Формирование системы качества в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.
Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.
Целью данной работы является комплексное исследование системы качества в организации.

Содержание

Введение ...........................................................................................................2
Глава 1. Существующие системы управления качеством............................3
1.1 Система тотального управления качеством.............................................3
1.2 Система «ДЖИТ».......................................................................................7
1.3 Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП).....10
Глава 2. Методы формирования системы качества предприятия................12
2.1 Повышение эффективности качества продукции....................................12
2.2 Учет и оценка затрат на обеспечение качества........................................16
Глава 3. Классификация и номенклатура показателей качества..................24
3.1 Классификация показателей качества.......................................................24
3.2 Показатели качества систем управления качеством................................28
Заключение ........................................................................................................30
Список литературы ...........................................................................................31

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Организационно-технической базой КСУКП является комплекс стандартов предприятия. Входящие в него стандарты регламентируют порядок всех работ, от которых зависит высокое качество изделий, позволяют организовать рациональное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, нацелить внимание и усилия работников всех категорий на повышение качества труда и продукции. Другими словами, стандарты предприятия устанавливают, ЧТО, КТО, ГДЕ, КОГДА и КАК должен делать. Они являются законом для каждого работника — будь он директором фирмы или рядовым исполнителем.

Стандарт предприятия  — динамичный документ. В него можно  внести любые изменения, подсказанные жизнью, передовым опытом, достижениями науки. С организационной точки  зрения — это экономичный документ, четкий, понятный и оперативный.

Учитывая отраслевой характер ведения народного хозяйства, были выпущены Рекомендации (Отраслевая система управления качеством продукции. Состав, содержание и организация  работ по совершенствованию. — М.: Изд. стандартов, 1985). Пример отраслевой системы управления качеством представлен в стандарте Комплексная система управления эффективностью производства и качеством работы промышленного предприятия. Система управления качеством продукции. Основные положения.

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы формирования системы качества предприятия

2.1 Повышение  эффективности качества продукции

До недавнего времени  считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике  обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

Исследования, проведенные  в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может  уходить на исправление брака.

Значение повышения  качества хорошо иллюстрируемая на примере Японии. После второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством.

Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:

  • заинтересованность руководства высшего звена;
  • образование совета по улучшению качества работы;
  • вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
  • обеспечение коллективного участия;
  • обеспечение индивидуального участия;
  • создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
  • более полное вовлечение поставщиков;
  • обеспечение качества функционирования систем управления;
  • разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
  • создание системы признания заслуг.

Особенно следует отметить такое направление, как обеспечение  качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством  обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.

Методы оценки показателей  качества товаров подразделяются на две группы. В первую включены методы, которые различаются по количеству оцениваемых показателей и специфике операционной обработки значений показателей. К ним относятся дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки потребительских показателей качества товаров. Во вторую группу включены методы, различающиеся по источнику и способу получения информации. Здесь выделяют экспериментальный, социологический и комбинированный методы оценки потребительских показателей качества товаров.

Выбор и эффективное  применение данных методов направлены на получение всесторонней объективной оценки качества товаров. Рассмотрим подробнее эти методы, начиная с первой группы.

Дифференциальный метод  оценки потребительских показателей  качества товаров основан на исполнении единичных показателей качества. Оценка производится путем сопоставления значений потребительских показателей качества с их базовыми значениями. При таком сопоставлении определяют, достигнут ли уровень качества базового образца в целом или по каким показателям он достигнут, а также какие показатели значительно отличаются от базовых.

Оценка качества основывается не только на контрольных испытаниях образцов продукции, но также на анализе  и учете достоверной информации о ее качестве, накопленной изготовителем, на основе которой оцениваются фактические значения показателей качества. Используются, прежде всего, результаты различных испытаний, проведенных как самим изготовителем, так и выполненных третьей стороной.

Оценка способности  производства обеспечить стабильность достигнутого уровня качества проводится по характеристикам производства, определяющим качество продукции. При этом состояние каждой характеристики также определяется в баллах.

В номенклатуру включаются показатели, по которым можно оценить  существенные для потребителя признаки качества продукции, ее способность удовлетворить его потребности в надежности, экономичности, безопасности.

Показатели качества могут быть заданы числовыми значениями, так и в виде требований к отдельным  характеристикам (например, к вкусу), к наличию определенных свойств, конструктивных особенностей, функциональных возможностей. В составе показателей качества также требования к упаковке продукции, к информации о продукции, помещаемой на ней или на упаковке.

Номенклатура оцениваемых показателей формируется, прежде всего, на основе действующих отечественных стандартов и норм, но эксперт должен учесть и включить в нее показатели, используемые в технических документах международных организаций, профессиональных объединений, ведущими изготовителями аналогичной продукции, а также общеизвестные, но не включаемые в нормативные документы.

При оценке качества конкретной продукции без проведения ее сравнительной  оценки с другой такой же продукцией, используются понятия нормального  и высшего уровня качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Учет  и оценка затрат на обеспечение  качества

 

Важное место в рамках современной системы управления качеством отводится вопросам сертификации. Под ней понимается процедура  установления и официального подтверждения соответствия продукции, процесса или услуги определенным стандартам и требованиям, в чем третья сторона дает письменную гарантию.

Сертификация – одна из общепринятых форм контроля качества и одновременно средство конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке. Сертификация появилась в XIX в. (первыми ее объектами стали морские суда), но широкое распространение на Западе получила с 1920-х гг. в связи с необходимостью гарантировать безопасность изделий электротехнической промышленности.

В экономике речь идет о сертификации соответствия, включающей сертификацию продукции и сертификацию условий ее производства. Их необходимость  вызвана задачей защиты рынка от недоброкачественных товаров и услуг.

Сертификация может  быть обязательной (в соответствии с требованиями закона) и добровольной, инициативной (на основе заявки и договора). Обязательная сертификация является средством  обеспечения безопасности важнейшей продукции.

Сертификация производится организацией, не зависящей от поставщика и потребителя продукции (сертификационный центр, лаборатория и т.д.), на которую  она выдает сертификат – документ, подтверждающий качество конкретного  изделия, партии, технологии установленным требованиям и ставится знак соответствия с помощью специальной маркировки.

Существуют следующие  виды сертификатов:

  • сертификат безопасности
  • сертификат качества отдельного изделия
  • сертификат качества партии товара
  • сертификат качества технологии
  • сертификат предприятия (рабочего места), выпускающего продукцию только высшего качества.

Организация, проводящая сертификацию, сама определяет ее условия  и методы, оформляет и регистрирует сертификат. Решение принимается  ею на основе анализа протоколов испытаний, документов о соответствии, выданных другими субъектами, результатов экспертных оценок. По итогам инспекционного контроля действие сертификата может быть прекращено или продлено.

В России действует государственная  система сертификации продукции под руководством Госстандарта. Она предполагает: проведение типовых испытаний образцов и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции; предварительную проверку производства на способность наладить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.

Работы по подготовке и проведению сертификации:

  • создание нормативно-технической документации, в соответствии с которой проводится сертификация;
  • разработка документа о порядке ее прохождения;
  • предварительная проверка производства и последующие испытания сертифицированной продукции;
  • выдача сертификата и права на использование знака соответствия;
  • заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными организациями
  • надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и информирование о ее результатах.

Основой сертификации являются стандарты. В России приняты следующие  их виды:

Государственные стандарты (ГОСТы), отражающие:

1.общие требования  к качеству продукции, работ  и услуг, обеспечивающие безопасность  жизни, здоровья, имущества, охрану  окружающей среды.

2.обязательные требования  к совместимости и взаимозаменяемости  элементов продукции и ее отдельных  видов.

3.параметрические ряды  и типовые конструкции изделий

4.их основные потребительские  и эксплуатационные свойства. Требования  к упаковке, маркировке, транспортировке,  хранению, утилизации.

5.правила оформления  технической документации, допуски,  термины, определения, обозначения, метрологические и другие правила и нормы

6.обязательные методы  контроля требований к качеству:

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ)

Отраслевые стандарты (ОСТы)

Стандарты предприятий (СТП)

Стандарты научно-технических обществ (СТО).

Конкретные значения показателей для различных объектов определяются с помощью экспертизы, экспериментов, социологических исследований. Они объединяются в классы, обозначаемые численно (номером сорта) или условными  символами («люкс», «экстра»).

Для формирования и обеспечения  эффективного функционирования системы  учета затрат на качество прежде всего  необходимо провести классификацию  затрат, которая в полном объеме должна учитывать все специфические  особенности предприятия и обеспечивать необходимую взаимосвязь между классификационными признаками и целями оценки затрат на качество.

Затраты на обеспечение  качества с позиций изготовителя включают две широкие группы:

  • затраты на обеспечение качества в процессе производства;
  • часть послепроизводственных затрат на обеспечение качества – затраты изготовителя на обеспечение заданного изготовителем уровня качества при эксплуатации продукции.

В свою очередь эти  две группы включают:

  • предпроизводственные затраты на обеспечение или доведение качественных характеристик продукции до уровня требований потребителя или условий контракта;
  • затраты на обеспечение качества в процессе производства (включают предупредительные затраты и оценочные затраты);
  • затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции (включают убытки изготовителя вследствие внешних отказов, затраты на организацию обслуживания потребителей);
  • затраты потребителя на поддержание качественных характеристик продукции в течение срока ее службы.

Информация о работе Формирование системы качества в организации