Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:15, контрольная работа
Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основных функции управления:
1) планирование, состоящее в выборе целей и плана действий по их достижению;
2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.
1. Понятие «функции управления». Классификация функций управления, их характеристика.
2. Содержание основных функций управления торговлей и сферой услуг
3. Теория потребностей Д. Мак Клелланда, ее особенности.
4. Организационно-распорядительные методы управления, их значение и характеристика.
5. Социально-психологические методы управления. Особенности их применения в современной организации.
6. Сфера кадровой политики организации: планирование персонала, подбор кадров, организация приема, обучение, управление персоналом.
7. Литература.
В общем виде система организационно-
1. Воздействие на структуру
2.Воздействие на процесс
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.
Административное воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения:
- вынужденным и внешне
- пассивным, для которого
В целом организационно-
Эти методы служат средством
прямого воздействия на процесс
производства и труд работников, что
позволяет координировать выполнение
ими отдельных функций или
решение общей задачи. Это создает
благоприятные условия для
5. Социально-психологические методы управления. Особенности их применения в современной организации.
Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
– социологические методы;
– психологические методы;
Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые – на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т.д.).
Недостаточное внимание к
социальным и психологическим аспектам
управления вызывает нездоровые взаимоотношения
в коллективе, что снижает производительность
труда. Как показывает практика, формирование
здорового морально-
Таким образом, чтобы воздействие
на коллектив было наиболее результативным,
необходимо не только знать моральные
и психологические особенности
отдельных исполнителей, социально-психологические
характеристики отдельных групп
и коллективов, но и осуществлять
управляющее воздействие. Для этих
целей применяются социально-
Главная цель применения этих
методов – формирование в коллективе
положительного социально-психологического
климата, благодаря чему в значительной
мере будут решаться воспитательные,
организационные и
Основное средство воздействия
на коллектив – убеждение. Убеждая,
руководитель должен максимально полно
учитывать природу
Социологические методы исследования
составляют научный инструментарий
в работе с персоналом, они предоставляют
необходимые данные для подбора,
оценки, расстановки и обучения персонала
и позволяют обоснованно
Формирование благоприятного
социально-психологического климата
трудового коллектива является одним
из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качество
выпускаемой продукции. Вместе с
тем, социально-психологический
Значимость социально-
Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
– доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
– доброжелательная и деловая критика;
– свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося всего коллектива;
– отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
– достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
– удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
– высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
– принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Установлено что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Наиболее общим образом
социально-психологический
На состояние социально-
– тип организации, т.е. является ли она государственной или коммерческой структурой; закрытым или открытым учреждением; учебным, научным или производственным коллективом;
– образ жизни (сельский, городской), качество жизни членов организации;
– социальные условия (социально-политические, социально-экономические, социально-культурные) и экологические.
Система групповых отношений
складывается под воздействием объективных
и субъективных факторов микро- и
макросред, которые составляют общую
производственную обстановку, в условиях
которой функционирует
Воздействия со стороны микросреды
предприятия, как «поля» непосредственного
функционирования коллектива: предметно-вещественная
сфера его деятельности, то есть
весь комплекс технических, технологических,
санитарно-гигиенических и
Другую группу факторов микросреды
составляют воздействия, представляющие
собой групповые явления и
процессы, происходящие в коллективе.
Их иногда называют социально-психологическими.
Они включают в себя характер официальных
организационных связей между членами
коллектива, закрепленный в формальной
структуре данного
1. Совместно-индивидуальная
2. Совместно-последовательная
3. Совместно-взаимодействующая
Наряду с системой официального
взаимодействия на социально-психологический
климат первичного производственного
коллектива огромное влияние оказывает
его неофициальная
Индивидуально-психологические
особенности членов коллектива и
их сочетание составляют следующий
фактор социально-психологического климата
коллектива. Сквозь призму этих личностных
особенностей человека преломляются все
влияния как производственного,
так и непроизводственного
Устойчивые взаимодействия между двумя и более членами коллектива приводят к образованию неформальных групп. Их деятельность может, как способствовать, так и препятствовать достижению официальных целей коллектива. Это зависит от групповых установок, ценностей и норм.
В качестве показателей социально-
Несколько слов об управлении
социально-психологическим
– управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);
– оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;
– комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;
– опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;
– предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
Одним из наиболее точных индикаторов социально-психологического климата является преимущественное настроение ее членов. Господствующее настроение в коллективе во многом определяет социально-психологический климат, и наоборот, сложившийся социально-психологический климат проявляется в соответствующем настроении ее членов. Соответственно, зная природу настроения, как особого психологического состояния, можно получить возможность находить реальные пути формирования бодрого, жизнерадостного, оптимистического настроения в группе и формирования благоприятного социально-психологического климата в ней, а следовательно, и возможности формирования наиболее адекватного общественного мнения в организации.