Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:29, курсовая работа
Цель работы – сформировать эффективную систему мотивации персонала организации.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты мотивации персонала;
- изучить существующие системы мотивации персонала и рассмотреть их применительно к российским условиям.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и особенности системы мотивации персонала
1.1 Теоретические аспекты мотивации…………………………………...5
1.2 Построение эффективной системы мотивации……………………...7
1.3 Содержание системы мотивации персонала………………………...11
Глава 2. Формирование оптимальной системы мотивации персонала в торговых компаниях………………………………………………………….....18
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………..31
В
настоящее время система
Необходимо
отметить тот факт, что система
нематериального стимулирования как
один из компонентов системы мотивации
персонала, будет адекватно восприниматься
сотрудниками и, следовательно, эффективно
работать, лишь в тех случаях, когда они
получают справедливую рыночную заработную
плату, на величину которой работник может
влиять самостоятельно, в соответствии
с достигнутым им результатом работы.
ГЛАВА
2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВЫХ КОМПАНИЯХ
Ключевой предпосылкой для формирования системы мотивации на российских предприятиях служат следующие теоретические позиции:
1. Западный работник "зарабатывает", русский — "заслуживает".
2.
"Зарабатывание" есть рационально-
3.
"Заслуживание" - аттрактивно-коллективистская
мотивация российского
Мотивационные программы каждой отдельной организации скорее всего будут различаться в силу специфики этих предприятий, но в целом комплексные программы мотивации должны содержать следующие основные компоненты:
1. Четкое целеполагание. Перед персоналом должны быть поставлены понятные и достижимые цели.
2. Система ключевых льгот и привилегий, являющаяся стержнем стимулирующего механизма. Для того чтобы льготы стали стимулом, они должны быть значимыми, а следовательно, ощутимыми в случае потери и, кроме того, иметь специфические функции, подтверждающие статус работников в иерархии коллектива, а также их ожидания и сохраняющие состояние зависимости во избежание "эффекта привыкания". Критериями статуса работника могут выступать его трудовой стаж и трудовая активность.
3. Персональная и коллективная ответственность, предусматривающая четко прописанные должностные инструкции, систему премирования и наказания в виде лишения некоторых льгот с последующим их восстановлением.
4. Система обучения профессиональным навыкам. Она важна как для самого работника, поскольку побуждает его эффективно выполнять работу, так и для руководителя, который отвечает за рост компании в целом. Оптимальной формой обучения могут стать тренинги персонала. Такое обучение не только повышает мотивацию, но и дает участникам возможность приобрести новые навыки для более успешного выполнения своих должностных обязанностей, позволяет удерживать и развивать наиболее интересных и перспективных сотрудников, способных продвигать бизнес. Очень эффективным методом для российских компаний также является коучинг. Дело в том, что в российской культуре молодые специалисты были традиционно ориентированы на помощь и обучение в совместной деятельности со старшими коллегами, а те, в свою очередь, с удовольствием занимались наставничеством.
5. Регулярная аттестация персонала, основной целью которой является изменение статуса работников, а вместе с ним - зарплаты, качества и количества льгот4.
Сложность применения системы мотивации в торговых компаниях состоит в том, что, в отличие от тренингов, которые могут быть стандартными и эффективными одновременно, внедрять «стандартную» систему мотивации или же схему, перенятую у другой компании, — затея бесполезная. Конечно, в чужих разработках можно почерпнуть много полезного, однако калькирование системы мотивации в лучшем случае не даст желаемого эффекта. Дело в том, что эффективность системы мотивации, особенно если речь идет о торговом персонале, зависит от факторов, индивидуальных для каждой компании. Вот далеко не полный их перечень:
В частности, система мотивации, разработанная в компании, торгующей в розницу, будет сильно отличаться от системы, принятой в оптовой компании: активные продажи требуют иных стимулов, нежели сбыт.
От менеджеров требуется разное трудовое поведение, у них различные задачи и функции, разные критерии эффективности. Поэтому первым требованием к системе мотивации следует назвать учет функциональных обязанностей, которые выполняют сотрудники отдела.
Для примера приведем схемы оплаты труда трех специалистов, работающих в одной компании в отделе продаж, но выполняющих различные функции:
Вторым
требованием к эффективной
Оптимальная
система мотивации является полимотивирующей:
различные ее составляющие рассчитаны
на соответствующие аспекты
Система мотивации всегда складывается из двух основных блоков: материального и нематериального стимулирования.
Нематериальное стимулирование направлено на повышение лояльности сотрудников к компании одновременно со снижением издержек по компенсации сотрудникам их трудозатрат. Под нематериальными понимаются такие поощрения, которые не выдаются сотруднику в виде наличных или безналичных средств, однако могут требовать инвестиций со стороны компании. Основной эффект, достигаемый с помощью нематериального стимулирования, — это повышение уровня лояльности и заинтересованности сотрудников в компании. Традиционно выделяют три группы нематериальных стимулов: не требующие инвестиций со стороны компании; требующие инвестиций и распределяемые безадресно, а также требующие инвестиций компании и распределяемые адресно. Ниже приведен перечень наиболее часто используемых нематериальных стимулов по этим трем группам.
Стимулы, не требующие инвестиций со стороны компании
Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые безадресно
Главным образом подобные стимулы «работают» на повышение качества трудовой жизни. Сюда же относятся усилия компании по организации внутрифирменного обучения и корпоративных праздников.
Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые адресно
При построении этой части системы мотивации следует предварительно провести опрос или анкетирование персонала об их предпочтениях, о том, что каждого из них лично стимулировало бы работать еще лучше. Система в этой части может иметь два подраздела: этим может воспользоваться всякий, попавший в определенную ситуацию или выполняющий определенные требования и индивидуальные стимулы.
Информация о работе Формирование системы мотивации персонала