Формирование ресурсно-рыночной стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из трехр частей:
В первой части была разобрана сущность и структура стратегии предприятия.
Во второй части был проведен анализ структурно-рыночной стратегии.
В третей части был проведен анализ структурно-рыночной стратегии на примере ОАО “Мовен”.

Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1.1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..5
1.2 ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ……………………………………………………….11
1.3 РОЛИ СТРАТЕГИЙ………………………………………………………...14
2.1 РЕСУРСНО-РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ …………………………………21
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСНО-РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО “МОВЕН”……………………………………………………25
3.2. ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ……………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……29

Работа содержит 1 файл

ресурсно-рыночная стратегия.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

 

2.1 РЕСУРСНО-РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ 

     Структура ресурсно-рыночной стратегии, т.е. решений, определяющих взаимоотношения предприятия  с рынком ресурсов, во многом аналогична структуре товарно-рыночной стратегии предприятия.  

     Так же как и в случае товарно-рыночной стратегии, речь здесь идет о двух сферах стратегических решений: во-первых, решений, определяющих поведение предприятия на рынках материальных факторов производства (средств и предметов труда); во-вторых, решений о номенклатуре, объемах и качестве приобретаемых и используемых внутри предприятия ресурсов. Можно сказать, что ресурсно-рыночная стратегия определяет, с обной стороны, позиционирование предприятия на рынке ресурсов,  с другой, – позиционирование фрагмента рынка ресурсов на предприятии. Ресурсно-рыночная стратегия состоит из двух групп решений, составляющих соответственно «ресурсную стратегию» (аналог «товарной стратегии», являющейся одним из двух разделов «товарно-рыночной стратегии») и «стратегию поведения на рынке ресурсов».  

     Ресурсная стратегия складывается из двух подразделов: стратегии объема ресурсных запасов и стратегии их качества. В отличие от товарной стратегии номенклатура и (в значительной степени) ассортимент ресурсов обычно не являются предметом стратегических решений, поскольку в основном определяются номенклатурой производимой продукции. Поэтому главное внимание при формировании ресурсной стратегии уделяется стратегическим решениям, определяющим качество закупаемых материальных ресурсов и их объем.  

     При принятом в данной главе обобщенном подходе выделяются три главных варианта стратегии объема ресурсов:

      - формирование долгосрочных запасов  ресурсов, обеспечивающих многократное  осуществление производственного  цикла без необходимости пополнения  запасов;

      - ограничение запасов минимальным  страховым объемом, достаточным для обеспечения производства на несколько дней работы или даже более короткий период (по сути дела измерителем длительности периода служит размер производственного цикла);

      - формирование среднесрочных запасов  ресурсов.  

     Отметим, что разделение объема запасов на долгосрочный, краткосрочный и среднесрочный можно производить не только по отношению к длительности производственного цикла и нормам ежедневного расхода ресурсов – индивидуальным характеристикам каждого предприятия, но и по отношению к среднеотраслевым показателям.  

     Наилучшим вариантом был бы учет как индивидуальных, так и отраслевых данных. К сожалению, вопросы сопоставительного анализа  организации производства на предприятиях отрасли в последнее время  перестали быть предметом обсуждения: предприятия ссылаются на сохранение «коммерческой тайны». Это обстоятельство не способствует повышению эффективности использования ресурсов и в конечном счете, надо надеяться, будет преодолено. Ссылка на коммерческую тайну неосновательна, так как препятствует распространению прогрессивных методов организации производства и наносит вред отрасли в целом (не следует забывать о зарубежных конкурентах!).  

     Какой из вариантов стратегии запасов  в наибольшей степени соответствует  данному предприятию, зависит от ряда внутренних и внешних для предприятия факторов. В числе внутренних факторов:

       ·   принятая стратегия обновления  номенклатуры производимой продукции  и технологический тип предприятия;

       ·   наличие складских мощностей;

       ·   наличие у предприятия  достаточных финансовых ресурсов;

       ·   степень жесткости структуры  внутреннего управления;

       ·   социальный тип коллектива  предприятия и др.  

     Если  деятельность предприятия носит  конъюнктурный характер, и предприятие  немедленно реагирует на непредвиденные заранее качественные колебания спроса, то при недостаточности оборотных средств не имеет смысла запасать сырье и материалы всех тех видов, которые могут понадобиться при различных состояниях спроса. Если же номенклатура стабильна, спрос обеспечен, а взаимоотношения с поставщиками ненадежны, целесообразно вложить средства в создание долгосрочных производственных запасов.  

     Вследствие  слабости контрактной системы в  России стратегия кратковременных  запасов характеризуется высокой  степенью риска, хотя и минимизирует размер оборотных средств. Рассчитывать на реализацию логистических систем типа «just in time» вряд ли возможно при сложившемся уровне договорно-правовой культуры менеджмента и требований производственного поведения работника.  

     Несколько неожиданно в перечне факторов, влияющих на выбор вариантов стратегии объема запасов, выглядит упоминание социального типа коллектива. Однако если учесть, что реализация жестких логистических схем невозможна без четкой дисциплины и готовности работников предприятия к соблюдению тщательно разработанных инструкций в сочетании с готовностью принятия самостоятельных решений в случае нарушения графиков и других нештатных ситуаций, то становится ясно, что сочетание краткосрочного варианта стратегии запасов со стратегией редкого обновления номенклатуры предъявляет серьезные требования к коллективу предприятия. Заметим, что это обстоятельство – еще один аргумент в пользу того, что выбор тех или иных стратегических вариантов должен осуществляться руководством в контакте с коллективом, при его непосредственном участии.  

     Перейдем  ко второй группе стратегических решений, связанных с ресурсным обеспечением производства, – стратегии качества ресурсов.  

     Качество  ресурсов оказывает непосредственное влияние на качество продукции предприятия, возможность ее реализации по наиболее привлекательной для предприятия цене. Поэтому стратегия ресурсного качества сильно зависит от принятых в рамках товарной стратегии решений о качестве продукции. Вместе с тем не следует упускать из виду многофакторность производства, в силу которой высокое качество исходных материалов и оборудования – лишь одна из предпосылок уровня качества продукции, а ее ценовые характеристики находятся в прямой зависимости от качества ресурсов. Среди конкретных вариантов стратегии качества ресурсов, как это имело место и в других разделах и подразделах стратегии, о которых шла речь выше, рассматриваются три:

       ·   лидирующее качество ресурсов;

       ·   минимально допустимое качество;

       ·   среднеотраслевое качество.  

     Разумеется, тот или иной вариант стратегии качества может быть применен к любому виду ресурсов. Однако если речь идет о лидирующей стратегии хотя бы по отношению к одному значимому виду ресурсов, то такой же выбор должен быть сделан и в отношении остальных существенных видов ресурсов, так как в противном случае качество продукции вряд ли окажется высоким, а затраты на повышенное качество ресурсов – оправданными. Аналогичным образом выбор минимального варианта хотя бы по одному виду ресурсов практически однозначно влечет такой же выбор по остальным.  

     Из  решений, касающихся поведения предприятия  на рынке поставщиков, к стратегическим относится в первую очередь определение  структуры множества поставщиков, что необходимо для оптимального распределения объемов закупок  по множеству продавцов ресурсов. Три представительных варианта стратегии предприятия на рынке ресурсов охватывают:

       ·   моносегментный рынок поставщиков;

       ·   доминантно-сегментный рынок  поставщиков;

       ·   полисегментный рынок поставщиков.  

     Выбор первого варианта означает, что в рамках принятой сегментации рынка продавцов ресурсов предприятие практически работает только с одним субъектом (группой, сегментом) и закупает у него не менее 90% ресурсов данного вида. Если на одного обобщенного продавца приходится от 70 до 90% объема закупок данного вида ресурса, то такой вариант соответствует доминантно-сегментной стратегии предприятия на ресурсном рынке. Остальные возможности относятся к третьему, полисегментному варианту.  

     Моносегментный (для предприятия) рынок поставщиков  отвечает либо условиям монопсонии, т.е. отсутствия на рынке других поставщиков, либо ситуации сознательного принятия рискованной стратегии, либо (что в последнее время не является редкостью) наличию тесных интеграционных связей с данным поставщиком.  

     По-видимому, в общем случае наиболее распространенным типом стратегии на рынке факторов является выбор полисегментного рынка с равномерно убывающим распределением структуры закупок по поставщикам.  

 

3.1 ФОРМИРОВАНИЕ  РЕСУРСНО-РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО “МОВЕН” 

     Акционерное общество «Мовен» создано в 1990 г. на основе приватизации государственного предприятия «Челябинский вентиляторный  завод», функционирующего с 1937 г. Предприятие  расположено в Челябинске, обладает собственной научно-технической  и производственной базой, а также квалифицированными кадрами в области научно-исследовательских работ, управления и производства. ОАО «Мовен» разрабатывает, производит и продает промышленные вентиляторы, тепловые установки и сопутствующее оборудование, которые пользуются устойчивым спросом на внутреннем рынке. ОАО «Мовен» оказывает также следующие виды услуг:

               ·   разработка и изготовление  любого вида промышленных вентиляторов  и отопителей по техническим требованиям заказчика;

           ·   разработка приточно-вытяжных систем;

           ·   монтаж оборудования;

           ·   ремонт любых видов вентиляторов, в том числе импортных;

           ·   балансировка рабочих колес вентиляторов;

           ·   проверка уровня вибрации  и шума вентиляторов и приведение  их, при необходимости, в соответствие с требованиями технических условий;

           ·   любые виды испытаний  воздуходувных машин с выдачей  сертификата о качестве изделия;

           ·   оптимальный выбор вентиляторов  для любых вентиляторных систем, складов, теплиц, хранилищ, технологических процессов и т. д.;

           ·   комплектация объектов оборудования  для вентиляции и кондиционирования;

           ·   разработка и изготовление  нестандартного оборудования и  штамповой оснастки;

           ·   посреднические услуги во  внешнеэкономической деятельности. 

           По  объему выпускаемой воздуходувной   техники ОАО «Мовен» занимает  одно из ведущих мест  на  Урале. Расположение предприятия  в Челябинске и наличие квалифицированных  кадров способствует поддержанию  ведущих позиций в стране в  данной сфере деятельности во всех аспектах – от проектных работ до доведения продукции до потребителя. В области ресурсно-рыночной стратегии принято решение о расширении круга поставщиков основных материалов и комплектующих изделий. Внесение элемента конкуренции при выборе поставщиков позволит снизить затраты на основные материалы и комплектующие при их покупке до 20%. 

        Данный  вид стратегии определяет  желательные  для предприятия  размеры производственных запасов,  выбора поведения предприятия  на рынке исходного сырья и  наиболее целесообразного типа структуры поставщиков сырья. Если ключевым моментом стратегии, как предлагалось выше, будет вариант расширения объема производства при стабильном тесном взаимодействии с потребителями продукции завода, то соответствующей ему стратегией запасов должно быть установление интеграционных связей с несколькими крупными основными поставщиками продукции и создание «двойного запаса прочности» с помощью сети более мелких и заменяемых поставщиков. Структура поставщиков здесь состоит из двух частей – совокупности интегрированных крупных партнеров и множества более мелких непостоянных поставщиков. Объем запаса в случае организации эффективного отлаженного механизма интеграционного и рыночного взаимодействия с поставщиками может быть невелик и немногим превышать страховой резерв.  

          Тем самым появится возможность  существенно  сократить объем  оборотных средств, вложенных  в производственные запасы, ускорить  их оборот и оптимизировать  размер этих средств. 

           В итоге можно сделать вывод,  что  данное предприятие обладает достаточно проработанной стратегией, отражающей разнообразные направления деятельности ОАО, и относится в этом плане  к числу наиболее продвинутых  в части стратегического планирования. 

           Итак,  ресурсно-рыночная стратегия  определяет, с одной стороны, позиционирование предприятия на рынке ресурсов,  с другой, – позиционирование фрагмента рынка ресурсов на предприятии. Ресурсно-рыночная стратегия состоит из двух групп решений, составляющих соответственно «ресурсную стратегию» (аналог «товарной стратегии», являющейся одним из двух разделов «товарно-рыночной стратегии») и «стратегию поведения на рынке ресурсов».  

Информация о работе Формирование ресурсно-рыночной стратегии