Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:42, курсовая работа
Эффективное управление организацией невозможно без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении. Контроль является одной из основных функций управления. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ 4
1.1 Организация процесса контроля 4
1.2 Контроллинг как база обоснования и принятия управленческих решений 10
1.3 Значение функции контроля в организации работы менеджера 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОАО «АГРОСЕРВИС») 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 25
2.3 Организация процесса контроля на ОАО «Агросервис» 26
ГЛАВА 3 СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
В
основе этой новой концепции системного
управления организацией лежит стремление
обеспечить успешное функционирование
организационной системы
Контроллинг обеспечивает методическую
и инструментальную базу для поддержки
основных функций менеджмента: планирования,
контроля, учета и анализа, а также оценки
ситуации при принятии управленческих
решений. При этом следует подчеркнуть,
что это - не та система, которая автоматически
обеспечивает успех предприятия, освобождая
менеджеров от функций управления.
Среди узловых компонентов концепции контроллинга можно выделить:
ориентацию на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе — философия доходности;
формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;
декомпозиция задач контроллинга на циклы. [6]
Философия доходности означает:
Цикл контроллинга включает следующие интерактивные этапы:
Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных потоков». Сначала планирование производится «сверху вниз» (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток «снизу вверх» и, как следствие, разрабатывается методика корректировки плановых заданий, направленная на координацию отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.
Второй
и третий этапы - контроль отклонений
и принятие корректирующих решений
- предусматривают анализ фактических
данных по контролируемым величинам
и выработку мероприятий по устранению
нежелательных отклонений. При этом
каждый работник предприятия должен
действовать самостоятельно, в пределах
его компетенции. Если же поставленные
задачи относятся к более высокому
уровню иерархии управления, он должен
обратиться к соответствующим отделам.
Из основной
задачи контроллинга — информационного
обеспечения и поддержки ориентированного
на результат управления — вытекают частные
задачи, к которым относятся:
подготовка и передача первичной информации, ориентированной на результат;
Таким образом, контроллинг выполняет функции консультирования и обслуживания, обоснования и реализации решений. Эти специальные задачи контроллинга распространяются как на предприятие в целом, так и на его товарные, функциональные и региональные подразделения (подсистемы), а также на группы продукции и услуг, программы мероприятий и проекты на всех уровнях управления.
Поскольку
ориентированные на результат планово-контрольные
расчеты рассматриваются в
Значение
функции информационного
Как уже отмечалось, функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет; поддержка процесса планирования; контроль за реализацией планов; оценка протекающих процессов; выявление отклонений, их причин; выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.
Под сферой учета задач контроллинга понимают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Это необходимо для разработки стратегии деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, а в дальнейшем и для поддержания системы ведения внутреннего учета информации о протекании технологических процессов. Важными являются подбор или разработка адекватных методов учета, а также критериев оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.
Поддержка процесса планирования заключается в выполнении следующих задач:
Система
контроллинга информационно поддерживает
разработку базисных планов (планов продаж,
ликвидности, инвестиций и т. д.); координирует
отдельные планы по времени и
их содержанию; проверяет составленные
планы на полноту и реализуемость,
что позволяет составить единый
оперативный (годовой) план предприятия.
При этом служба контроллинга не занимается
вопросами, что планировать, а советует,
как и когда планировать, и
оценивает возможность
Контроль за реализацией планов предполагает разработку форм и методов ведения контроля, а также определение масштаба и объема его проведения. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контрольных мероприятий и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик, выявляется степень достижения поставленной цели. Далее осуществляется анализ отклонений и выясняются причин их появления. По результатам анализа вырабатываются предложения по устранению выявленных отклонений.
В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации в рыночных условиях.
Так,
в условиях ухудшения экономического
положения предприятия от служб
контроллинга ожидают в большей
степени услуг по координации
планов, анализу причин отклонения
от утвержденных планов, а также
рекомендаций по обеспечению выживания
на ближайшую перспективу.
В Республике
Беларусь пока известны лишь единичные
случаи функционирования подразделений
контроллинга.
Подводя
некоторые итоги, хотелось бы отметить,
что для достижения организацией
успеха и признания ее на рынке
необходимо внедрять в практику систему
контроллинга, которая выступает
как система обеспечения
Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели, ключевые результаты должны быть хорошо определены. С точки зрения оценки результатов коммерческой деятельности контроль направлен на оценку стратегических альтернативных вариантов, долгосрочных ключевых результатов, степени их достижения прежде всего в разрезе года. Это оценивают на уровне фирмы, подразделения, работника. Контроль должен быть направлен на результаты как коммерческой, так и вспомогательной деятельности.
Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание напористости и гибкости. Худший вариант – агрессивность и вялость. Таким образом, объекты контроля целесообразно классифицировать в соответствии с рисунком 2.
Рис. 2 -
Классификация объектов контроля [7]
Учет – необходимая информационная база менеджера. Его главная цель – предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основу принятия управленческих решений.
Важнейшие задачи учета:
-
сбор, обработка и отображение
первичных данных о
-
систематизация данных с целью
получения и обобщения
-
создание исходной
Различают три вида хозяйственного учета:
Анализ
хозяйственной деятельности предприятия
лежит посредине между
Анализ
итогов хозяйственной деятельности
фирм рекомендуется проводить
1. Определение цели анализа (обзор имущественного и финансового положения и уровня доходов).
2. Выбор исходного материала (балансы, счета прибылей и убытков, отчеты о состоянии дел, годовые отчеты фирмы и конкурирующих организаций, таблицы биржевых курсов, сообщения экономической прессы, отчеты о собраниях пайщиков).
3. Получение первого представления об объекте анализа (анализ публикаций о фирме и отрасли, производственная программа).
4. Сбор числовых данных путем разложения итогов деятельности фирмы по источникам (обычный итог производственной деятельности, обычный итог финансовой деятельности, внеплановый итог).
5. Оценка сводного баланса движения имущества и капитала, сравнительного баланса.
6. Исследование причин полученного в балансе результата, разработка прогноза развития на перспективу, формирование заключения.
7. Отражение результатов в форме отчета.
Основные разделы анализа:
- анализ имущественного положения (обзор структуры средств предприятия и его инвестиционной деятельности) по следующим важнейшим показателям: доля основных средств в совокупном капитале, доля оборотных средств, норма инвестиций в обороте, квота инвестиций (брутто-инвестиции на объем производства);
- анализ уровня доходов по следующим показателям: рентабельность собственного капитала, рентабельность совокупного капитала, уровень дивидендов, соотношение биржевого курса и дивидендов, влияние на уровень дивидендов дохода с оборота, скорости оборота, структуры капитала, скорость возврата инвестиций, влияние заемного капитала на увеличение доходов с собственного;
- анализ финансового положения по следующим показателям: ликвидность, уровень динамической задолженности (число лет, необходимых для погашения взятых кредитов за счет собственных средств), уровень задолженности, уровень обеспечения основных средств собственными средствами и долгосрочным заемным капиталом, доля заемных средств, доля собственных средств.
Информация о работе Функция контроля и ее реализация (на примере ОАО «Агросервис»)