Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:13, дипломная работа
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……5
Кадровое планирование…………………………………………… 5
Набор персонала…………………………………………………… 6
Отбор персонала…………………………………………………… 11
Определение заработной платы…………………………………… 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ…………………… 23
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в коллективе……………………………………………………………… 23
2.2 Обучение персонала……………………………………………… 30
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 37.
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 47
2.5 Продвижение по службе…………………………………………… 48
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 49
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………56
3.1 Вопросы повышения качества трудовой жизни………………… 56
3.2 Вопросы потребности компании в инновациях………………… 57
3.3 Вопросы совершенствования организации труда…………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 64
Рис. 3.1.2 «Используемые программы адаптации и их оценка»
Содержание адаптационных программ достаточно разнообразно. Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54 случая), иерархии и структуре предприятия (53 случая), непосредственному окружению – коллегам (53 случая), дисциплине (50 случаев), т.е. тому, что позволяет включить сотрудника в производственный процесс.
Социальным отношениям
уделяется меньше внимания, и поэтому
новички вынуждены
Сравнивая эффективность ознакомления новых сотрудников с теми или иными аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину: новичка прежде всего волнует социально – экономическая сфера, а не нормы и правила, регламентирующие основной производственный процесс. Конечно, предприятие – не богадельня и не приют для благородных девиц, но и сотрудники – не винтики.
Табл. 2.1.1 «Оценка респондентами содержания программ адаптации» (в %% от числа использующих)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ АДАПТАЦИИ |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ |
Традиции предприятия |
63 |
15 |
22 |
системы оплаты труда |
63 |
2 |
35 |
Функциональные обязанности |
61 |
2 |
37 |
Системы социального обеспечения |
60 |
19 |
21 |
Неформальные правила поведения |
58 |
10 |
32 |
Правила внутренней дисциплины |
58 |
6 |
36 |
Коллектив |
58 |
2 |
40 |
Режим безопасности и коммерческой тайны |
57 |
14 |
29 |
Техника безопасности |
55 |
20 |
25 |
Структура и иерархия |
51 |
11 |
38 |
История предприятия |
46 |
19 |
35 |
На первые места по
эффективности выходит
Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности – функциональных обязанностях - 61 %. Затем снова «социальный» блок – система социального обеспечения – 60 %, неформальные и формальные правила поведения в коллективе – по 58 % в каждом случае. Такая информация, как режим безопасности и коммерческой тайны, техника безопасности, структура и иерархия предприятия по значимости для новичка менее важны (57, 55 и 51 %% соответственно).
Табл. 2.1.2 «Распределение респондентов по признаку «за адаптацию новичка отвечает» (в % % от числа упомянувших)
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
ВСЕГО (АБС)* |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ |
Управляющий персоналом |
21 |
76 |
0 |
14 |
Линейный менеджер |
40 |
55 |
10 |
35 |
Руководитель предприятия |
19 |
42 |
5 |
53 |
*Сумма по столбцу менее 100,
так как часть респондентов
не высказали суждения по
Рис. 3.1.3 «Содержание адаптационных программ»
Эффективность участия
того или иного должностного лица
в адаптации вновь нанятых
падает с количеством иерархических
уровней между новым
Табл. 3.1.3 «Оценка респондентами эффективности используемых критериев» (в %% от числа использующих)
ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ |
Результаты выполнения поставленных задач |
78 |
0 |
22 |
Знания |
77 |
3 |
20 |
Усвоение функциональных обязанностей |
72 |
2 |
26 |
Иное |
71 |
0 |
29 |
Профпригодность |
61 |
6 |
33 |
Наиболее эффективной, с точки зрения респондентов, является оценка результатов выполнения новыми сотрудниками поставленных задач – 78 % и реальные знания – 77 %. Кроме того компании считают эффективной оценку того, насколько новичок усвоил свои функциональные обязанности – 72 %.
