Город как социально-экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы объясняется необходимостью изучения теоретических основ и подходов к функционированию такой сложной и большой системы как городской округ или город. Происходит процесс урбанизации городов и Хабаровск также участвует в этом процессе. По мере увеличения территории города, численности населения и субъектов хозяйствования, город усложняется как социально-экономическая система, и происходящие изменения требуют анализа и результатов исследования. Полученные результаты могут стать основой для корректировки программы социально-экономическим развитием города Хабаровска.
Анализ изученных источников и литературы. В данной курсовой работе были использованы труды разных авторов в области социально – экономического развития муниципальных образований и исследователей систем. Стоит отметить авторов Парахину В. Н., Е. В. Галеева и Л. Н. Ганшину, которые в своем учебном пособии понятие о социально – экономическом планировании, развитии города. Также рассматриваются отдельные направления социально – экономического развития муниципальных образваний. Блауберг В. И. и Спицнатель В. Н. освещают в своих трудах понятия системного подхода, системы и ее составляющих. В периодической печати можно отметить таких авторов как Кувшиноа М. А., Елохов А. М., Падилья Сароса Л. Ю. в своих статьях анализирующих отдельные аспекты и способы моделирования, планирования и управления социально – экономическим развитием муниципальных образований.
Цель исследования. Главной целью данной курсовой работы является исследование города Хабаровска как социально-экономической системы, определение проблем развития и возможные пути их решения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия системного подхода;
2. Изучить город как социально-экономическую систему;
3. Провести анализ социально-экономического развития города Хабаровска;
4. Выявить проблемы социально-экономического развития города Хабаровска и предложить возможные пути их решения.
Объектом исследования является муниципальное образование городской округ «город Хабаровск»
Предмет исследования – город как социально-экономическая система.
Теоретико – методологическая основа и эмпирическая база. В данной курсовой работе были использованы такие методы как анализ и синтез, метод аналогий, метод абстракции, статистический анализ. Большое внимание было уделено использованию методов системного анализа и системного подхода. Эмпирическую базу составили данные периодической печати, нормативно – правовые акты, а также статистические данные.
Хронологические рамки исследования включают в себя период 2008-2011 года.

Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ АНАЛИЗЕ ГОРОДА КАК СИСТЕМЫ……………………………………………………………….5
Системный подход: понятие, принципы и методы………………………..5
Город как система: элементы, структура и функции……………….....…..9
2 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА ХАБАРОВСКА…………………………………………………….………..15
2.1 Характеристика города Хабаровска: социальные и экономические аспекты…………………………………………………………………….…15
2.2 Проблемы социально-экономического развития города Хабаровска и пути их решения…………………………………………………………….....…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..…28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по СМУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      Муниципальными  предприятиями города за 6 месяцев  т.г. произведено работ, услуг на сумму 3,5 млрд. рублей, что больше уровня аналогичного периода прошлого года на 15,0%. Получено валовой прибыли 129,5 млн. рублей.

      Стабильно работает предпринимательский сектор экономики. По итогам 1 полугодия 2011 года оборот малого бизнеса составил около 70 млрд. руб., рост на 18% к аналогичному периоду 2010 года.

      В 2011 году потребительский рынок города сохраняет положительную динамику развития. Оборот розничной торговли во всех каналах реализации по расчетным данным в первом полугодии составил 51,4 млрд. руб. и, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличился на 6,5% в сопоставимой оценке. По крупным и средним организациям товарооборот составил 14,5 млрд. руб., реальный его объем – 5,9%.

      Уровень регистрируемой безработицы на 01.07.2011 составил 0,47%, количество официально зарегистрированных безработных – 1,5 тыс. человек.

      Средняя номинальная заработная плата за январь-июнь составила 31,6 тыс. рублей и  увеличилась, по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, на 11,3%.  Размер реальной заработной платы (скорректированный на индекс потребительских цен) увеличился на 2,3%. Покупательная способность заработной платы (соотношение к прожиточному минимуму) – 3,2 раза.

      Прожиточный минимум за II квартал 2011 года, утвержденный Губернатором Хабаровского края, составляет 9098 руб. в среднем на душу населения, 9760 руб. – для трудоспособного населения.  

      В январе-июне текущего года произошло  увеличение уровня рождаемости (на 3,4%) и снижение смертности (на 1,5%). Естественная убыль населения снизилась (на 31,6%). По прогнозной оценке, в 2011 году демографическая ситуация в городе улучшится: численность населения Хабаровска увеличится на 1,7 тыс. чел. и составит 579,7 тыс. человек.

