Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:15, контрольная работа
Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основных функции управления:
1) планирование, состоящее в выборе целей и плана действий по их достижению;
2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.
1. Понятие «функции управления». Классификация функций управления, их характеристика.
2. Содержание основных функций управления торговлей и сферой услуг
3. Теория потребностей Д. Мак Клелланда, ее особенности.
4. Организационно-распорядительные методы управления, их значение и характеристика.
5. Социально-психологические методы управления. Особенности их применения в современной организации.
6. Сфера кадровой политики организации: планирование персонала, подбор кадров, организация приема, обучение, управление персоналом.
7. Литература.
Контроль призван постоянно давать информацию о фактическом выполнении решений. Он основан на принципе организации обратных связей, которые возникают при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. В хозяйственной организации, предприятии торговли и сферы услуг в функции контроля входит контроль за своевременностью поступления и качеством товаров, выполнением основных показателей торгово-финансового плана, использованием материально-технической базы, ценами, качеством продукции и организацией обслуживания потребителей, сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств, соблюдением трудовой дисциплины и пр.
Важнейшей формой контроля
является учет, обеспечивающий сбор, накопление
и переработку информации о деятельности
организации, предприятия и их подразделений.
Анализ хозяйственной деятельности
предполагает всестороннее изучение показателей
работы организации, предприятия в
их взаимосвязи. Он направлен на укрепление
хозяйственного расчета, выявление
неиспользованных резервов, борьбу с
непроизводительными расходами, ускорение
оборачиваемости оборотных
Основной задачей контроля за деятельностью предприятий торговли и сферы услуг является не только выявление нарушений правил торговли, но и их предупреждение. Контроль за работой предприятий осуществляется вышестоящими организациями, государственной инспекцией по качеству товара или услуги.
Большое внимание на деятельность
предприятия торговли и сферы
услуг оказывает
Конкретная функция управления
определяется задачами управления деятельности
предприятия (объединения), организации
в целом, или конкретными стадиями
производственно-торгового
Конкретные функции управления
классифицируются по следующим признакам.
Так, задачи управления деятельностью
предприятия (объединения), организации
в целом включают: перспективное
и текущее технико-
Содержание конкретных функций управления зависит от места предприятия, хозяйственной организации в структуре системы управления, его степени централизации функции управления и т.д.
Полное или частичное
совпадение содержания функций управления
на разных ступенях свидетельствует
об их дублировании, что снижает
эффективность системы
В зависимости от степени
централизации управления, объемы и
особенностей производственно-хозяйственной
деятельности предприятия торговли
и сферы услуг в практике управления
одну функцию могут выполнять
несколько структурных
Специальная функция управления
– это подфункция конкретной функции
управления, объединяющая комплекс задач,
направленных на достижение одной или
нескольких целей. В системе управления
торговлей и сферой услуг используются
одноцелевые специальные
а также одноцелевые специальные функции:
Содержание конкретных и специальных функций управления не являются неизменными. Эти функции развиваются и формируются под влиянием научно-технического прогресса, углубления разделения труда, повышения уровня концентрации производства и совершенствования управления.
Важнейшим направлением научно-технического
прогресса в предприятиях торговли
и сферы услуг является внедрение
новейших видов оборудования и прогрессивных
индустриальных технологий, средств
вычислительной техники, промышленных
телевизионных установок. Применение
электронно-вычислительной техники
обуславливает изменение
При создании автоматизированных
систем сбора, передачи и переработки
информации весь ее поток от управляемой
системы направляется в информационно-вычислительный
центр, откуда в аппарат управления
поступает переработанная информация.
При этом в структурных подразделениях
системы управления сокращается
объем работ по сбору информации
и одновременно возрастает объем
по анализу производственно-
Неотъемлемой частью процесса управления в современных условиях являются научные исследования. Этим объясняется возникновение в некоторых областных, городских управлениях, хозяйственных организациях, крупных предприятиях торговли и сферы услуг новых специальных функций – планирование научно-технического развития предприятий; нормирование требований к качеству продукции (стандартизация требований); стандартизация показателей норм расхода энергетических ресурсов, контроль и регулирование использования ресурсов в технологических процессах: организация работы по изобретательству и рационализации и др. Результатом выполнения этих функций является внедрение в практику научно-исследовательских разработок.
В организациях (на предприятиях)
широкое распространение
3. Теория потребностей Д. Мак Клелланда, ее особенности.
В своей теории Дэвид Мак Клеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.
Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.
Менеджеры, которые стремятся
понять, управлять и создать
Потребность во власти также находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека оказывать влияние на других людей. Мак Клеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал её с желанием добиться руководящей должности. Он утверждал, что существует несколько стадий в развитии представления человека о власти, и что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияние на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности организации своим подчинённым.
То, что Мак Клеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.
Хотя все члены любой организации в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности, Мак Клеланд использовал результаты своего исследования для определения трёх характерных типов менеджеров:
Исследование показали, что менеджеры первых двух типов лучше управляют своими отделами, в основном из-за своей потребности во власти.
4. Организационно-
Организационно-
Задача организационно-
Организационно-
Организационные методы предусматривают
разработку организационных решений,
определение необходимых
Организационно-
Организационно-
Возможны три формы
организационно-
1. Обязательное предписание (
2. Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).
3. Рекомендации, пожелания (совет,
разъяснение, предложение,
Организационно-