Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является определение понятий мотивации и стимулирования труда и их места в деятельности туристических предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИ………………………………………………………………………...3
1. МОТИВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………………..……………………..4
1.1. Сущность мотивации, ее виды и структура……………………………...…4
1.2. Мотивационные модели: содержательные и процессуальные……………6
2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТЫ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……..…………………………..9
2.1. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы………………...9
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей……………………………………………………………………….…….10
2.3. Сущность экономической мотивации…………………………………..…16
2.4. Стимулирование труда как метод экономической мотивации……….....17
3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ………...…………………………………….......21
3.1. Мотивация как функция управления туристической фирмой…………...21
3.2. Формы и методы стимулирования работников туристической фирмы…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………28

Работа содержит 1 файл

Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия.docx

— 101.99 Кб (Скачать)

Министерство образование  и науки Республики Казахстан.

Международная Бизнес - Академия

Бизнес-колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По теме: «Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Мандрыка А.В. 

                                                                              Выполнила: Уч. гр.кГХ-09

 Овсянникова В.Н.

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИ………………………………………………………………………...3

 

1. МОТИВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ………………………………………………..……………………..4

1.1. Сущность мотивации,  ее виды и структура……………………………...…4

1.2. Мотивационные модели: содержательные и процессуальные……………6

 

2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТЫ

ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……..…………………………..9

2.1. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы………………...9

2.2. Способы мотивации,  факторы и принципы их воздействия на поведение людей……………………………………………………………………….…….10

2.3. Сущность экономической  мотивации…………………………………..…16

2.4. Стимулирование труда  как метод экономической мотивации……….....17

 

3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ  И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ………...…………………………………….......21

3.1. Мотивация как функция  управления туристической фирмой…………...21

3.2. Формы и методы стимулирования  работников туристической фирмы…22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация сотрудников является одним из самых главных вопросов руководителей и менеджеров по персоналу  уважающих себя компаний. Что движет людьми, пришедшими в компанию? Какие  цели - личные и профессиональные - они  преследуют? Чем можно их заинтересовать? Считается, что в основе поведения  всегда лежит мотивация, за исключением  деятельности, основанной на безусловных  рефлексах. Очевидно, что цели организации существенно отличаются от целей ее работников. Соответственно возникает проблема, каким образом “заставить” работников эффективно трудиться в этой организации? Очевидно, что для этого следует каким-то образом цели организации и сотрудников совместить.

Основной целью данной работы является определение понятий  мотивации и стимулирования труда  и их места в деятельности туристических  предприятий.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, и заключения.

В первой главе, не затрагивая частных вопросов мотивации и  стимулирования туристических предприятий, раскрывается суть названных понятий, приводятся различные точки зрения на определение сущности мотивации, называются основные виды мотивации. Во второй части первой главы дается анализ наиболее распространенных теорий мотивации.

Во второй главе дается характеристика стратегий управления человеческими ресурсами фирмы, анализируются способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей, раскрывается сущность понятия экономического мотивирования и главного его метода стимулирования труда. Здесь же называются формы стимулирования труда и их основные методы. 

В третьей главе освещается проблема мотивирования и стимулирования труда персонала туристического предприятия, анализируются особенности  мотивации как функции управления туристической фирмы, приводятся различные  пути мотивации, используемые менеджерами  при управлении трудовыми отношениями  на фирме. Также здесь рассматриваются  формы и методы стимулирования труда  персонала, применяемые на туристическом  предприятии.

В заключенной части в  тезисной форме представлены выводы.

В конце работы приводится список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ КАК  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

 

1.1. Сущность мотивации,  ее виды и структура.

 

 

В экономической литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения сущности мотивации. По-разному на категорию мотивации  смотрят экономисты, социологи и  психологи. При этом одни ученые отождествляют  мотивацию со стимулированием труда, другие – противопоставляют две  эти категории, третьи – рассматривают  стимулирование как один из методов  мотивации.

Первой из указанных точек  зрения придерживается украинский ученый А.С. Афонин, который считает, что мотивация – это процесс стимулирования какого-либо конкретного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации. В публикациях российских ученых Ю.Г. Грибина и И. Гущиной также не наблюдается разницы между мотивацией и стимулированием. Эту же точку зрения разделяют авторы учебника «Основы менеджмента» М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури.

В советской литературе мотивация  труда одно время трактовалась еще  более узко, как вознаграждение за труд в виде премий. В настоящее  время эта точка зрения уже  не рассматривается.

Мотивацию как совокупность внутренних побудительных сил - потребностей, интересов, ценностных ориентиров, идеалов, установок рассматривают психологи, на основе чего формируют свои взгляды  и некоторые экономисты.

Следующая точка зрения объединяет понятия внутренней и внешней  мотивации, что позволяет:

    • рассматривать мотивацию шире, чем стимулирование;
    • определить эту категорию как одну из функций менеджмента, включив тем самым в систему экономических отношений;
    • не отказываться полностью от психологической стороны вопроса, отведя ей внутреннюю сторону мотивационного вопроса.

Мотивация представляет собой  важнейшую функцию менеджмента, заключающуюся в активизации, стимулировании, управлении и реализации целенаправленного  поведения людей по достижению собственных  целей и целей предприятия. Она  базируется на совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые  заставляют человека действовать, определяют формы и границы действия, его  направления, ориентацию на достижение определенной цели. При этом цель может  быть разного уровня: от цели отдельного человека до цели страны в целом, а  также разных видов (трудовая, хозяйственная, экономическая и т.д.).

Л. В. Мисникова предлагает следующую схему видов и структуры мотивации (рис. 1)  

SHAPE  * MERGEFORMAT

Макроэкономическая мотивация.

Макроэкономическая (хозяйственная) мотивация.

Трудовая мотивация.

Предпринимательская мотивация.

Внутренняя (естественная) стратегическая мотивация.

Внешняя мотивация.

Административная мотивация.

Экономическая мотивация.

Статусная мотивация.

 

 

 

 

 

Рис. 1. Виды и структура  мотивации.

 

Согласно приведенной  выше схеме выделяют трудовую, предпринимательскую  и хозяйственную мотивации. Трудовая мотивация побуждает человека к  удовлетворению своих потребностей посредством трудовой деятельности. Предпринимательская отличается целевой  направленностью, увеличением степени  риска при стремлении к удовлетворению потребностей, зависимостью от внешней  среды. Она появляется там и тогда, когда появляется предпринимательство. Хозяйственная мотивация объединяет эти две формы.

К наиболее распространенным теориям трудовой мотивации относятся: Теория двух факторов Ф. Герцберга, теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приоритетных потребностей Д. МакКлелланда. Однако более подробно мы их рассмотрим позже.

В теории мотивации более  необходимым является исследование категории «внутренняя» и «внешняя»  мотивация. Мотивацию можно назвать  внутренней, когда мотивы порождаются  самим человеком, внешней, когда  они возникают под влиянием внешнего субъекта. Внешнюю мотивацию можно  рассматривать в двух формах: как  административную и экономическую. Административная означает выполнение работы по команде или указу, т.е. в результате прямого понуждения с соответствующими санкциями за невыполнение. Она опирается на дисциплину труда, требования трудового договора или контракта. Экономическая мотивация реализуется через экономические стимулы (заработную плату, дивиденды и т.п.). К двум этим мотивациям следует добавить еще одну форму внешней мотивации – статусную, опирающуюся на служебное положение работника.

Иногда «внутреннюю» и  «внешнюю» мотивации рассматривают  как «естественную» и «экономическую». На схеме  термин «экономическая» использован в трактовке предлагаемой Г.Т. Куликовым. Кроме того, внутреннюю (естественную) мотивацию как совокупность имманентных личности регуляторов ее поведения называют статической.

 

1.2. Мотивационные модели: содержательные и процессуальные.

 

Мотивация в менеджменте  определяется как процесс побуждения личности к деятельности для достижения целей предприятия.

Важность вопроса  мотивации вполне соответствуют тому вниманию, которое было ему уделено теоретиками научного управления. Современные теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентификации мотивов личности, побуждающих людей действовать вполне определенным образом. Процессуальные теории не оспаривают, что человек действует на основе мотивов и для удовлетворения потребностей, но сосредотачивают свое внимание на поведении людей с учетом их воспитания и познания. Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. В целом эти теории ориентированы на две группы потребностей: первичных - связанных с физиологическими факторами и вторичных - являющихся по своей природе психологическими.

Согласно Маслоу (рис.2.), физиологические потребности являются основополагающими для человека: они требуют своего удовлетворения в первую очередь. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения других людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение.

                               
             
                   
       
                 
               
                 
                 
             
                 
                   
             
           
     
                     
           
           




Пирамида потребностей Маслоу.

Вторичные потребности:

  • Потребности самовыражения.
  • Потребности в уважении.
  • Социальные потребности.

Первичные потребности:

  • Потребности в безопасности и уверенности в будущем.
  • Физиологические потребности.

По мере того как частично удовлетворяются потребности на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При  этом важно иметь в виду, что  мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем  лучше он работает. Такое убеждение  не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где  сможет удовлетворить эту потребность.

Информация о работе Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия