Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:20, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Функция контроля и ее значение в организации работы менеджеров», анализ организации контроля на предприятии ООО «Теплосервис» и разработка предложений по повышению потенциала контрольной функции предприятия.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика функции контроля 5
1.1. Место контроля в процессе управления, его понятие, содержание и принципы 5
1.2. Виды контроля 10
1.3. Контроль как процесс и его этапы 15
Глава 2. Анализ осуществления функции контроля на предприятии ООО «Теплосервис» 24
2.1. Общая характеристика предприятия 24
2.2. Организация функции контроля на предприятии 27
Глава 3. Предложения по повышению потенциала контрольной функции предприятия 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложения
Содержание
Введение
Глава 1. Общая
характеристика функции контроля
1.1. Место контроля
в процессе управления, его понятие,
содержание и принципы
1.2. Виды контроля
1.3. Контроль
как процесс и его этапы
Глава 2. Анализ
осуществления функции контроля
на предприятии ООО «Теплосервис»
2.1. Общая характеристика
предприятия
2.2. Организация
функции контроля на предприятии
Глава 3. Предложения
по повышению потенциала контрольной
функции предприятия
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Представленная работа посвящена теме «Функция контроля и ее значение в организации работы менеджеров».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, так как без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении невозможно эффективное управление организацией. Контроль является одной из основных функций управления. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Повседневный, последовательный, глубокий контроль позволяет добиваться организации четкого взаимодействия всех работников, которые, в свою очередь, позволят реализовать миссию и перспективную программу предприятия.
В отечественной практике управления контроль за работой персонала зачастую сводится к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Изучение современной литературы в сфере менеджмента позволяет сделать вывод о том, что подобный подход устарел.
Современные менеджеры должны стремиться, прежде всего, помочь сотрудникам улучшить их работу, полнее проявить на деле их потенциал, добиться более эффективного, более творческого подхода к делу. Контрольная функция руководства наиболее результативно осуществляется менеджером путем совместного с сотрудником анализа результатов его работы, поиска причин неудач, после чего необходимо обучение подчиненного менеджером, передача опыта, подробный инструктаж. Вместо замечаний по работе и претензий к сотруднику менеджер помогает ему устранять пробелы в знаниях. Это способствует обеспечению более высокого качества и результатов трудовой деятельности. При этом индивидуальный контроль со стороны менеджера должен дополняться коллективным контролем работников фирмы. Подобный подход к контролю позволяет систематически уточнять, корректировать и совершенствовать функции, должностные обязанности каждого работника. Контроль, в результате которого не наказывают, а советуют, всегда встречается с пониманием.
Объектом данного исследования является система управления на предприятии ООО «Теплосервис».
При этом предметом исследования является анализ реализации функции контроля в системе управления ООО «Теплосервис».
Целью исследования является изучение темы «Функция контроля и ее значение в организации работы менеджеров», анализ организации контроля на предприятии ООО «Теплосервис» и разработка предложений по повышению потенциала контрольной функции предприятия.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. На
основании изучения
2. Изучить виды, функции и роль контроля.
3. Рассмотреть
контроль как процесс и
4. Проанализировать
осуществление функции
5. Выработать предложения по повышению потенциала контрольной функции предприятия ООО «Теплосервис».
Работа
имеет традиционную структуру и
включает в себя введение, основную
часть, состоящую из 3 глав, заключение,
библиографический список и приложения.
Глава 1. Общая характеристика функции контроля
1.1.
Место контроля в процессе
управления, его понятие,
содержание и принципы
Управление – это искусство создавать вещи посредством людей. Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Для того, чтобы определить место контроля в процессе управления требуется разобраться в функциях управления. Основными функциями управления менеджеров высшего звена являются: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование – это функция предполагающая решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать её члены, что бы достичь этих целей.
Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей, выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Контроль заключается в определении отклонений от намеченных целей.
Из приведенной в приложении 1 схемы видно, что каждая из функций управления имеет определенное место и значение в процессе управления, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга при выработке управленческих решений.
В обыденном сознании контроль ассоциируется с проверкой, т.е. трактуется узко и неадекватно. В действительности контроль – это предельно комплексное явление, своего рода атрибут любой системы управления (в том числе – и организационной), необходимое средство и механизм обеспечения эффективности ее функционирования. Он не сводится лишь к какому-либо одному этапу управленческого цикла, например к заключительному («проверочному»), но встроен во все управленческие функции, обеспечивая их реализацию, а также возможность перехода от одних функций к другим. С точки зрения менеджмента, контроль – это процесс обеспечения достижения организации своих целей (критически важная и сложная функция управления). [10, 35 с.]
Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Сущность процесса контроля состоит в установке стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Управление
основывается на четкой системе контроля,
охватывающего все стороны
Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс не прерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.
Контроль поддерживает взаимосвязь различных видов деятельности в рамках организации и отдельных подразделений, стимулирует ее эффективность и результативность путем активного воздействия на хозяйственные процессы. Но для надежности нужен двойной контроль – за исполнителем и самим контролером.
В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. [16, 378 с.]
В задачу контроля входит сбор, обработка и анализ информации о деятельности фирмы и ее подразделений, сравнение с плановым показателями, выявление отклонений, анализ их причин, разработка мероприятий для достижений заданного состояния.
Контроль в управлении можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента.
Во-вторых, завершающую стадию его цикла, сердцевинной которой является механизм обратных связей.
В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений. [14, 337 с.]
Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами.
Прежде всего, он должен быть всеохватывающим, т.е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней. Речь идет не о тотальном требовании фиксировать любые события – это дорого и практически не возможно. Здесь нужен разумный, научно обоснованный подход, позволяющий вместе с этим получить достаточно полную и объективную картину ситуации. Такой контроль не под силу одному человеку или небольшой группе людей. К нему привлекается весь персонал организации или его значительная часть, потому что наилучший эффект обеспечивает самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.
Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, задаваемую основными приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств.
Контроль осуществляется прежде всего не ради выявления проблем как таковых, сколь бы важными они сами по себе не были, а для их успешного разрешения и достижения конкретных результатов. Поэтому бесполезную, ненужную для улучшения деятельности организации информацию собирать не стоит. В то же время, чтобы сформулировать адекватные решения, необходимо точно знать степень отклонения основных параметров от запланированных показателей, его причины и возможные последствия.
Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.
Эффективный контроль должен увязываться и с изменениями в структуре организации и системе управления ею, поэтому важным требованием, предъявляемым к нему, является гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям.
Контроль должен быть своевременным, позволять устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе он вечно будет опаздывать и окажется на практике бесполезным.
Поскольку контроль не самоцель, а средство достижения цели, то он должен служить условием повешения эффективности хозяйствования, следовательно, быть экономичным (приносимые выгоды должны превышать затраты). Это обеспечивается оптимизаций всех связанных с контролем издержек (на технические средства, сбор, переработку и хранение информации и проч.).
Отсутствие экономического эффекта от контроля свидетельствует о том, что он не повышает степени владения руководством реальной ситуацией, более того, направляет его действия по ложному пути.
Эффективный контроль индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.
Ориентированность контроля на человека означает его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков виновных. А это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности проведения соответствующих мероприятий.
Информация о работе Функция контроля и ее значение в организации работы менеджеров