Рис. 3.1.4 «По итогам адаптационного периода оценивается»
Складывается впечатление,
что респонденты смешивают
Главной задачей испытательного
срока является выяснение того, насколько
новый сотрудник
Организации имеют постоянную
потребность в повышении
Подготовка представляет
собой обучение работников навыкам,
позволяющим поднять
Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность, или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
Обучение – это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиях профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:
1. Для обучения нужна
мотивация. Люди должны
2. Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению. Это подразумевает поощрение учащихся, их активное участие в процессе обучения, поддержку со стороны преподавателей, желание отвечать на вопросы. Важным моментом может оказаться и создание определенной физической среды. Некоторые организации предпочитают проводить обучение в специальных центрах, а не в помещениях своей организации.
3. Если навыки, приобретаемые
посредством обучения, являются
сложными, то процесс обучения
следует разбить на
4. Учащиеся должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы или признания успехов со стороны преподавателя, либо, в случае компьютеризированных современных систем обучения, в виде непосредственной обратной связи при правильном решении задач, предложенных программой.
Изменение среды бизнеса
и применяемых стратегий заставляет
компании постоянно развивать
Табл. 3.2.1 Оценка респондентами обучения персонала на разных этапах карьеры» (в % % от числа использующих)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ * |
ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |
ЗАТРУДНИ-ЛИСЬ ОТВЕТИТЬ | |||
Эффективно |
Не-эффективно |
Дорого |
Дешево | ||
Входное обучение (при найме |
76 |
3 |
8 |
24 |
16 |
Перспективное (в рамках планирования карьеры) |
65 |
11 |
46 |
11 |
11 |
Текущее (в рамках должности) |
41 |
2 |
6 |
13 |
11 |
* Сумма по строке каждого
из факторов оценки (эффективность
и затратность) может быть
Наиболее эффективным представляется входное обучение. И с этим можно согласиться, если говорить о краткосрочной перспективе, т.е. о подготовке сотрудника к решению текущих, оперативных задач. Кстати, затраты на входное обучение, по оценкам респондентов, невелики.
На втором месте по эффективности стоит перспективное обучение. С точки зрения стратегического развития компании или планирования карьеры сотрудника это абсолютно оправдано. При этом отмечается высокая стоимость перспективного обучения. Так считают 46 % компаний, использующих данный вид обучения. Думается, что если бы компании рассматривали эти затраты в качестве долгосрочных инвестиций и учитывали своеобразную «капитализацию» знаний, умений, навыков и опыта сотрудников, то их оценки изменились бы на противоположные.
Текущее обучение, хотя и используется в большинстве случаев, (53 компании), менее эффективно. Как эффективное его оценивают 43 % компаний, практикующих данный вид обучения. Это может свидетельствовать о том, что текущее обучение направлено на поддержание status quo, а не на развитие сотрудника.
Рис. 3.2.1 «Используемые программы обучения»
Эффективность учебных программ, почерпнутых из разных источников, достаточно высока (от 67 % до 79 %). Но респонденты отдают предпочтение собственным и заимствованным в литературе программам. Критерием отбора в данном случае служит их низкая стоимость (37 и 44 %% соответственно). Большая доля отрицательных оценок эффективности учебных программ, заимствованных в литературе (19 %), по сравнению с остальными (от 2 до 5 %%) вызвана скорее всего тем, что они требуют определенной адаптации к условиям конкретного предприятия либо излишне теоретизированы.
Табл.3.2.2 «Оценка респондентами используемых программ обучения» (в %% от числа использующих)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ И ПРОГРАММЫ |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ * |
ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |
ЗАТРУДНИ-ЛИСЬ ОТВЕТИТЬ | ||
Эффективно |
Не-эффективно |
Дорого |
Дешево | ||
Заимствованные в учебных заведениях |
79 |
5 |
37 |
16 |
16 |
Собственные |
75 |
2 |
0 |
37 |
23 |
Заимствованные в литературе |
75 |
19 |
0 |
44 |
6 |
Иные |
67 |
0 |
50 |
17 |
17 |