Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:46, курсовая работа
Управление как отдельный вид деятельности и как наука появились сравнительно недавно, а начало развития менеджмента связано с началом Фредериком Уинслоу Тейлором своих исследований. Именно в трудах Тейлора была развита концепция разделения труда, позволившая выделить управление в отдельную профессию. В настоящее время наибольшей ценностью обладает информация и ее своевременная и точная передача, а менеджмент стал крайне востребованной специальностью.
Введение 3
Глава 1. Функциональное разделение труда 5
1.1 История развития концепции разделения труда 5
1.2 Развитие концепции разделения труда на современном этапе 11
Глава 2 Разделение труда в концепции Тейлоризма 15
2.1 Научная школа управления 15
2.2 Научная организация труда Ф.У.Тейлора 20
2.3 Роль разделения труда в теории управления Ф.У.Тейлора 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31
В своих исследованиях Гантт уделял большое внимание вопросам стимулирования труда и производственного планирования. Основные достижения Гантта в области управления производством включают в себя:
Также среди последователей Тейлора выделяются Фрэнк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет. Супруги занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Хотя работу Гилбретов по изучению движений обычно связываю с работой Фредерика Тейлора по анализу временных затрат и относят к общей группе «законов и принципов» научной организации труда, данное исследование Гилбретов, на самом деле, значительно отличается от того, чем занимался Тейлор. Элементы «системы Тейлора», послужившие основной для развития школы научного управления, влияли на систему оплаты труда рабочих, внедряли новую систему разделения труда, расширяли и усиливали роль менеджмента. Изучение движений Гилбретов было сконцентрировано на процессе выполнения задания, на том, как наилучшим образом избавиться от ненужных, утомительных движений в любом технологическом процессе. Хотя здесь также использовался секундомер для измерения и вычисления времени, необходимого для выполнения того или иного задания, он являлся лишь вспомогательным элементом исследования.
Основным объектом изучения Гилбретов всегда были рабочие. Занявшись реорганизацией методики выполнения работ, Гилбреты обратились к работе каменщика. Очень многие предприниматели были заинтересованы в том, чтобы повысить свои доходы и одновременно улучшить положение своих рабочих. Система, разработанная Гилбретами, позволяла достичь обеих целей.
Изначально работа Гилбретов по изучению движений заключалась в реорганизации типичной последовательности операций в процессе работы и была нацелена на избавление от ненужных движений при кладке кирпича. Найденные решения были очень просты, но, в то же время, революционны для данного вида деятельности, который за последние 4000 лет практически не претерпел изменений. Кирпичи были перемещены ближе к каменщику, что позволило снизить количество нагибаний и подъемов, необходимых для кладки, было предложено использование подвижных лесов для обеспечения непрерывной работы при возведении кирпичных зданий. В результате, система, разработанная Гилбретами, позволяла достичь обеих целей. Благодаря тщательному анализу трудовых движений, выполняемых прикладке кирпича, Фрэнк Гилбрет сумел добиться увеличения количества кирпичей, укладываемых одним каменщиком, со 175 до 350 штук в час, увеличив, таким образом, производительность на 100% [12].
С расширением Гилбретами объекта исследования движений – от процесса кладки кирпича до производственного процесса, в общем, увеличилось и влияние Лилиан Гилбрет в данном тандеме. Она получила образование в сфере, только начинающей развиваться в тот период – психологии. И именно психология в значительной мере повлияла на их признание роли рабочего в любом процесс реорганизации. В отличие от Тейлора, который считал, что рабочий нуждается в постоянном контроле, супруги были более чуткими к потребностям рабочих. Фрэнк Гилбрет считал, что для проведения любой «научной» реорганизации необходимо содействие рабочего, без которого все усилия будут потрачены впустую. Это в большей степени явилось результатом влияния Лилиан и ее психологического образования, и привело к тому, что в работах Фрэнка и Лилиан Гилбрет более чем в работах других классиков научной школы управления были учтены интересы и потребности работников.
К создателям научного менеджмента историки относят также американского мыслителя Гаррингтона Эмерсона.
Свой научный путь Эмерсон начал также на рубеже 19-20 вв.: в 1908 г. была опубликована его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. свет увидел его самый известный труд «Двенадцать принципов производительности».
Термином «производительность» понимался Эмерсоном как оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом.
Эмерсон рассмотрел основы производственного процесса по отношению к любому виду трудовой деятельности, независимо от его направленности. Данный анализ позволил Эмерсону сформулировать двенадцать основных принципов производительности, которые позволяют максимально увеличить производительность и эффективность труда в любой сфере: в производстве, в строительстве, в домашнем хозяйстве и т. д.
Эмерсон активно отстаивал стандарты и стандартизацию, как основу эффективной трудовой деятельности. Почти двести компаний различной специализации приняли на вооружение в свое время различные элементы системы эффективности Эмерсона, включающие в себя производственные алгоритмы, стандартизацию рабочих заданий и условий, анализ временных затрат, изучение движений, план поощрения, согласно которому, рабочие с большей производительностью и эффективностью получали более высокие заработные платы [25].
