Функции управления и их разработка на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрыть сущность функций управления.
Объект исследования - предприятие ОАО «ЧТПЗ».
Задачи курсовой работы для достижения поставленной цели:
 изложить функции управления: их виды и содержание;
 охарактеризовать каждую из функций
 проанализировать функции управления на примере предприятия;
 сделать соответствующие выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..
1.1. Сущность и содержание функций менеджмента………….............. 5
1.2. Характеристика основных функций управления……………….…… 9
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ЧЕЛЯБИНСКОМ ТРУБОПРОКАТНОМ ЗАВОДЕ...…………………………… ……………....
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………. 17
2.2. Планирование на предприятии………………………………………… 25
2.3. Функция мотивации…………….…………...……………………........... 27
2.4. Контроль и планирование на предприятии………………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..… 33

Работа содержит 1 файл

курсовая баранова.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Уральский Социально-Экономический  Институт (филиал)

ОУП ВПО «Академия  Труда и Социальных Отношений»

Кафедра менеджмента
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине менеджмент

«Функции  управления

и их разработка на предприятии» 
 
 
 

Студентки группы ЭД-401

Аксайсковой В.А.

                                       Руководитель: Баранова В.В. 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2011

 

     Содержание 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..                
5
1.1.  Сущность и содержание функций менеджмента…………..............                              5
1.2.  Характеристика основных функций управления……………….……                            9
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ЧЕЛЯБИНСКОМ ТРУБОПРОКАТНОМ ЗАВОДЕ...…………………………… ……………....  
17
2.1.  Общая характеристика предприятия…………………………………. 17
2.2. Планирование  на предприятии………………………………………… 25
2.3.  Функция  мотивации…………….…………...……………………........... 27
2.4.  Контроль  и планирование на предприятии………………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…                                                  33
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

    Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.

    Актуальность  исследования данной темы состоит в  том, что проблемы повышения эффективности  развития предприятия во многом определяется организованностью его системы управления, которая в свою очередь зависит от четкой структуры, деятельности всех элементов для достижения поставленных целей.

    Одной из важнейших функций управления предприятием - сделать эффективными вверенные ему человеческие ресурсы. Существенное различие между предприятиями заключается в том, как в них используется потенциал персонала при достижении поставленных целей.

    В современных условиях инновационный  процесс управления трудом становится многогранным, воплощая единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе которых формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов.

    Внедрение новых методов организации труда  вполне закономерно сказывается  и на изменениях в системе управления человеческими ресурсами.

    Целью работы является раскрыть сущность функций управления.

    Объект  исследования - предприятие ОАО «ЧТПЗ».

    Задачи  курсовой работы для достижения поставленной цели:

  • изложить функции управления: их виды и содержание;
  • охарактеризовать каждую из функций
  • проанализировать функции управления на примере предприятия;
  • сделать соответствующие выводы.
 
 

 

     Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

    1.1. Сущность и содержание управленческих функций  

    Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

    Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

    Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

    Анри  Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

    Но  очень часто говорят лишь о  четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

    Концепция российского менеджмента как  процесса  выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

    Сущностная  характеристика  менеджмента - это  функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность  любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на  людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

    Наиболее  полное содержание менеджмента как  процесса отражают основные функции, выступающие  общим условием управления социальными  и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

    Сущностная  особенность менеджмента обуславливает  наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему  право на выполнение функций по руководству людьми.

    В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные  с выполнением данных функций  и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

    Для менеджеров знание взаимосвязи и  взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования  и функционирования систем менеджмента.

    Отметим главные особенности функций  менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми  в   производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

    Важная  особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

    Переходный  этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным  регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

    Под адаптивностью понимается способность  сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В  систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

    Следует отметить и процессы адаптации к  ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений.

    Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так  и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

 

1.2. Характеристика основных функций управления 

    Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

    План  представляет собой сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составлена карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

    Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

Информация о работе Функции управления и их разработка на предприятии