            С начала 2011 года введены в эксплуатацию ряд социально значимых объектов:

            - пусковой комплекс  объекта «Расширение и реконструкция  водопровода»,

            - жилые дома: по  ул. Панькова в Центральном районе, ул. П.Морозова и ул. Слободской–Шеронова в Индустриальном районе, ул.Дзержинского, ул.Истомина –Уссурийский бульвар – ул.Комсомольская –ул.Муравьева-Амурского;

            - объект «Индивидуальная  застройка коттеджного типа по  ул. Лазо в Железнодорожном районе,

            - залы бокса по  ул. Стрельникова и в пос.Березовка, 

            - произведен ремонт стационара МУЗ «Родильный дом № 1»,

            - реконструирован  лестничный комплекс по ул. Тургенева.

      До  конца 2011 года планируется ввести в  эксплуатацию:

      - пусковой комплекс 1-й очереди  Тунгусского водозабора подземных  вод, 

      - 3 детских сада на 380мест (ул. Флегонтова – 190 мест, ул. Морозова – 95 мест, ул. Шелеста – 95 мест),

      - городской Дворец  культуры,

      - Центр уличного баскетбола в  парковой зоне храма Серафима  Саровского,

      - стадион для спортивных игр  (хоккей с мячом, футбол, бейсбол)  в пос. им. Горького. 

      Продолжается  работа по реализации инвестиционных проектов. Среди них:

      - кирпичный завод, 

      - торгово-развлекательный комплекс  по ул. Суворова,

      - реконструкция кинотеатра «Хабаровск», 

      - экологический парк в Северном  округе,

      - и многие другие.

      Для решения проблем экологического характера ведется строительство 2-й очереди полигона твердых бытовых отходов и мусороперегрузочной станции «Южная»;  предусмотрена реконструкция особо охраняемых природных территорий местного значения: «Парк им.Гагарина», «Парк окружного Дома офицеров Российской Армии». 
 
 
 

      2.2 Проблемы социально – экономического развития города Хабаровска и пути их решения 

     В муниципальном образовании городе Хабаровске за последние 4 года обозначились следующие проблемы социального  и экономического характера, требующие серьезной проработки и комплексного решения:

  1. Высокая доля теневого оборота в таких отраслях как строительство, транспорт, операции с недвижимостью;
  2. Критическое состояние городской инфраструктуры (сетей водоснабжения. канализации, отопления, электро и газо-обеспечения, городских дорог, освещения);
  3. Ухудшение экологического состояния города из-за проблем Амура (загрязнение реки и изменение ее русла) и техногенного воздействия человека;
  4. Уменьшение числа жителей города и ухудшение качественного состава населения по демографическим факторам;
  5. Проблема функционирования сферы жилищно – коммунального хозяйства (коррупция, неэффективность, упадок отрасли);

     Для решения данных проблем город  Хабаровск должен выйти на новые  конкурентные позиции, обновить существующую социально экономическую систему и занять позиции, позволяющие четко видеть проблемы, смотреть на них со стороны и вырабатывать конкретные решение по их устранению. Предлагаются альтернативные варианты развития города Хабаровска, которые позволят найти пути решения сложившихся на данном этапе проблем.  Город Хабаровск может рассматривать различные возможные направления для своего развития, в том числе и те, что, обозначены в проекте стратегического плана:

  • политическая столица Дальнего Востока;
  • транспортно-транзитный центр региона;
  • международный финансово-экономический центр;
  • северо-азиатский культурно-образовательный центр.
 

     Разработчиками  проекта стратегического плана  назывались также в различных  частях текста:

  • центр промышленности;
  • туристический центр.
 

     Возможны другие представления об образе города, но для того, чтобы сравнивать и выбирать - необходимо определиться с критериями для сравнения. Без определения  критериев для сравнения говорить о выборе целей (направлений) развития бессмысленно, как бессмысленно предпочитать холодное круглому или синие хрустящему.   

     При выборе приоритетов следует руководствоваться  следующими критериями:     

     1 критерий - возможность достичь запланированных целей, принимая решение на уровне города. Другими словами, достаточно ли усилий только городского сообщества Хабаровска для достижения данной стратегической цели или она требует усилий других субъектов.      

     Например, все выше названные идеи разработчиков  проекта стратегического плана  являются уязвимыми по этому критерию. Идея «политической столицы» Дальнего Востока базируется только на решении Президента РФ об организационной структуре своей администрации, в частности на выделении ДВФО с центром в Хабаровске. Это решение может быть изменено, и что тогда произойдет со «столицей Дальнего Востока»? Возможно понятие «политической столицы» имеет другое значение - внутренне решение дальневосточных регионов о необходимости координации своей деятельности и выборе своей неофициальной столицей города Хабаровска? Но даже в этом случае, решение должно исходить, прежде всего, от Дальневосточных регионов, а не от городских властей Хабаровска. Так что возможности реализации столичных амбиций в большей степени зависят от решения внешних для города субъектов, чем от внутреннего решения города. В любом случае, «столичный статус» города является скорее условием и ресурсом города, а не его целью. Такая же картина складывается по всем остальным направлениям, доля участия города в решении вопроса о его превращении в транспортно-транзитный центр, международный финансово-экономический центр и культурно-образовательный центр незначительна, а, следовательно, вероятность достижения любой из поставленных целей сомнительна.     

