Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:46, курсовая работа
Управление как отдельный вид деятельности и как наука появились сравнительно недавно, а начало развития менеджмента связано с началом Фредериком Уинслоу Тейлором своих исследований. Именно в трудах Тейлора была развита концепция разделения труда, позволившая выделить управление в отдельную профессию. В настоящее время наибольшей ценностью обладает информация и ее своевременная и точная передача, а менеджмент стал крайне востребованной специальностью.
Введение 3
Глава 1. Функциональное разделение труда 5
1.1 История развития концепции разделения труда 5
1.2 Развитие концепции разделения труда на современном этапе 11
Глава 2 Разделение труда в концепции Тейлоризма 15
2.1 Научная школа управления 15
2.2 Научная организация труда Ф.У.Тейлора 20
2.3 Роль разделения труда в теории управления Ф.У.Тейлора 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31
«Как только перестают иметь дело с рабочими в больших артелях или группах, и приступают к изучению каждого рабочего, как отдельного индивидуума, то в случае, если рабочий не выполняет своего урока, ему следует дать компетентного инструктора, который показал бы ему в точности, как лучше всего выполнять его работу, который руководил бы им, помогал ему и поощрял его и в то же время изучал бы его способности, как рабочего. Таким образом, при этой системе, индивидуализирующей каждого отдельного рабочего, вместо того, чтобы грубо увольнять человека или понижать его плату в том случае, если он не работает как надо, ему дают надлежащее время и помощь для того, чтобы сделать его приспособленным к данному виду работы, или же его переводят на другую работу, для которой он лучше приспособлен физически или духовно» [22; с. 86].
В третьем принципе мы вновь находим призыв администрации отойти от пассивного стороннего контроля рабочих к активному непосредственному участию в выполняемых работах и сотрудничеству с рабочими. Тейлор вновь и вновь подчеркивает, что функция менеджера заключается в «самом тесном сотрудничестве администрации и рабочих, при котором вся тяжесть работы лежит совместно на обеих сторонах в соответствии с установленными научными законами, вместо предоставления решения каждой отдельной задачи производства, всецело крайнему разумению данного отдельного рабочего» [22; с. 68]. По мнению Тейлора ни один рабочий не будет работать в соответствии с научными принципами, если, во-первых, ему не будет соответствующим образом повышена оплата за его труд; и, во-вторых, если ему не будет оказываться «дружественная помощь» со стороны руководства. В ходе такого сотрудничества администрация и должна сообщать рабочим об их успехах и давать своевременные рекомендации, которые помогут сохранять высокий темп работы, предотвращая намеренное или непроизвольное снижение темпа работ.
И в четвертом принципе Тейлор, словно обобщая все высказанные ранее мысли, в очередной раз обращает наше внимание на то, что успех достигается только тогда, когда все задействованные и заинтересованные стороны прилагают, насколько это возможно, равные усилия к реализации общего дела. Он вновь подчеркивает, что раньше весь труд и основная часть ответственности были возложены на рабочих, в то время как многие функции могли бы с гораздо большей эффективностью выполняться администрацией. Кроме того, администрация назначает в помощь рабочим «агентов распределительного бюро», которые должны быть «в состоянии не только на словах сказать рабочему, что он должен делать, но, в случае необходимости, могут и сами выполнить работу на глазах у рабочего и наглядно показать ему не только наилучшие, но в тоже время и наиболее быстрые методы» [22; с. 161].
Мы видим, что Тейлор, предъявляя повышенные требования к рабочим, предъявляет еще более строгие требования и к администрации, говоря о том, что именно она должна нести основную нагрузку и ответственность за выполнение работ, и только таким способом будет возможно резкое повышение производительности труда.
Идея разделения труда, высказанная Тейлором оказала прогрессивное влияние на организацию не только с точки зрения разделения труда, связанного с производством какой-либо продукции. Прежде всего, здесь надо обратить внимание на разделение физического и умственного труда. Этот аспект специализации непосредственно связан с возникновением менеджмента в таком виде, в каком мы знаем его сегодня. То есть, когда менеджер напрямую принимает участие в производственном процессе и принимает на себя вполне определенные обязанности и основную долю ответственности.
Рассмотренные нами принципы разделяют организацию на две части: исполнительную и координационную, Но именно это разделение и позволяет, в конечном счете, объединить все лица, заинтересованные в достижении общей цели и обеспечить наиболее эффективное достижение этой цели.
Научная школа управления возникла в связи с резким скачком развития промышленности в конце 19 – начале 20 века. Основоположником данной школы считается Фредерик Тейлор. Многие другие ученые, отнесенные позже к данной школе, вдохновленные идеями Тейлора, начали собственные исследования с области научного управления. Такие ученые, как Гантт, Эмерсон, супруги Гилбреты и многие другие, называемые последователями Тейлора не просто следовали по стопам основоположника школы, а разрабатывали свои собственные направления. Суть научной организации труда Тейлора выражена в четырех принципах, приведенных в его труде «Принципы научной организации труда», причем в каждом из четырех принципов автор говорит о равномерном распределении обязанностей и ответственности между рабочими и администрацией предприятия, то есть, утверждает необходимость внедрения так называемого «вертикального» разделения труда. Таким образом, в трудах Тейлора впервые получает научное обоснование необходимость отделения умственного труда, включающего в себя среди прочего, планирование, научное изучение способов и методов производства и рационализаторскую деятельность, от физического, оставив рабочим только те функции, которые связаны непосредственно с выполнением работ.
Заключение
В 80-х годах 19 века Фредерик Уинслоу Тейлор начал исследования по рационализации и организации труда. Полученные в ходе данных исследований результаты он использовал для разработки собственной системы, получившей название «научная организация труда», позднее ее стали называть системой Тейлора или тейлоризмом.
Суть данной системы была выражена автором в четырех принципах:
В своем главном труде по научной организации труда «Принципы научной организации труда» Тейлор выделяет два принципиальных различия своей системы и распространенной в то время системы «инициативы и поощрения»:
Второе различие Тейлор особо выделяет в каждой главе своего труда. Прежде всего, он говорит о том, что каждый член организации должен заниматься тем, что он делает лучше всего, и направлять все силы на выполнение именно этого задания. Следовательно, рабочие должны сосредоточиться на физическом труде, а умственный труд, включающий в себя функции планирования, обучения, контроля, оказания «дружественной помощи» и так далее, должны быть отведены администрации. Причем и данные функции должны быть распределены между совершенно разными сотрудниками (до восьми человек), которые должны быть высококлассными специалистами в своей области.
Предложенная Тейлором система была основана на наблюдениях да ручным трудом. В скором времени ручной труд стал повсеместно заменяться автоматизированным, что привело к тому, что система научного управления в том виде, в каком она была описана в труде Тейлора, не могла больше применяться на практике. Однако, принципы, высказанные автором, не только не утратили своей значимости, но и послужили основой для последующих исследований и разработок, а также определили направление формирования и развития новой науки под названием менеджмент.
Список использованной литературы
1 При горизонтальном Р.т. делятся виды работ в пределах одного уровня, например, выделяются изготовление, обработка деталей изделия и сборка изделия из этих деталей [27].
Информация о работе Функциональное разделение труда в теории управления Ф.У.Тейлора