Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа
Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и догадки, основанные на более или менее достоверных суждениях и сведениях.
♦ Специализация. Урвик выделял три типа специализации работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку.
♦ Определенность. Для обеспечения определенности в деятельности организации необходимо, чтобы по каждой должности были в письменном виде определены права, обязанности и ответственность (прототип современных должностных инструкций).
Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:
I. Харизматический — организацию возглавляет руководитель с исключительно привлекательными личностными качествами.
II.Традиционный — в случае смены руководителя в организации все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера.
III.Идеальный (бюрократический) — основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.
Вебер считал, что
только бюрократический тип
Появление бюрократического типа организации сопряжено с возникновением особого социального слоя работников, специализирующихся в области управления (профессиональных менеджеров).
Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерархии, основанной на административных методах управления. Главная роль в организациях бюрократического типа принадлежит различного рода "бюро", основные функции которых являются неизменными и не зависят от мнения и взглядов отдельных работников.
Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации:
♦ Вся деятельность организации должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально закрепляется за конкретным подразделением.
♦ Каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, основанной на принципе иерархии.
♦ Наличие четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена
организации.
♦ Справедливое отношение к клиентам и подчиненным.
♦ Определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование работников. "Каждый работник должен занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий.
Основным достоинством теории Вебера по праву можно считать разработанные им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и распоряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленческой цепи; принцип "единства распорядительства", устанавливающий, что подчиненный должен получать приказы только от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирования организации, отсекая менее важные и второстепенные.
К недостаткам учения Вебера можно отнести следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее элементы.
В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей работе "Наука и практика управления".
К числу указанных функций он относит проектирование, оборудование, распорядительство, учет и оперирование.
Проектирование призвано определить формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектирования следующие основные этапы:
• расчленение проектируемой продукции на отдельные узлы и детали;
• разработку технологических процессов изготовления узлов и деталей;
• координацию работ по проектированию продукции;
• проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции;
• выбор сырья и материалов;
• организацию конструкторского бюро.
Оборудование предполагает оснащение предприятия необходимыми основными фондами, а также построение генерального плана предприятия. Для организации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, материалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов выпуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции и т. д.
Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установочный этап распорядительства предполагает разработку определенной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые будут эти обязанности исполнять.
Учет заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на технический и счетоводный (т. е. бухгалтерский).
Оперирования заключается в переработке сырья и материалов в готовую продукцию.
Научные достижения Черча сыграли важную роль в процессе становления науки об управлении производством. Многие его рекомендации актуальны и в настоящее время.
Существенный вклад в развитие административной школы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изложены в работе "Принципы организации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели.
По мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функционирования любой организации. Достижение общей цели возможно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача руководства организации заключается в направлении всех усилий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения принципов иерархии власти, разделения труда и координации.
Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах:
1.функциональное разделение труда;
2.скалярная цепь команд;
3.единство распорядительства;
4.диапазон контроля.
Административная
школа менеджмента вообще отличается
игнорированием отдельного человека и
его потребностей. За это ее представители
часто подвергаются справедливой критике.
1.4. Современная концепция административного менеджмента
Термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова manage (латинское manus) — "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки о управлении.
Профессор Л. И. Евенко определяет управление как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; как функцию, вид деятельности по руководству людьми, а также как область человеческого знания, помогающую осуществить эту функцию.
Один из ведущих теоретиков в области управления и организации П. Дракер определяет управление как "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".
И. И. Семенова определяет менеджмент как управление в условиях рынка или как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения организацией цели.
Другие авторы определяют менеджмент как "интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения".
Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Как система менеджмент представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т. п.
Как наука менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.
Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация как объект управленческой деятельности представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.
Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, независимо от их формы собственности и целей деятельности.
Термин "администрация" наиболее часто применяется к аппарату управления предприятием.
Общегосударственную администрацию составляют исполнительные и распорядительные органы государства. В России термином "администрация" часто обозначаются органы исполнительной власти на уровне края, области, района, города.
Административный
менеджмент можно определить как одно
из основных направлений современного
менеджмента, изучающих административно-
В теории и практике административного менеджмента различают два основных направления. Первое направление связано с разработкой рациональной системы управления организации. Второе — касается построения структуры организации.
Разработка рациональной системы организации сводится к определению основных функций деятельности, что в свою очередь позволяет найти лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы, которые и составляют основные "строительные блоки" или элементы системы организации. После этого осуществляется расположение элементов организации в пространстве, т. е. распределение их по уровням управления и определение географического местоположения. Завершающим этапом проектирования системы управления является установление информационных взаимосвязей между элементами организации и разработка регламента происходящих в ее внутренней среде процессов.
В основе построения рациональной структуры организации лежит применение основополагающих законов управления и организации, а также общих и специальных принципов.
Некоторые исследователи, к числу которых относятся Саймон, Смитбург и Томпсон, считают, что научные исследования по административному управлению преследуют две другие цели. К этим целям они относят: во-первых, изучение поведения людей, работающих в организациях, во-вторых, разработку практических рекомендаций по повышению эффективности работы организации.
Основные положения административного менеджмента как науки должны формулироваться с учетом особенностей организационного поведения, а не рассматривать поведение персонала как самостоятельный объект исследования.
В административном менеджменте основной упор делается на исследование управленческих процессов, происходящих в органах государственной власти, что во многом определяет основные черты, отличающие административный менеджмент от общей теории и практики управления: