Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 15:31, курсовая работа
Цель данной работы – определить принципы подбора эффективной организационной структуры службы управления персоналом.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть виды организационной структуры и факторы, влияющие на ее выбор.
2. Выявить особенности построения организационных структур.
3. Показать место службы управления персоналом в оргструктуре различных предприятий.
4. Дать рекомендации по совершенствованию управления персоналом ИП Швындов С.А.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования организационной структуры системы управления персоналом………………………………………………...5 1.1Сущность и понятие организационной структуры управления персоналом……………………………………………………...............................5
1.2Методы проектирования организационной структуры управления
предприятием…………………………………………………………………….7
1.3. Формирование системы управления персоналом……………………..…9
Глава 2. Исследования организационной структуры управления персоналом.
2.1. Характеристика ИП Швындов С.А………………………………….…11 2.2. Анализ существующей структуры управления………………………….14
2.3 Анализ действующей кадровой службы…………………………………...16
Глава 3. Совершенствование методов управления персоналом предприятия.
3.1 Разработка плана работы с персоналом предприятия……………………18
3.2 Предложения по совершенствованию управления персоналом…………22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы
На следующем
этапе в зависимости от организационно-структурного
построения службы управления персоналом
прорабатываются вопросы
В управлении персоналом как процессе выделяется несколько частных процессов:
планирование
- определение целей управления,
средств их достижения, моделирование
и прогнозирование объекта
организация - работа по комплектованию кадров: профориентация, профотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.;
регулирование - межцеховое, межпрофессиональное и квалификационное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня заработной платы и т.д.;
контроль
- контроль численности,
учет - получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам и т.д.
Управление можно рассматривать и как процесс принятия решений. В этом случае управление представляет собой совокупность последовательно выполняемых работ: изучение ситуации, само принятие решения, контроль за исполнением решения, оценка результатов и (в порядке обратной связи) корректировка задач управления.
В целях изучения кадрового состава или кадровой ситуации разрабатывается система категорий и понятий (потенциал, кадровая политика и т.п.) и на этой основе организуется сбор информации, характеризующей количественную и качественную сторону состояния, динамику развития кадровой ситуации в разрезе принятых категорий.
2. Исследования организационной структуры управления персоналом.
2.1. Характеристика ИП Швындов С.А.
Индивидуальный предприниматель Швындов Сергей Александрович – предприятия розничной торговли продуктами питания и оптовой алкогольной продукцией. В собственности ИП Швындова С.А. - павильон, в котором находится продуктовый магазин, также арендуется склад на территории крупной торговой базы. Предприятие создано в 2006 году и постоянно расширяет круг клиентов.
Предприятие осуществляет поставку алкогольной продукции в пункты розничной торговли в Кулебаки и Кулебакской области, включая такие торговые магазины как:
- ООО «Праздничный»
- ООО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»)
- ООО «Сказка»
ИП Швындов С.А. получает только лицензированную продукцию с заводов-изготовителей, с большинством которых договоры заключены уже на протяжении 5 лет. Основной ассортимент ИП Швындов С.А. – крепкий алкоголь (водка, коньяк, горькие и сладкие настойки) отечественных производителей.
Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать бизнес устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить его дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом. Проведение систематических анализов деятельности позволяет:
- быстро,
качественно и персонально
- точно
и своевременно находить и
учитывать факторы, влияющие
- определить
расходы и тенденцию их
- находить
оптимальные пути решения
Для всесторонней оценки эффективности торговой деятельности используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и др.
При планировании прибыли выявляется влияние на размер прибыли ряда факторов:
определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом году и увеличение прибыли вследствие увеличения объема закупок товарной продукции;
увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением или уменьшением себестоимости товарной продукции, увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.
Информационной основой анализа хозяйственной деятельности комбината являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы.
Документооборот на комбинате играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление платежных документов (счета-фактуры и др.)
Документация оформляется менеджерским составом (оформление сделок) и операторами (платежные документы), заверяется печатью. Процесс оформления документации контролируется бухгалтерией. Организация работы с документами – это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами. К таким работам относятся: прием и регистрация, рассмотрение документов руководителем, порядок прохождения документов в организации и в исполнении, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача дел в архив.
Другой вид деятельности – розничный продуктовый магазин в районе города. Ассортимент магазина – 700 наименований продукции. Магазин функционирует с 2004 года, за этот период, дважды проводился капитальный ремонт с перестройкой торгового зала и заменой оборудования, сформировался круг постоянных покупателей.
Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. В магазине действует расчетно-кассовое обслуживание.
Деятельность
фирмы обеспечивается подобранным
квалифицированным персоналом, действующим
в рамках прав и обязанностей, определённых
организационной структурой управления
персоналом (приложение 1). Общая
численность сотрудников
2.2. Анализ существующей структуры управления.
Основу управления составляют отношения найма. В этой фирме собственник имеет возможность командовать, в связи с тем, что он, открывая работнику доступ к средствам труда, выступает в роли хозяина и нанимателя.
Принятая организационная структура (линейная) совершенствуется в течение многих лет и вполне устраивает фирму и её руководителей. Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной системе:
В то же время у этой структуры есть и отрицательные факторы:
4) концентрация
власти в управляющей верхушке
(это очень существенно,
Ввиду указанной кадровой структуры обязанности по подбору персонала в большей степени возложены на офис-менеджера и далее на непосредственного руководителя того участка, куда необходим новый сотрудник.
Первая беседа – консультация, просмотр трудовой книжки проходит с офис-менеджером; если по квалификации (документально) кандидат устраивает фирму (отсутствие замечаний по трудовой дисциплине), то он направляется на участок для беседы с его руководителем и при положительном отзыве направляется на приём к генеральному директору, где объясняются правила внутреннего распорядка, система оплаты, льгот и др.
В фирме всех работников принимает лично генеральный директор; что говорит об изначальном отношении к подбору кадров в фирме.
При положительном решении вопроса о приёме на работу работник проходит медицинское обследование и инструктаж на рабочем месте, производится ознакомление нового работника с должностной инструкцией.
После всех указанных процедур подписывается приказ о приёме на работу с трёхмесячным испытательным сроком, перед окончанием испытательного срока вопрос о целесообразности продолжения работы инженерно-технического работника обсуждается в администрации.
На предприятии с момента зачисления на работу большое внимание уделяется адаптации (взаимного приспособления работника и организации, на основе постепенной работы сотрудника в новых профессиональных условиях труда).
Работника
знакомят с коллективом, указывают
рабочее место, выдают под роспись
должностную инструкцию для изучения
и исполнения. В течение испытательного
срока нового работника контролирует
и консультирует
Функция делопроизводителя в ИП Швындов С.А. возложена на офис-менеджера. Ведутся дела:
- Приказы по личному составу;
- Личное дело на каждого работника;
В личное дело работника включается: заявление, личная карточка, анкета и дополнение к ней, свидетельства о рождении детей до 14 лет, необходимые для расчета заработной платы, трудовая книжка, копии документов об образовании, трудовой договор, копия приказа о приеме на работу. Стандартный трудовой договор с работником ИП ШвындоваС.А.
Решения
о приеме на работу, увольнении, предоставлении
внеочередного отпуска
Набор представляет собой создание определенного резерва на планируемые должности, как из внешних, так и из внутренних источников. Организация использует внешние и внутренние источники для приема на работу. Внешние источники – это и кадровые агентства, и центры занятости, также предприятие помещает объявления в СМИ о своих потребностях в специалистах. Или организация предлагает людям, уже работающим на предприятии порекомендовать своих близких и знакомых. Такой способ является не только дешевым, но и дает возможность работникам поучаствовать в решении проблем фирмы. Внутренними источниками являются люди, уже работающие на определенных должностях, но имеющие большие способности, чем могут проявить в данный момент. Продвижение по службе сильно мотивирует работника, а организации не приходится обучать нового специалиста многим нюансам работы в организации. Риск при внутренней кадровой политике может заключаться в том, что в организацию не поступают новые люди со свежими взглядами и идеями и это может привести к застою.
По причине отсутствия кадровой службы обучение персонала проводится непосредственно на рабочем месте. Менеджер может предупредить отсутствие профессиональных умений только на собеседовании, хотя даже наличие свидетельств о дополнительной подготовке не всегда может свидетельствовать о практических навыках соискателя. К сожалению, это приводит к тому, что очень большое значение имеют рекомендации с предыдущих мест работы, то есть субъективные показатели. Аттестация на предприятии проводится только в менеджерском составе – по личной инициативе руководителя участка – старшего менеджера. Оценка трудовой деятельности остальных работников происходит по результатам их работы.
К плюсам кадровой службы предприятия можно отнести:
Информация о работе Формирование организационной структуры управления персоналом