Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 07:43, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение понятий мотивации и стимулирования труда и их места в деятельности туристических предприятий.
ВВЕДЕНИ………………………………………………………………………...3
1. МОТИВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………………..……………………..4
1.1. Сущность мотивации, ее виды и структура……………………………...…4
1.2. Мотивационные модели: содержательные и процессуальные……………6
2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТЫ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……..…………………………..9
2.1. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы………………...9
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей……………………………………………………………………….…….10
2.3. Сущность экономической мотивации…………………………………..…16
2.4. Стимулирование труда как метод экономической мотивации……….....17
3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ………...…………………………………….......21
3.1. Мотивация как функция управления туристической фирмой…………...21
3.2. Формы и методы стимулирования работников туристической фирмы…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………28
При таком подходе ни один человек не принимает решения, кому сколько платить. Платит посредник – система. Когда она платит, руководитель уходит от конфликта.
У руководителя компании встречается еще два вида ситуаций, требующих решений о стимулировании труда и трудно поддающихся регламентации, - работа инновационных групп и вознаграждение генеральных директоров.
Под инновацией в данном
случае имеется в виду разработка
нового продукта, запуск нового бизнеса,
освоение новой технологии работы,
освоение нового рынка и другая новая,
неизвестная работа, до сих пор
не выполняемая никем в
Изобретены различные методы компенсации, побуждающие людей работать за скромное вознаграждение, пока результаты не достигнуты, обещая, однако, большую награду в будущем. Традиционно человеку, успешно разрабатывающему новый продукт или развивающему новый рынок, на котором можно будет построить новый бизнес, обещают пост главы этого нового предприятия с соответствующим вознаграждением. Награда может быть очень крупной, однако обязательство связывает компанию только в случае успеха. Другой метод: обещать долю участия в прибылях (при возможности закрепления такого права в законодательном порядке). В любом случае следует помнить об одном: люди, берущие на себя инновационную задачу, рискуют. Наниматель, т.е. предприятие в целом должно разделять их риск, это означает, что им должно быть гарантировано возвращение на прежние места с прежним тарифом.
Сложность стимулирования труда
директората порождена
— во-первых, поставить вознаграждение управляющего в зависимость от результатов его деятельности;
— во-вторых, наладить непрямой дисциплинарный контроль;
— в-третьих, практиковать прямой контроль собственников – постоянное слежение за функционированием компании, жесткую кадровую политику.
Фактически для вознаграждения управляющего существуют схемы двух видов: либо вознаграждение менеджера напрямую связывать с котировкой стоимости компании, либо с получаемой прибылью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По изложенному материалу сделаны следующие выводы:
Главные рычаги мотивации – мотивы и стимулы. Мотив – внутренняя побудительная сила, связанная с удовлетворением потребностей индивида. Стимул – более узкое понятие, чем мотив, подразумевающее материальную заинтересованность индивида в результатах своего труда.
Мотивация представляет собой важнейшую функцию менеджмента, заключающуюся в активизации, стимулировании, управлении и реализации целенаправленного поведения людей по достижению собственных целей и целей предприятия.
Выделяют трудовую, предпринимательскую и хозяйственную мотивации. Трудовая мотивация побуждает человека к удовлетворению своих потребностей посредством трудовой деятельности. Предпринимательская отличается целевой направленностью, увеличением степени риска при стремлении к удовлетворению потребностей, зависимостью от внешней среды. Хозяйственная мотивация объединяет эти две формы.
В теории мотивации выделяют категории «внутренняя» (естественная) и «внешняя» (экономическая) мотивация. Мотивацию можно назвать внутренней, когда мотивы порождаются самим человеком, внешней, когда они возникают под влиянием внешнего субъекта.
Современные теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентификации мотивов личности, побуждающих людей действовать вполне определенным образом. Процессуальные теории не оспаривают, что человек действует на основе мотивов и для удовлетворения потребностей, но сосредотачивают свое внимание на поведении людей с учетом их воспитания и познания
Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. Среди процессуальных теорий мотивации наибольшую известность получили теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Для управления труда персонала предприятия используют два различных подхода к управлению, разработанных Д. Макгрегором: “Теория X” и “Теория Y”. “Теория X” воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. “Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
Выделяют следующие параметры работы, которые влияют на “психологическое состояние”, определяющее отношение людей к работе: разнообразие умений и навыков, целостность работы, важность работы, автономия, обратная связь.
Соответственно, для того
чтобы стимулировать внутренней
мотивации подчиненных
Внешняя (экономическая) мотивации труда основана на экономическом поощрении труда работников. Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации, заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность, системы сдельной оплаты или трудовых соглашений.
Стимулирование труда является одним из методов экономической мотивации. Выделяют две формы стимулирования труда: материальное и нематериальное стимулирование.
Материальное стимулирование
труда - совокупность форм и методов
обеспечения и повышения
Различают денежное и неденежное материальное стимулирование.
Материальное денежное стимулирование - материальное стимулирование, регулирующее поведение людей на основе использования различных видов денежных поощрений и санкций.
Материальное денежное стимулирование
проявляется в следующих
Материальное неденежное стимулирование – это материальное стимулирование работников, основанное на использовании тех благ, которые являются дефицитными или не могут приобретаться за деньги. Оно включает в себя: льготное кредитование, стипендиальные программы и обучение в организации, медицинское обслуживание и страхование, программы жилищного строительства, программы, связанные с воспитанием и обучением детей.
Нематериальное стимулирование труда включает в себя:
- моральное стимулирование
(вручение наград, грамот, вымпелов,
размещение фотографий на
- стимулирование свободным временем;
- организационное стимулирование (наличие творческих элементов в труде, возможность участия в управлении, продвижение по службе, творческие командировки).
Что касается мотивации и стимулирования персонала туристической фирмы, то главная роль здесь отводится работе менеджера, который должен:
— Во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Эти критерии, сведенные воедино, формируют у него какую-то свою, личную философию, представляющую собой основу для выбора им своего поведения;
— Во-вторых, создать атмосферу благоприятную для мотивации сотрудников;
— В-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей (эффективно), он должен четко себе представлять, что от него ждут.
Для отождествления интересов работника и предпринимателя применяются три эффективные системы, призванные стимулировать наемного работника:
1. Тарифная система (отношения специалист – работодатель);
2. Контрактная (результирующая) система (отношения исполнитель – менеджер)
система участия в прибылях (отношения член организации – собственник)
В целях оценки качества труда работника руководителем предприятия проводится периодическая аттестация работника. Результаты данной аттестации, а также сложность выполняемых работником функций учитываются при определении размера оклада данного работника.
Для стимулирования труда инновационных групп используют обещание большего вознаграждения в будущем (например, пост главы нового предприятия с соответствующим окладом или доля участия в прибылях).
Стимулирование труда директората решается тремя путями:
— во-первых, поставить вознаграждение управляющего в зависимость от результатов его деятельности;
— во-вторых, наладить непрямой дисциплинарный контроль;
в-третьих, практиковать прямой контроль собственников – постоянное слежение за функционированием компании, жесткую кадровую политику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2006. – 176 с.;
2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Практикум / Н.И. Кабушкин, В.И. Малашенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 137 с.;
3. Оганесян И.А. Управление персоналом организации.- Мн.: Амалфея, 200. – 256 с.;
4. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М.: Экономика, 1993;
5. Смирнов В.С. Менеджмент в туризме: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 331 с.;
6. Управление персоналом: Учебное пособие / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 2000. – 320 с.;
7. Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива./ Учебное пособие “The Open University”, 1999;
8. Мисникова Л.В. Мотивация труда: виды, направления гармонизации.// Белорусский экономический журнал. 2004 г. № 2.
Информация о работе Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия