Формирование системы качества в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.
Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.
Целью данной работы является комплексное исследование системы качества в организации.

Содержание

Введение ...........................................................................................................2
Глава 1. Существующие системы управления качеством............................3
1.1 Система тотального управления качеством.............................................3
1.2 Система «ДЖИТ».......................................................................................7
1.3 Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП).....10
Глава 2. Методы формирования системы качества предприятия................12
2.1 Повышение эффективности качества продукции....................................12
2.2 Учет и оценка затрат на обеспечение качества........................................16
Глава 3. Классификация и номенклатура показателей качества..................24
3.1 Классификация показателей качества.......................................................24
3.2 Показатели качества систем управления качеством................................28
Заключение ........................................................................................................30
Список литературы ...........................................................................................31

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Различают следующие формы оценки затрат на качество:

1. Анализ затрат  по отдельным видам деятельности

Этот вид анализа  используется, когда требуется:

  • обратить внимание руководства предприятия на необходимость системного подхода к работам в области качества
  • доказать высшему руководству финансовую выгоду от усилий по улучшению качества.

Исходя из значимости, по согласованию с высшим руководством определяется 3-4 структурных подразделения  предприятия, в число которых  должно входить управленческое, техническое, производственное и сборочное. Подготовительная работа включает документальное определение целей и задач анализа и определение того, что в рамках данного анализа понимается под затратами на обеспечение качества.

Для упрощения анализа  в качестве измерителя при оценке затрат можно принять время (трудоемкость), потраченное на продуктивные действия.

Принцип реализации работы – ежедневные самоотчеты каждого  работника выделенных подразделений  по утвержденной форме.

Период проведения этой работы для получения объективных  данных для последующего анализа должен быть достаточно длителен (2-3 недели) при нормальном режиме работы предприятия.

Результаты анализа  полученных данных и потери от низкого  качества могут быть представлены как  в виде потерь времени (отношение  продуктивного к общему рабочему времени) с последующим переходом к стоимостному показателю (потерям в связи с недопоставкой продукции), так и в стоимостной форме, что предпочтительнее. Для этого затраты подсчитываются на основе почасовых ставок оплаты труда и стандартных расходов по конкретным несоответствиям.

К достоинствам метода можно  отнести низкую трудоемкость и относительную  простоту проведения анализа. Недостатки – нерегулярность получения данных и недостаточная точность полученных результатов.

2. Анализ затрат  по отдельным видам продукции

Этот вид анализа  можно использовать, когда требуется:

  • выявить причины и добиться снижения затрат на качество при производстве нового или значимого вида производимой продукции на предприятии с большой номенклатурой выпускаемой продукции
  • найти области для совершенствования процессов и продукции и интенсифицировать в этом направлении усилия по улучшению.

При таком анализе  оценивается весь процесс производства отдельного вида продукции – от установления потребности в продукции  до ее апробирования заказчиком, который включает маркетинг, разработку, производство и гарантийное обслуживание.

Анализ выполняется  группой, возглавляемой руководителем  службы качества с привлечением специально подготовленных работников (внутренних аудиторов). Процесс проведения анализа аналогичен анализу затрат по отдельным видам деятельности, за исключением принципа реализации работы, в качестве которого можно принять интервьюирование исполнителей специально подготовленными работниками.

Такой анализ позволяет  оценить полноту имеющейся информации, степень ее доступности и формы ее использования конкретным исполнителем, а также сделать стоимостные оценки прямых потерь от каждого выявленного недостатка. Достоинством метода является получение быстрого результата при низких трудозатратах. Отработка методических подходов к построению системы оценки затрат на качество в целом по предприятию.

3. Анализ потенциальных  источников затрат на качество

Эта форма анализа  используется, когда требуется выбрать  направление первоочередных работ на критических участках производства.

Формируется рабочая  группа для проведения оценки, включающая представителей службы качества и экономической  службы. А также специалистов, имеющих  отношение к участку производства, являющемуся потенциальным источником затрат, с которым проводится инструктаж и составляется план проведения работы. Выявление потерь производства путем собеседования с работниками, ответственными за соответствующие процессы. Уровень потерь подсчитывается с учетом уровня почасовой оплаты труда и стандартных расценок на продукцию. Достоинством метода является возможность его широкого использования при небольших затратах труда.

При формировании системы  оценки затрат на качество предприятия  жизненно важно принять такую  систему, при которой начальный уровень затрат может быть достаточно просто оценен с необходимой точностью. Для реализации этого принципа необходимо на начальном этапе выделить минимальное количество показателей, которые наиболее значимы для предприятия и расчет числовых значений которых не представит трудностей. Совокупность этих показателей позволит получить реальную величину затрат на качество. Сюда можно включить следующие виды затрат:

Предупредительные затраты:

  • оценка поставщика
  • аудит качества
  • анализ продукции

Оценочные затраты:

  • все виды контроля
  • испытания продукции

Внутренние потери:

  • несоответствия технологической документации
  • нарушения технологии
  • дефекты
  • гарантия.

Анализ основывается на регулярном сопоставлении в реальном времени показателей затрат предприятия  на качество продукции, услуг и процессов  с аналогичными базовыми затратами. Такой анализ включает:

  • определение начального уровня затрат в соответствии с принятой квалификацией
  • регулярно выполняемые текущие измерения затрат
  • идентификация отклонений и несоответствий в критически важных для предприятия областях
  • выявление причин и поиск путей их устранения
  • разработка плана устранения причин и его реализация
  • накопление данных о качестве.

В качестве обобщающих показателей  принимается коэффициент общих  затрат на качество (Козк) – отношение  общих затрат к объему производственной или реализованной продукции и коэффициент затрат на устранение несоответствий (Кзун) – отношение затрат на устранение несоответствий к объему произведенной продукции.

 

Кокз = общие затр.на кач. / объем пр-ва    (2)

Кзун = затр.на устр.несоотв. / объем пр-ва   (3)

 

Достоинствами метода является доступность результатов анализа  пониманию высшего руководства, т.к. они показывают реальные потери от низкого качества в понятных для  руководства категориях – реализация, прибыль, затраты; возможность использования как действенного инструмента внутреннего аудита, показателя реальных тенденций работы, который помогает обеспечить выбор правильных корректирующих мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Классификация  и номенклатура показателей качества

3.1 Классификация показателей качества

Для квалиметрических целей оценка может проводиться по продукции однородного вида (одного класса и назначения) и по разнородной продукции.

Для однородной продукции  можно выделить задачи по оценке в  одинаковых и различных условиях использования. Применительно к разнородной продукции оценку качества проводят относительно бригады, участка, предприятия, объединения и территориальных структурных образований.

Для того чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей, комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и др. Ни один показатель, не связанный с другими, не может быть единственным для обоснования выводов по результатам оценки. Важно, чтобы каждый показатель удовлетворял следующим требованиям:

• конкретизации и  видоизменения в зависимости  от целей оценки;

• развития и совершенствования  объекта оценки;

• обеспечения единства количественных и качественных характеристик;

• адресности;

• сопоставимости;

• взаимосвязанности;

• простоты;

• информационности;

• достоверности и  объективности.

Первостепенное значение имеют требования достоверности  и объективности определения  показателей качества. Состав основных методов определения фактических  показателей качества во многом зависит от используемых при этом способов и источников получения информации.

Методы определения  фактических численных значений показателей качества.

 

Методы, зависящие от способа получения информации:

• экспериментальный:

• измерительный;

• регистрационный;

• расчетный

Методы, зависящие от источника получения информации:

• традиционный;

• экспертный;

• органолептический;

• социологический

Экспериментальный метод основан на получении информации о показателях в результате проведения эксперимента (например, в период опытной эксплуатации). Естественно, что показатели при этом могут измеряться приборами, регистрироваться, рассчитываться, определяться экспертным или иным способом.

Данный метод часто  используется в машиностроении. Измерительный  метод применяется в тех случаях, когда можно использовать средства измерений. Технических средств, применяемых в практической деятельности сравнительно много, с их помощью можно проводить измерения: электрические, физические, биологические, физико-химические, микробиологические и ряд других, характеризующих, в основном, технический уровень товара и условия жизнедеятельности персонала. Точность и объективность измеренных показателей во многом зависят от метрологического обеспечения.

Регистрационный метод основан на непосредственной регистрации значений показателей, обнаружении и подсчете (фиксации и регистрации) различных явлений, событий, объектов, затрат, документов и т.п. Этим способом могут определяться, например, численность поставщиков, сертификатов, патентов, объемы продаж, отзывов, документов, отказов, в штуках, и т.п.

Расчетный метод определения значений показателей основан на использовании различного рода данных, теоретических и эмпирических зависимостей, получаемых другими методами (измерительным, регистрационным и др.). Этим способом могут определяться показатели эффективности, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, патентной защиты и чистоты, финансового состояния предприятия, производительности труда и т.п. Приведенные выше методы следует отнести к объективным.

Традиционный  метод определения показателей качества предполагает получение фактических данных с помощью технических источников информации в лабораториях, испытательных станциях, ОТК, а также из документации, опросов, бесед, анкетирования, интервью со специалистами и т.п.

 Экспертный метод применяется в тех случаях, когда трудно или практически невозможно использовать более объективный метод (экспериментальный или расчетный). В практике управления данный метод очень распространен (например, при определении коэффициентов весомости показателей, численных значений показателей, которые не могут определяться какими-либо другими объективными методами; эстетические свойства, взаимоотношения, приоритеты и т.д.). Методология и методика применения экспертных методов достаточно глубоко представлена в различных литературных источниках.

Органолептический метод основан на использовании органов чувств при определении показателей. В его рамках применяются способы: визуальный, тактильный, обонятельный, вкусовой и аудиометод. Этот метод используют я изготовители, и потребители. В ряде случаев для повышения разрешающей способности органов чувств используют специальные приспособления и приборы (бинокль, лупу, слуховые аппараты и т.п.).

Социологический метод определения показателей базируется на сборе, анализе и обобщении мнений фактических или возможных потребителей. Данный метод используется тогда, когда невозможно другими способами определить какие-либо показатели, например удобство пользования, потребности и требования потребителей, известность торговой марки, имидж в целом и т.п.

В большинстве случаев  при определении показателей  качества одновременно используют несколько из рассмотренных методов (последовательно, параллельно или последовательно-параллельно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Показатели  качества систем управления качеством

Не менее важным является решение задач, связанных с оценкой  системы управления качеством. Такие  оценки могут быть внутренними и  внешними, проводимыми соответственно своими и сторонними органами (независимыми организациями, смежниками, потребителями и заказчиками). При этом одной из важнейших задач внешних оценок может являться сертификация.

Для оценки системы управления качеством можно использовать

следующие группы показателей:

1) организации общесистемного состояния системы, характеризующие целенаправленность, надежность, адаптивность, самоуправляемость, системность;

2) организации производственной  подсистемы системы управления  качеством, включающие уровни  ее элементов и компонентов;

3) организации управляющей  подсистемы системы управления  качеством, включающие все уровни  ее элементов и компонентов;

4) организации обеспечивающих  подсистем системы управления  качеством, характеризующие каждую  из подсистем (делопроизводственную, нормативную и др.);

5) организации линейной  подсистемы системы управления  качеством.

Кроме того, необходимо оценить  соответствующими показателями функционирование системы управления качеством в  целом. Особенно важной является ее надежность (в данном случае ее следует понимать как качество системы).

В общем случае любую  систему управления качеством, хорошо оснащенную ТСУ, можно представить  как сложную систему, обеспечивающую изготовление продукции трех категорий  по последствиям от отказов. Чтобы создавать  продукцию требуемого качества для каждой из категорий продукции, необходима надежная система управления качеством. Очевидно, что для продукции первой и второй категорий надежность систем должна быть выше, чем для третьей категории. К тому же для первой категории — надежность системы управления качеством должна быть не ниже гарантированной. Именно это изготовители должны доказать потребителям продукции первой и второй категорий.

Информация о работе Формирование системы качества в организации