Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 07:43, курсовая работа
Основной целью данной работы является определение понятий мотивации и стимулирования труда и их места в деятельности туристических предприятий.
ВВЕДЕНИ………………………………………………………………………...3
1. МОТИВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………………..……………………..4
1.1. Сущность мотивации, ее виды и структура……………………………...…4
1.2. Мотивационные модели: содержательные и процессуальные……………6
2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТЫ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……..…………………………..9
2.1. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы………………...9
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей……………………………………………………………………….…….10
2.3. Сущность экономической мотивации…………………………………..…16
2.4. Стимулирование труда как метод экономической мотивации……….....17
3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ………...…………………………………….......21
3.1. Мотивация как функция управления туристической фирмой…………...21
3.2. Формы и методы стимулирования работников туристической фирмы…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………28
В середине 50-х годов Ф.
Герцберг разработал свою модель мотивации,
основанную на потребностях.
Другой теоретик в области
мотивации - Дэвид Макклелланд считал,
что гигиенические факторы вообще не стоит
учитывать. Так как вопрос удовлетворения
физиологических потребностей уже решен
(вероятно, с этим можно согласиться, учитывая
высокий уровень жизнеобеспечения в экономически развитых
Среди процессуальных теорий мотивации наибольшую известность получили теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Так, Виктором Врумом была разработана теория ожидания, в соответствии с которой мотивация зависит не только от наличия активной потребности, но и от трех других важных факторов:
1. ожидания возможного результата;
2. ожидания вознаграждения от этого результата;
3. ожидаемой ценности вознаграждения.
Мотивация
Ожидание ценности вознаграждения
Ожадание того, что усилия дадут желаемые результаты
Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение
Исходя из теории ожиданий,
мотивация и удовлетворенность,
получаемая работником, зависят от
того, насколько ожидаемое
Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутым результатом и желаемым вознаграждением, мотивация будет ослабевать и работник будет стремиться минимизировать затраты своего труда.
Теория справедливости дополняет
теорию ожиданий, констатируя, что люди
не только определяют соотношение полученного
вознаграждения и затраченных усилий,
но и соотносят собственное
Лайман Портер и Эдвард Лоллер разработали модель мотивации, объединившую теорию ожидания и теорию справедливости. В модели Портера-Лоулера взаимоувязаны пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно этой теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также от осознания им своей роли. Уровень затраченных усилий будет зависеть от ценности вознаграждения и от того, насколько работник уверен в стабильности вознаграждения за свой труд.
Один из наиболее важных выводов из этой модели состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению и, следовательно, способствует повышению результативности труда.
Различные теории мотивации в
основном не противоречат друг другу,
а взаимодополняют друг друга, отражая
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
2.1. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы.
Одна из главных задач
для предприятий различных форм
собственности - поиск эффективных
способов управления трудом, обеспечивающих
активизации человеческого
Мотивационные аспекты управления
трудом получили широкое применение
в странах с развитой рыночной
экономикой. В нашей стране понятие
мотивации труда в
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает
тесную взаимосвязь управленческого
и индивидуально-
Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
- задания, которые получает подчиненный;
- качество выполнения задания;
- время получения задания;
- ожидаемое время выполнения задачи;
- средства, имеющиеся для выполнения задачи;
- коллектив, в котором работает подчиненный;
- инструкции, полученные подчиненным;
- убеждение подчиненного в посильности задачи;
- убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
- размер вознаграждения за проведенную работу;
- уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.
“Теория X” воплощает
чисто авторитарный стиль управления,
“Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.
Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. к необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.
Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”, чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках.
Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
В целом японский и американский подходы разнонаправлены. Однако очевидно, что управление развивалось большей частью в сторону идей, заложенных в “Теории Y”, демократического стиля управления.
Таким образом, с определенными допущениями “Теорию Z” можно назвать развитой и усовершенствованной “Теорией Y”, адаптированной, прежде всего, под Японию. ”Теория A” в большей степени характерна для США. Однако некоторые компании западных стран успешно применяют у себя принципы “Теории Z”, в том числе корпорация IBM.
2.2. Способы мотивации,
факторы и принципы их
Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами каждая фирма адаптирует под специфические особенности своего функционирования. От успешности решения этого вопроса зависит, будут ли подчиненные стремиться работать хорошо или же просто отбывать присутственные часы.
Согласно “Теории Y” любой сотрудник, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя, и заинтересован в своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересованно в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако в силу ряда факторов у работника может наступить разочарование в своей деятельности.
Это, как правило, бывает вызвано следующими причинами:
- чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;
- отсутствие психологической и организационной поддержки;
- недостаток необходимой информации;
- чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;
- отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего труда;
- неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;
- некорректность оценки работника руководителем.
Эти факторы вызывают у
рядового работника чувство
1.Растерянность
2.Раздражение
3.Подсознательные надежды
4.Разочарование
5.Потеря готовности к сотрудничеству
6.Заключительная
ê
ê |
ê
ê
è
Рис.3. Процесс потери интереса к труду можно рассмотреть как состоящий из шести стадий.
Получение нового места работы,
а так же изменение привычных
условий деятельности стимулирует
работника, вызывает в нем желание
проявить себя с лучшей стороны. Не
получив возможности
Отвечая на вопрос «какой должна быть идеальная работа для подчиненных?», не следует стремиться к чрезмерной специфичности и оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. Если руководитель будет учитывать приведенные ниже факторы, у него есть шанс получить подтверждение максимального количества своих подчиненных.
Итак, идеальная работа должна:
- иметь цель, т.е. приводить к определенному результату;
- оцениваться сослуживцами как важная и заслуживающая быть выполненной;
- давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах);
- обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;
- приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.
Спроектированная в
Рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим, что они значат и как влияют на “психологическое состояние”, которое определяет отношение людей к работе.
Рис.4. Модель мотивационных
характеристик работы.
Разнообразие умений и
навыков. Этот термин характеризует
степень, в которой работа требует
разнообразных действий при ее выполнении
и которая предусматривает
Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания.
Информация о работе Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия