервисных услуг.

     7. В Хабаровске находится достаточное  количество научных, образовательных, общественных организаций и представлены все уровни публичной власти (федеральная, субъектная, местная, которые могут быть организаторами и «принимающей стороной» в проведении как региональных так и международных форумов.

     8. Интеллектуальный и образовательный потенциал горожан достаточен для решения задач, необходимых для позиционирования и развития города как конвеншн-центра.

     9. Структура населения также благоприятна (40% населения люди до 30 лет).     

     В чем привлекательность такого развития для города Хабаровска и его жителей?     

     Деловой «туризм» лишь немногим уступает «чистому туризму» по количеству оставляемых  гостями города денег в месте  их пребывания. А это означает возможность  развития целых отраслей городской  экономики, специализирующихся на обслуживании участников различных мероприятий (гостиницы, транспорт, учреждения досуга и культуры, торговля, спортивные залы и пр.). При этом, Хабаровск не может получить другой доступ к одной из наиболее рентабельных отраслей современной экономики - туризму. Хабаровск не может стать центром туризма (в классическом его понимании), так как в нем нет чего-то исключительного, что может стать центром притяжения для туристов. Хабаровск не являлся ареной исторических событий, имеющих мировое значение, не обладает исключительными архитектурными и природными памятниками (как, например, египетские пирамиды или озеро Байкал, Ниагарский водопад и пр.). А вот деловой «туризм», где главным является участие в каком-либо форуме, а местные достопримечательности являются приятным дополнением к программе, может обеспечить Хабаровску успех в привлечении доходов от туризма.     

     Другое  преимущество для хабаровчан в подобном развитии города заключается в том, что оно требует соответствия стандартам качества по экологическому состоянию города, уровню его благоустройства и коммунального благополучия. Поэтому, в отличие от идеи промышленного центра, результатом реализации такой стратегии будет повышение уровня комфортности проживания для жителей города, обязательность решения сегодняшних городских проблем (описанных выше).     

     И еще один аргумент в пользу этой идеи: уровень культуры поведения  участников различных форумов, как  правило, намного выше чем «чистых» туристов, которые иногда напоминают не гостей, а завоевателей.     

     Резюмируя преимущества такого развития, можно  говорить об адекватности этой цели уровню городской стратегии, о ее привлекательности  с точки зрения привлечении дополнительных ресурсов в город (рост уровня доходов  населения и бюджетной обеспеченности), результативности по повышению качества жизни и непротиворечивости движения к поставленной цели и решения ключевых городских проблем     

     Конечно, Хабаровск обладает значительными  конкурентными преимуществами в  достижении этой цели, и может вполне успешно бороться за лидерство в качестве места организации и проведения различных форумов, но это только потенция, которая требует серьезных усилий всего городского сообщества. Необходимо продумать ответ на вопрос: «Как стать таким центром?», что, как и когда необходимо сделать для успеха в достижении поставленной цели, но это уже задачи стратегического тактического планирования.

     Таким образом, опираясь на вышеизложенные данные, можно резюмировать некоторые моменты  этой главы.

     В первую очередь мы определили, что Хабаровск – это довольно крупное муниципальное образование, обладающее постоянно развивающейся инфраструктурой, городской экономикой и социальной системой жизни городской общественности.

     Социально – экономическое развитие города определяется программой социально – экономического развития города, в которой анализируются результаты прошлогодних достижений и планируются новые.

     У Хабаровска, как и у других муниципальных  образований имеются определенные проблемы развития, которые мешают выйти городу на новый уровень функционирования социальной и экономической системы данного городского округа. Эти проблемы могут решаться разными методами, в данной главе предлагается стратегия по развитию города по разным направлениям, которые должны вывести работу городской системы на новый, инновационный уровень. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Обобщая все вышесказанное, остановимся на основных моментах данной работы и на освещении задач, поставленных в начале курсовой работы.

     Применение  системного подхода к решению  проблем разного характера давно себя оправдало. Рассматривая объект изучения как систему, мы осуществляем декомпозицию системы на отдельные составляющие: части, элементы, функции элементов и частей, связи между ними и  т.д. Соответственно, применение системного подхода, как и построение системы, основывается на использовании принципов системного подхода, своеобразной методологии системного подхода.

     Рассматривая  город как целостную, открытую и  сложную систему, мы определяем, что  в зависимости от трактовок и  подходов к понятию город, можно выделять разные структурные элементы этой комплексной системы и функции. Тем не менее, город относиться к категории социально – экономических систем. Такого рода системы наделены присущими только им характеристиками и содержанием. В частности экономическая подсистема имеет свои признаки как охват территории, устойчивость, кругооборот товаров и услуг, эффективность. Социальная подсистема характеризуется социальной защищенностью, справедливостью, реализацией общественных интересов, общественной безопасностью и др.

     Анализируя  характеристику городского округа «город Хабаровск», мы видим сравнение достижений в экономической и социальной сфере за последние два года, 2010 и 2011 гг. По самым разным показателям можно наблюдать хороший рост и увеличение. Это дает право говорить о развитии, положительной динамике роста городской экономики и социальной сферы. Но как и любой системы, в ходе ее функционирования обнаруживаются проблемы, мешающие выйти системе на новый уровень деятельности.

     Город Хабаровск имеет такие проблемы как теневой бизнес, критическое состояние инфраструктуры, упадок отрасли ЖКХ, отток населения и т.п. Сформировавшиеся проблемы как известно требуют решения. Решения данных проблем может быть достигнуто благодаря реализации стратегии по развитию города в разных направлениях, например превращению его в центр промышленности, или в центр политической столицы Дальнего Востока. При разработке любого из этих вариантов, вышеизложенные проблемы будут решаться либо за счет развитой экономики – как в случае упора на промышленность, либо за счет социальной ответственности разных коммерческих и некоммерческих организаций – в случае развития образовательно – культурного центра региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

     
    1. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - N 40. - ст. 3822.
    2. Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг - М.: Эдиториал УРСС, 2009. – 450 с.
    3. Могилевский, В. Д. Методология систем: вербальный подход / В. Д. Могилевский. -М.: «Экономика», 2009. -251 с.
    4. Спицнатель, В. Н. Основы системного анализа / В.Н. Спицнатель. - СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2009. - 326 с.
    5. Воронин, А. Г., Лапин, В.А. Основы управления муниципальным хозяйством / А.Г. Воронин, В. А. Лапин. - М.: 2008. – 476 с.
    6. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований / Под ред. Н. Г. Сычева. - М.: 2008. – 580 с.
    7. Васильев, А. А. Муниципальное управление / А. А. Васильев. - Н. Новгород: 2003. - 388 с.
    8. Воронин, А. Г. Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста / А. Г. Воронин. - С-Пб.: 2009. – 356 с.
    9. Коган, А. Е., Гневко, В. А. Местное самоуправление: основы системного подхода / А. Е. Коган, В.А. Гневко. - С-Пб.: 2009. – 430 с.
    10. Лазарев, В. Н., Поляков, Н. Г. Местное самоуправление: моделирование социально-экономического развития / В. Н. Лазарев, Н. Г. Поляков. -  Новомосковск.: 2009. – 255 с.
    11. Рохчин, В. Е. Муниципальное планирование / В. Е. Рохчин. - С-Пб.: 2009. – 320 с.
    12. Бузгалин, А. В., Колганов, А. И. Теория социально-экономических трансформаций / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов. — М.: ТЕИС, 2009. – 422 с. 
    13. Шугрина, Е. С. Муниципальное право / Е. С. Шугрина. - М.: Проспект, 2010. – 56 с.
    14. Зубаревич, Н. В.  Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала / Н. В. Зубаревич // Общественные науки и современность. - 2010. - № 5. - С. 5-19.
    15. Занадворнов, В. С., Занадворнова, А. В. Экономика города: Учебное пособие / В. С. Занадворнов, А. В. Занадворнова. - М.: Магистр, 2009. – 330 с.
    16. Биликтуева, Г. Муниципальное управление человеческим капиталом как ресурсом социально – экономического развития территории / Г. Биликтуева // Муниципальная служба. – 2010. - №3. – С. 49-57.
    17. Елохов, А.М. Моделирование социально – экономического развития городского муниципального образования / А. М. Елохов // Теория и практика корпоративного менеджмента: сб. науч. ст. – Пермь, 2010. – Вып. 7. – С. 42-49.
    18. Падилья Сароса, Л. Ю. Планирование экономического развития муниципальных образований / Л. Ю. Падилья Сароса // Управление развитием территорий. – 2008. - №1. С. 26-30.
    19. Бабун, Р. В. Местное самоуправление и муниципальное управление: современные проблемы / Р. В. Бабун. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2010. – 200 с.
    20. Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2010. – 492 с.
    21. Вопросы устойчивого и комплексного социально – экономического развития муниципальных образований / Федер. Собр. Рос. Федер., Гос. Дума, Комитет по вопр. местного самоуправления.; [под ред. В. С. Тимченко; сост. И. В. Бабичев и др.]. – М.: Изд. Гос. Думы, 2009. – 142 с.
    22. Кувшинов, М. А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования / М. А. Кувшинов // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 86-91.
    23. Социально-экономическое положение Хабаровского края в январе-октябре 2010 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю // Экономическое обозрение Дальневосточного региона. - 2010. - № 12. - С. 13-24.
    24. Социально-экономическое положение Хабаровского края в январе-мае 2011года // Экономическое обозрение Дальневосточного региона. - 2011. - № 7. - С. 15-23.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лист  нормоконтроля 

Наименование  документа ФИО

разработчика

Заключение нормоконтролера
     
 
 
 

Дата___________            

  

Нормоконтролер____________                 ________________

                                   подпись                   фамилия, инициалы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Город как социально-экономическая система