Формирование кадровой политики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать пути совершенствования кадровой политики организации.
При выполнении работы использованы методы сбора количественных данных, а именно личный опрос и анкетирование респондентов, метод наблюдения.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: проведен анализ формирования кадровой политики организации, анализ оплаты труда персонала, а также анализ социально-экономической эффективности формирования кадровой политики.
Областью возможного практического применения является кадровая деятельность предприятия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая кадр полит.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

В зависимости от вида и характера  хозяйственной деятельности предприятия подразделяются на следующие: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и т. д.

По форме собственности могут  быть частными, муниципальными и государственными.

 

  1. Анализ кадровой политики

    1. Организационно-экономическая характеристика организации и перспективы ее развития

 

Общество с ограниченной ответственностью «Артур » было создано в 1996 году. Предприятие осуществляет торговлю продуктами питания.

Общество с ограниченной ответственностью «Артур» создано физическим лицом на основании законодательства Республики Беларусь.

Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Артур».

Предприятие осуществляет розничную торговлю.

Имущество является собственностью директора.

Предприятие имеет расчетный счет в ЗАО Банк «ВТБ» (Беларусь) и осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из существующего спроса на реализовываемую продукцию на белорусском рынке, работы и услуги.

Предприятие уплачивает налоги в бюджет и пользуется льготами в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь.

Чистая прибыль, образуемая в соответствии с установленным порядком, после  уплаты налогов, предусмотренных законодательством, за отчетный период, подлежит распределению  между участниками пропорционально  их долям в Уставном капитале Общества.

ООО «Артур» имеет характер семейного бизнеса, где собственниками являются родственники, которые получают ежемесячную фиксированную сумму от прибыли организации в соответствии с пределами вклада каждого участника.

Учредительными документами является устав и решение о создании общества с ограниченной ответственностью.

Документы, регламентирующие внутреннюю деятельность предприятие:

  1. должностные инструкции, заведующей магазином, продавца, технички, грузчика, дворника и др.;
  2. договор о полной коллективной материальной ответственности, персональной ответственности;
  3. трудовое законодательство Республики Беларусь.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1:

На 01.01.2011 количество работников составило 51 человек.

Рисунок 1 - Организационная  структура предприятия

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Во главе предприятия находится  генеральный директор (участник общества). Несет ответственность за всю организацию. Функции:

  • исходя из требований рынка и возможностей организации устанавливает ее цели;
  • исходя из целей организации определяет стратегию;
  • для реализации стратегий разрабатывает политику и процедуры, устанавливающие стандарты и нормы в действиях членов организации (должностные инструкции, функциональные обязанности, общие положение и др.).

Управленческий уровень: зам. генерального директора. Функции:

- разработка и определение проблем  организации;

- определение действий на основе оперативных планов.

Функции бухгалтера:

1) ведение бухгалтерского учета;

2) ведение книги доходов и расходов согласно законодательству;

3) осуществление операций по выписке счетов-фактур;

4) ведение  книги  учета движения товара;

5) ведение делопроизводства.

Проведем анализ оплаты труда персонала предприятия

Основная заработная плата начисляется  в зависимости от принятых в каждом из трех магазинов форм оплаты труда, согласно законодательству Республики Беларусь.

Рассмотрим основные системы  оплаты труда, применяемые в ООО «Артур». Представим в виде таблицы (Таблица 1).

 

 

Таблица 1 - Численность и оплата труда работников ООО «Артур»

Наименование группы работников

Списочная численность, ед.

Оплата труда с отчислениями, млн. руб.

Удельный вес работников, %

Форма оплаты труда

Административно-управленческий персонал

3

79,2

8

Сдельно-премиальная

Заведующие 

3

63

8

Сдельно- премиальная

Продавцы 

37

279,8

68

Сдельно-премиальная

Обслуживающий персонал

8

56

16

Сдельно-премиальная

Итого

51

478

100

 

Примечание: собственная  разработка на основе данных предприятия

 

Как видно из таблицы работники  имеют сдельно-премиальную форму оплаты труда. Итого на оплату труда 478 000 000 руб.

Дополнительная заработная плата  начисляется на основании документов, подтверждающее право работника  на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся:

- оплата основного, дополнительного  или учебного отпуска;

- компенсация за неиспользованный  отпуск;

- выплаты выходного пособия  при увольнении;

- выплаты при направлении работника  на курсы повышения квалификации;

- оплата времени выполнения  государственных обязанностей;

- прочие выплаты согласно действующему  законодательству.

Выплаты работникам дополнительной заработной платы производятся в сроки, определенные действующим законодательством.

Вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направляемых на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как соотношение двенадцати месячных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплат определяется предприятием самостоятельно.

Помимо установленной заработной платы на предприятии действует  система материального стимулирования сотрудников:

- один раз в год заведующая  магазином предлагает лучшего  продавца («лучший продавец магазина»), поощрение составляет 200 тыс. руб., данная премия приурочивается ко дню торговли;

- на день рождения каждый  сотрудник получает премию в размере 150 000 рублей;

- праздники 8 марта и 23 февраля  сотрудники получают по 50 000 руб.;

- смена продавцов, работающая  на Новый год, получает дополнительно по 200 000 рублей.

Следует подчеркнуть, что система  премирования и размер премии определяются задачами улучшения деятельности предприятия, характером норм, объемом и сложностью плановых заданий.

    1. Анализ методики формирования кадровой политики организации

 

Анализ методики формирования кадровой политики ООО «Артур» был проведен с помощью сбора, обработки информации по предприятию. Было проведено анкетирование персонала, проводились беседы и опросы.

 Проследим условия и возможности становления кадровой работы и кадровой политики на предприятии.

ООО «Артур» начало свою деятельность в 1996 году. Предприятие представляло собой отдельный магазин розничной торговли. В 1999 году у предприятия появилось еще два магазина «Свая» и «Колосок».

Кадровая работа велась в традиционном ключе на базе отдела кадров. Работа отдела сводилась к привлечению работников на свободные рабочие места.

Переход организации от стадии динамического роста к стадии прибыльности заставил руководство взглянуть иначе на вопросы работы с кадрами. К этому периоду в 1999 году предприятие расширяло масштабы своей деятельности. Кандидатов на рабочие места привлекали сравнительно высокая заработная плата и возможность получить стабильную работу.

В 2002 году были модернизированы Правила внутреннего трудового распорядка, определяющие порядок приёма и увольнения персонала, основные права и обязанности работников и администрации, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, поощрения за успехи в работе, дисциплинарную ответственность за нарушение дисциплины труда, компенсаций работникам.

Правила внутреннего трудового  распорядка были приведены в соответствии с Трудовым законодательством Республики Беларусь.

В 2002 году также были пересмотрены должностные инструкции по руководящим должностям. Таким образом, руководство осознало необходимость в изменениях в сфере управления персоналом, вопросы кадровой политики были сформулированы и оформлены в соответствии со стратегией развития предприятия.

В составе нынешнего отдела управления остались 3 руководителя и 3 заведующих магазинами.

В настоящее время кадровая работа реализует себя в частях:

- разработки прогнозов, определении потребности в кадрах;

- формирования и ведения базы данных о количественном и качественном составе кадров;

- подбора и отбора работников  совместно с руководителями;

- оформления документации при приеме на работу;

- организации проведения контроля работников по аттестации, переподготовки кадров;

- обеспечения пенсионного страхования работников.

В плане культивирования внутриорганизационной  культурной среды на предприятии  проводятся конкурсы, праздничные вечера. Эти мероприятия помогают сплотить коллектив предприятия, способствуют неформальному общению работников.

Стиль руководства на предприятии - смешанный, но в нём преобладают элементы авторитарного характера управления: в работе коллектива используются стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы.

Было проведено анкетирование  среди персонала. В нем участвовали  все работники, а именно 51 человек. На вопрос «Сколько вам лет?» были получены следующие результаты:

- от 18 до 25 – 15 человек;

- от 25 до 35 – 11 человек;

- от 35 до 50 – 19 человек;

- свыше 50 – 6 человек.

Графически укажем на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Результаты опроса о возрасте

Примечание – Источник: собственная разработка на основе опроса

 

37 % всего персонала предприятия  ООО «Артур» в возрасте от 35 до 50 лет. То есть уже вполне  устоявшиеся люди.

По результатам анкетирования  работников оценки эффективности системы управления персоналом, составим таблицу 2. В анкетировании участвовало 43 человека.

 

Таблица 2 -  Результаты анкетирования, чел.

Содержание вопроса

Да

Нет

Не уверен(а)

Оплата труда соответствует  объему выполняемой работы

15

25

3

Удовлетворен(а) оснащенностью  рабочего места

34

19

0

Считаю нормальными  задержки вне рабочего графика при наличии срочной работы

1

42

0

Удовлетворяет уровень  заработной платы

0

39

4

Постоянно развиваюсь и  предприятие способствует этому

28

12

3

Удовлетворенность работой  в целом

1

36

14


Примечание – Источник: собственная разработка на основе анкетирования

 

Проведенное исследование позволило  сделать вывод, что большинство  работников ООО «Артур» не удовлетворены работой, а именно считают, что оплата труда не соответствует объему выполняемой работы и не удовлетворены уровнем заработной платы.

Согласно анкетированию лишь 1 респондентов полностью удовлетворены работой, а 36 - не удовлетворены.

    1. Социально-экономическая эффективность проводимой кадровой политики

 

Чтобы определить социально-экономическую  эффективность проводимой кадровой политики предприятия ООО «Артур», укажем основные экономические показатели  в табличной форме (Таблица 3).

 

Таблица  3. Основные экономические показатели ООО «Артур» за 2010г., млн. руб.

Наименование показателя

Значение показателя

Доля в валовой выручке ,%

Валовая выручка

3901,8

100

Себестоимость товара

2254,2

57,9

Валовый доход

1635,8

42,05

Накладные затраты

63,6

1,63

Чистая прибыль,

1572,2

40,41

ФОТ с отчислениями

519,8

13,36

Среднесписочная численность, ед.

50

-

Производительность труда, тыс. руб./ед.

78,1

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Чтобы рассмотреть эффективность  оплаты труда персонала, рассчитаем показатели эффективности предприятия. К ним относятся:

а) коэффициент эффективности производства;

б) экономический эффект от изменения производительности труда и роста заработной платы;

в) сумма валовой прибыли на рубль  заработной платы.

Далее произведем расчеты:

а) коэффициент эффективности производства (темпа прироста производительности труда к темпам прироста заработной платы) (Кэп):

 

                                    Кэп = Iпт/Iзп                                                               (1)

 

где Iпт – индекс производительности труда;

Iзп – индекс заработной платы.

б) экономический эффект от изменения производительности труда и роста заработной платы (Э):

 

                                      Э = ФЗПф * (1 – (1 / кэп))     (2)

 

где ФЗПф – фактический фонд заработной платы.

Информация о работе Формирование кадровой политики организации