     2 критерий - является ли результатом достижения стратегической цели повышение качества жизни населения города. Город - это не просто территория и население, город - это еще и определенный уровень в системе публичной власти. Местная власть - это уровень местного самоуправления, ограниченный в своих возможностях по принятию властных решений той компетенцией, которая определена 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как решение вопросов местного значения. Решение вопросов местного значения - это удовлетворение основных потребностей населения конкретной территории (обеспечение коммунальными услугами, создание условий для получения услуг образования, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания для организации досуга и занятий физической культурой и т.д.). Следовательно, выбор стратегической цели для города должен находится в русле основных интересов населения города, позволяя улучшать качество жизни в городе.     

     3 критерий - острота конкуренции по этому направлению. То есть, с каким количеством претендентов на аналогичный статус придется бороться Хабаровску, и каковы конкурентные преимущества города в это «борьбе»? Совершенно очевидно, что не может быть в каждом городе своего «северо-азиатского культурно-образовательного центра» или «международного финансово-экономического центра» и, что немало других городов кроме Хабаровска могут и хотят претендовать на выполнение данной роли. В России это может быть Владивосток, но еще более вероятна конкуренция со стороны Китая и Южной Кореи.     

     4 критерий - рентабельность, то есть насколько достижение данной цели может быть выгодным городу и его жителям. Что принесет успешность на этом пути? Насколько город сможет решить стоящие перед ним проблемы и не станет ли это развитие источником новых проблем?      

     5 критерий - органичность цели по отношению к прошлому и настоящему города, к его традициям и менталитету жителей. Если предполагаемое развитие города потребует разрыва «связи времен», то проведение такого решения потребует очень многих усилий и должно быть оправдано несомненно высокими результатами. Хабаровск всегда был пограничным городом, форпостом России (и Европы) в Азии. Отсюда традиционно настороженное отношение к нашим южным соседям, которые воспринимаются не столько как соседи и партнеры, сколько как потенциальные противники, от которых мы бережем рубежи нашей Родины. Такой «сторожевой» менталитет трудно вписывается в концепцию «международного финансово-экономического центра», предполагающего открытость и настрой на сотрудничество со всеми, высокий уровень прагматизма и толерантности.     

     Вышеназванные критерии наверняка не единственно  возможные для сравнения возможных  альтернатив, но даже эти критерии позволяют  оценить различные возможности  и ограничить выбор несколькими  направлениями для последующего широкого обсуждения в местном сообществе. Еще раз подчеркиваем, что решение вопроса о цели стратегического развития требует широкого участия всех активных групп местного сообщества: органов местного самоуправления, общественности, бизнеса, науки, средств массовой информации, так как выбор направления развития - это общественный договор, реализация которого возможна только на принципах социального партнерства и солидарной ответственности.     

     Если  рассматривать возможные направления  развития в рамках выделенных критериев, то на стороне идеи центра деловых, общественных и научных коммуникаций (конвеншн-центра). Город в этом случае становится организатором и площадкой для проведения различных форумов: ярмарок, выставок, симпозиумов, конференций, семинаров, тренингов и т.д. Конечно, Хабаровск должен нарастить соответствующую инфраструктуру (гостиницы, учебные и информационные центры, специализирующиеся на организации форумов), и производство необходимых услуг (организованное питание, транспорт, культурная программа, сервисные услуги), которая сможет создать значительное число новых рабочих мест для жителей города и обеспечит приток инвестиций.      

     Каковы  конкурентные преимущества Хабаровска для позиционирования в качестве такого центра?

     1. Хабаровск является самым крупным  транспортным узлом на Российском Дальнем Востоке - это означает, что доступность города для участников мероприятий из различных регионов Дальнего Востока самая высокая именно в Хабаровске (Владивосток, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский и др. города явно проигрывают в этом Хабаровску), развиваются и международные транспортные схемы.

     2. Статус центра Дальневосточного  Федерального округа («столица»)  ориентирует организаторов различных  форумов, рассчитанных на Дальневосточный  регион России на проведение  мероприятий именно в Хабаровске.

     3. Хабаровск находится в центре  пересечения различных культур:  европейской и азиатской (дальневосточной), что делает его приемлемым  как для представителей европейских  (северо-атлантических государств, включая США), так и стран АТР.

Информация о работе Город как социально-экономическая система