Основная заслуга Гаррингтона Эмерсона, как пионера организация производства и теория управление и организации, заключается в том, что он не только разработал, но и внедрил свои идеи на многих промышленных предприятиях Америки.
Генри Форд, американский предприниматель,
владелец автомобилестроительных заводов
в США и других странах мира. Он известен,
прежде всего, тем, что впервые стал использовать промышленный
Фордизму даются самые разнообразные определения. Например, «фордизм … это одноименная система производства, предназначенная для того, чтобы изрыгать стандартизованные, дешевые товары и предоставлять рабочим доход, достаточный для покупки данных товаров» [10; с.4]. Также фордизм описывается, как «модель экономической экспансии и технологического прогресса, основанная на массовом производстве: изготовлении стандартных товаров в огромных колчествах с помощью специализированной техники и неквалифицированного труда» [21; с.1].
Хотя фордизм изначально и был создан как способ повышения производительности автомобильной промышленности, данный принцип может быть применен к любому виду производственного процесса. Успех данной теории основан на трех основных принципах:
Эти принципы в совокупности с технологической революцией, которая произошла во времена Генри Форда, обеспечили процветание его компании. Его сборочный конвейер был поистине революционным явлением, однако он был далеко не оригинальным. Что же было действительно оригинальным открытием Форда, так это то, что он разделил сложные задачи на более простые, выполняемые с применением специальных инструментов [7; с.13]. Это нововведение сделало сборочный конвейер очень гибким – при необходимости его детали могли быть легко заменены.
Основным достижением Генри
Форда является то, что он осознал
потенциал конвейера и
Научная организация труда представляло собой первую попытку систематического анализа управления и усовершенствования технологического процесса. В целом же заслуга основателей школы научного управления заключается в выведении следующих принципов научного управления:
2.2 Научная организация труда Ф.У.Тейлора
Зарождение и развитие школы научного управления, прежде всего, связано с системой управления, разработанной Фредериком Уинслоу Тейлором, который и является её основателем, впоследствии данная система получила распространение под его именем – Тейлоризм.
Фредерик Уинслоу Тейлор – фигура в немалой степени знаковая в сфере менеджмента и производства в целом. Он считается отцом современного менеджмента и основателем школы научного управления. В отличие от большинства авторов управленческих теорий, Тейлор никогда был не ученым, профессором или исследователем, он был практиком.
Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 года в городе Германтаун, Пенсильвания, в семье адвоката Фредерика Тейлора и Эмили Аннет Тейлор, которая принимала активное участие в политической и общественной жизни города. В течение двух лет Тейлор обучался во Франции и Германии, а в 1872 году поступил в академию Филлипа Экстера, Нью–Хэмпшир. После окончания он поступил в Гарвардский юридический колледж, однако в тот период его зрение резко ухудшилось, и он не смог продолжать обучение. После окончания экономического кризиса 1873 г. он устроился на работу в качестве рабочего пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии.
В 1878 году благодаря своей трудоспособности и настойчивости он смог устроиться разнорабочим на Мидвэльском сталелитейном заводе, немного позже Тейлор получил повышение, став лекальщиком и механиком, а уже в 1882 году он занял ответственную должность начальника механических мастерских.
В то же самое время, учась на вечернем отделении Технологического института Стивенса, Тейлор получает техническое образование. В 1884 г. Тейлор был назначен главным инженером. С 1890 по 1893 г. он работает главным управляющим и консультантом по инженерно-техническим вопросам в Филадельфийской мануфактурной инвестиционной компании. В 1893 г. Тейлор собственную компанию по предоставлению консультационных услуг, ставшей первой в истории развития менеджмента консалтинговой компанией. С 1895 г. Тейлор приступает к изучению сферы организации труда [28].
Мировая известность пришла к Тейлору в 1912 г. после его выступления перед специальным комитетом палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента. А уже в последующих работах («Принципы научной организации труда» и т.д.) система Тейлора приобрела уже более четкую структуру и получила дальнейшее развитие [3; с.81].
В процессе своих исследований Тейлор пришел к мысли организовать труд таким образом, чтобы заменить распространенный в то время стиль работы (да и в современности он нередко встречается), основанный лишь на практическом опыте и приблизительных расчетах, четкими и понятными нормами и стандартами, разработанными с применением научных методов и точных математических расчетов. Рационализация труда проводилась с помощью подробного изучения и усовершенствования приемов и методов труда, с применением хронометражных наблюдений, модернизации организации рабочих мест, расчета оптимальных режимов труда и отдыха. Этим-то и должен был, по мнению Тейлора, заниматься управленческий персонал.
Информация о работе Функциональное разделение труда в теории управления Ф.У.Тейлора