Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:31, реферат
Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
В дальнейшем состав этих функций был дополнен.
Введение. 2
1. Планирование 4
1.1 Система планирования в организации 4
1.2 Разработка стратегического плана 5
2. Организационная структура управления (ОСУ) 6
2.1 Линейная организационная структура. 7
2.2 Линейно-функциональная ОСУ. 8
2.3 Дивизиональная ОСУ. 9
2.4 Линейно-штабная ОСУ. 9
2.5 Матричная ОСУ. 10
3. Мотивация 11
3.1 Мотивация как функция управления 11
3.2 Содержательные теории мотивации 11
3.3 Процессуальные теории мотивации 14
4. Контроль 15
4.1 Необходимость контроля 15
4.2 Виды контроля 16
Заключение. 17
Список литературы. 19
Исторически сложились следующие виды основных организационных структур.
Линейная организационная структура относится к простейшему виду бюрократических структур, в ней воплощены принципы централизма и единоначалия. Руководитель наделен всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта.
Простота структуры влечет за собой как достоинства, так и недостатки.
Достоинства:
Недостатки:
Управление осуществляется линейными (ЛР) и функциональными (ФР) руководителями.
ЛР осуществляет всю полноту управления но всем объектам и по всем функциям управления, несет всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения (руководитель предприятия, начальники цехов, мастера участков). ФР бывают двух типов: реализующие одну или несколько функций управления по всему объекту управления (руководитель планового отдела, ОТК и т. п.), или те, кто реализует все функции управления в части объекта управления в соответствии с принятыми принципами специализации (главный инженер, главный механик и т. п.).
Достоинства:
Недостатки:
Дивизиональная структура представляет собой «скоординированную децентрализацию». Подразделения-дивизионы (стратегические бизнес-подразделения СБП) имеют значительную производственно-хозяйственную самостоятельность при отсутствии статуса юридических лип.
Достоинства3:
Недостатки:
Линейно-штабная представляет собой линейно-функциональную структуру управления, дополненную штабным органом. Штабное подразделение может носить как временный, так и постоянный характер.
Штабные
структуры создаются в
Достоинства:
Недостатки:
Дальнейшая судьба штабного органа может складываться по-разному, в зависимости от обстоятельств. Так, по окончании ликвидации последствий стихийного бедствия он распускается. При освоении же новой продукции штаб вместе с соответствующими структурами может выделиться в самостоятельное подразделение, фирму.
Матричная
структура построена по
Достоинства:
Недостатки:
Решающую роль играет отношение исполнителей к своей деятельности, направленной на достижение целей организации. Следовательно, важная задача управления - обеспечение у всех исполнителей желания и готовности эффективно выполнять свои обязанности.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации.
В реализации мотивации как функции управления исполнительский персонал организации играет самую активную роль. Цели, ценности, установки, потребности этого персонала - не только предмет анализа теорий мотивации, но и непосредственные движущие силы деятельности по достижению целей организации.
Современные теории мотивации включают содержательные и процессуальные. В содержательных теориях анализируется содержание таких категорий, как потребности и вознаграждения, а также их воздействие на поведение исполнителей. В процессуальных теориях анализируется поведение людей с учетом как потребностей и вознаграждений, так и других факторов.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Потребность в наиболее общей форме - это ощущение индивидом необходимости чего-либо .
Вклад А. Маслоу в развитие теории мотивации включает, во-первых, сведение многообразия потребностей в многоуровневую систему из пяти групп.
А. Маслоу первые две группы рассматривал как первичные , а три остальные, высшие группы - как вторичные потребности. По мере удовлетворения низших становится все более значимым удовлетворение высших потребностей.
Развитие человеческой личности означает развитие его творческих возможностей, поэтому высшие потребности, особенно в самовыражении, не могут быть удовлетворены в полной мере.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
МОТИВАЦИЯ
И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. По теории
Маслоу все эти потребности можно расположить
в виде строгой иерархической
структуры, показанной на рис. 1.
Рис. 1. Иерархия потребностей по Маслоу.
К. Альдерфер предложил другие критерии классификации потребностей. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста. Эта классификация наглядно соотносится с группами потребностей теории Маслоу.
Потребности
существования включают физиологические
потребности и потребности
Альдерфер считает, что удовлетворение потребностей идет не только по восходящей - от низшего уровня к высшему, но и сверху вниз. При неудовлетворении потребности высшего уровня активизируется значимость потребностей более низкого уровня.
В теории приобретенных потребностей П. Мак-Клеланда упор, как и в теории К. Альдерфера, делается на потребности высших уровней. Мак-Клеланд выделяет потребности достижения, соучастия и властвования . Все эти потребности приобретены человеком под влиянием обучения, производственного опыта, жизненных обстоятельств.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.
Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Таблица 1.