Формирование эффективного стиля руководства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть стили руководства.
Задачи работы:
1) определить классические стили руководства;
2) определить формирование эффективного стиля руководства
3) рассмотреть стиль руководства на российских предприятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы характеристики стиля руководства……5
1. Понятие стиля руководства …………….……………………………..5
2. Факторы, формирующие стиль руководства……………………….…8
3. Основные стили руководства………………………………………....13
4. Основные типы руководителей……………………………………….21
Глава 2. Формирование эффективного стиля руководства……………..26
2.1. Формирование эффективного стиля руководства…………………...26
2.2. Стили руководства, используемые американскими и японскими менеджерами………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………….37
Библиографический список…………………………………………….......39

Работа содержит 1 файл

курс. по менежд..docx

— 172.66 Кб (Скачать)

     Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую  объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления  управленческих функций. Объективная  составляющая стиля определяется совокупностью  социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами  личности руководителя. Но если в стиле  нельзя четко выделить его объективную  основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

     Можно выделить основные факторы, характеризующие  стиль руководства:

       Требования, предъявляемые к руководителям  в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных  качеств, нравственности, характера,  темперамента и пр.;

       Специфика системы - ее цели  и задачи, управленческие структуры  и технология управления, функции  руководителя;

       Окружающая производственная среда  - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность  материальными ресурсами и т.  п.

       Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем  взаимоотношений, его традиции  и ценности.

     Разделяют объективные и субъективные факторы  формирования стиля руководства.3

     Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности  для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.

     Субъективные  стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного  процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают  разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют  технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей –  следствие разнообразия единичных  факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.

     Единство  стилеобразующих факторов проявляется  во взаимодействии4:

  1. информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления на предприятии
  2. функций управления различных уровней системы
  3. применяемых руководителем принципов и методов управления
  4. руководителей различных уровней и подразделений

     Всеобщие  стилеобразующие факторы вытекают из самой природы общественного  труда, порождены кооперацией труда  и являются объективными, но не существенными  предпосылками стиля управления. К числу таких факторов следует  отнести принципы системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи.

     Систему основных факторов формирования стилей управления можно представить в виде схемы. ( Таблица 1).

     Чем дальше от стиля управления в иерархии отношений находятся стилеобразующие  факторы, тем более опосредованное влияние их на формы этих отношений, и наоборот. В этой связи становится очевидным, что характеристики субъектов  управления есть вместе с тем и  непосредственные факторы формирования стилей управления.  

     Среди особенных факторов выделяются:5

  • распределение полномочий
  • установление ответственности
  • характер процесса принятия решений
  • используемые методы руководства
  • организация труда
  • заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных

     В стилях управления фокусируют также  другие объективно-субъективные и общие  факторы:

  • регламентированные общественные требования
  • средства управленческого труда
  • доступность и состояние социальной, экономической и технической информации
  • общие характеристики крупномасштабных объектов управления – исторические, географические факторы, национальные традиции.

     Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается  на всех сторонах деятельности системы  и непосредственно на подчиненных.

     Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество  объективных и субъективных условий  и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой  социальное явление, так как в  нем отражены мировоззрение и  убеждения руководителя, а так  же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3.Основные стили руководства.

     Стиль руководства является способом, с  помощью которого руководитель управляет  подчиненными, достигая удовлетворенность  работой. Рассмотрим каждый стиль отдельно, выделим их особенности:

     Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

  Концептуальной  основой авторитарного стиля  управления и его "эксплуататорской" и "благожелательной" разновидностей является "Теория X и У " Дугласа Мак-Грегора, которая представлена на схеме 1.

       
«Теория Х»

       Люди  изначально не любят трудиться и  при любой возможности избегают работы.

«Теория Y»

       Труд - процесс естественный. Если условия  благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу.

       У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и  предпочитают, чтобы ими руководили. Больше всего люди хотят защищенности.        Если  люди осознали цели, то они будут  использовать самоуправление и самоконтроль. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
       Чтобы заставить  людей трудиться, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания.        Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
 

  Схема 1. "Теория X и У " Дугласа Мак-Грегора.

     "Эксплуататорский" авторитарный стиль сводится  к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

     Сотрудники  в основном относятся к навязанным руководителем решениям безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находя в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производственных конфликтов.

     При более мягкой "благожелательной" разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, интересуется при принятии решений их мнением, хотя, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему, и если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается, предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом наказания здесь имеет место, но оно минимально.

       Еще до Макгрегора более объемную одномерную систематизацию стилей руководства предложил К. Левин. В его классификации в качестве крайних полюсов были поставлены автократичное и попустительское (в исходной терминологии — либеральное) руководство, а демократичный стиль выступал как компромиссный и наиболее приемлемый вариант. Континуум стилей управления по К. Левину представлен на рис. 16.

Рис 1. Стили руководства  по К. Левину 

         Исследователи обратили также внимание на то, что деятельность автократичного руководителя подчинена прежде всего производственным задачам и что люди для него имеют второстепенное значение. И наоборот, для демократичного лидера на первом месте оказываются люди, работники, чье взаимодействие он прежде всего и стремится организовать. Эти характеристики также измеряются шкалой, полюсами которой являются, с одной стороны, ориентация руководителя на работу, с другой,—на людей и отношения в трудовой группе7.

     Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

     Организации, в которых доминирует демократический  стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

     На  практике выделяют две разновидности  демократического стиля: "консультативную" и "партисипативную". В условиях "консультативной" руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случая.

     Наконец, "партисипативная" разновидность демократического стиля управления предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.

     Обычно  демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество.

     Специальные исследования показали, что хотя в  условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в количественном отношении в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический для руководства сложными, где на первом месте выступает качество.

     Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Информация о работе Формирование эффективного стиля руководства на предприятии