Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационной культуры, ее формирование и развитие.
В данной работе прежде всего дается определение организационной культуры и ее основных характеристик, после чего рассматриваются различные типы культуры. Вторая глава посвящена классификации организационных культур и их специфики в российских компаниях. В третьей главе описываются условия формирования и развития организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Определение организационной культуры. ………………………………………4
1.2. Свойства и функции организационной культуры…………………………….. ..6
1.3. Структура и модели организационной культуры………………………………..8
1.4. Внешние проявления организационной культуры………………………………9
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР……………………10
2.1. Классификация организационных культур. ……………………………………. 10
2.2. .Специфика корпоративной культуры в российских компаниях……………….18
3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…….19
3.1. Формирование организационной культуры ………………………………………..19
3.2. Поддержание организационной культуры………………………………………….24
3.3. Изменение организационной культуры……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..35
В результате
взаимного влияния и особенностей российских
реалий формируется действительно особая
корпоративная культура.
3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Формирование
организационной культуры
Организационная культура формируется как реакция на новые ситуации (внутри и вовне организации). Это позволяет организации адаптироваться к изменившимся условиям и достигать своих целей. Каждый раз организация определяет что хорошо, а что плохо в данной ситуации и выбирает приемлемый для себя способ поведения. Такими ситуациями, требующими выбора, могут быть:- необходимость создания общего языка, единой терминологии внутри организации, облегчающей процесс работы- установление норм, регулирующих неформальные отношения между членами организации (в том числе между сотрудниками разного пола)- выработка оценок, устанавливающих, что в поведении желательно, а что нет- механизм наделения (или лишения) власти и прав, закрепление определенного статуса- необходимость выработки и достижения целей- выбор методов достижения целей и др. Решение этих ситуаций проходит либо целенаправленно, принимается всеми сотрудниками, возможно, закрепляется документально.
На формирование организационной культуры оказывают влияние ряд факторов:
Итак, все эти факторы оказывают влияние на то, какая корпоративная культура сложится в организации. Понятно, что она может сложится сама собой, но можно (и нужно) оказывать осознанное влияние на ее формирование, воздействуя на перечисленные выше факторы. На формирование организационной культуры, её содержание и отдельные её параметры также влияют факторы внешнего и внутреннего окружения. Любая организация существует и развивается не в вакууме, а в постоянном взаимодействии с окружающим её миром или внешней средой.
Формирование культуры организации связано с внешним окружением:·· деловая среда в целом, и в отрасли, в частности;·· образцы национальной культуры Внешняя для организации среда состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющих на то, как принимаются решения внутри организации, или являющихся потребителями результатов её деятельности (продукции или услуг). Можно выделить следующие основные элементы внешней среды для организаций:·· клиенты, потребители продукции и услуг (рынки сбыта);·· поставщики (рынки ресурсов, в том числе рынок труда);·· конкуренты;·· техника и технология;·· государство;·· общественные организации и группы.
Очевидно,
что результаты влияния на организацию
каждого из перечисленных факторов
меняются во времени, однако внешняя
среда в целом оказывает
Организации, действующие в стабильной среде, могут позволить себе более долгосрочное планирование, иерархические и формальные системы управления, гарантии занятости и повышения заработной платы. Организации, работающие в резко изменяющейся среде, вынуждены чаще корректировать свои цели, менять стратегию, структуру и т.д. степень изменяемости внешней среды зависит от особенностей вида деятельности, уровня развития техники и технологии, политической системы. Однако общей тенденцией является повышение степени изменчивости внешней среды, что ускоряет процесс организационных перемен.
Процесс внешней адаптации связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и её приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи и т.п.
К проблемам внешней адаптации и выживания относятся следующие:
1.Миссия
и стратегия (определение
.2.Цели
(установление специфических
3.Средства
(ресурсы, используемые для
.4.Контроль
(установление индивидуальных
5.Корректировка
поведения (создание системы
Среди проблем внутренней интеграции отметим следующие:
1.Общий
язык и концептуальные
2.Границы
организации и критерии
3.Власть и статус (установление правил приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации).
4.Личностные
отношения (установление
5.Награждения
и наказания (определение
6.Идеология
и религия (определение
При всей
важности организационной культуры
для эффективного функционирования
предприятия, её изучение, измерение
и оценка представляют значительную
сложность. Таким образом, принятие компанией
определённой культуры может быть связано
со спецификой отрасли, в которой она действует,
со скоростью технологических и других
изменений, с особенностями рынка, потребителями
и т.э п.
3. 2. Поддержание организационной культуры
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами:
1) "глубиной";
2) той степенью, в какой ее разделяют члены организации;
3) ясностью приоритетов.
"Глубина" организационной культуры определяется количеством и устойчивостью важнейших убеждений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями убеждений и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации. В некоторых культурах разделяемые убеждения, верования и ценности четко ранжированы. Их относительная важность и взаимосвязь не уменьшают роли каждой их них. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями носят размытый характер. Четкая приоритетность убеждений оказывает больший эффект на поведение людей, так как они твердо знают, какая ценность должна преобладать в случае ценностного конфликта.
Среди
методов поддержания
2. Ролевое
моделирование, выражающееся в
ежедневном поведении
3. Внешние
символы, включающие систему
4. Истории,
легенды, мифы и обряды, связанные
с возникновением организации,
ее основателями или
К
обрядам относятся стандартные
и повторяющиеся мероприятия
коллектива, проводимые в установленное
время и по специальному
5. Что (какие задачи, функции, показатели и т.д.) является предметом постоянного внимания менеджмента.
6. Поведение
высшего руководства в
7. Кадровая
политика организации.
Сильная
культура имеет более глубокие корни
в сознании людей, она разделяется
большим числом работников и в
ней более четко определены приоритеты.
Соответственно, такая культура имеет
более глубокое влияние на поведение работников
в организации.Сильная культура не только
создает преимущества для организации,
но может также выступать серьезным препятствием
на пути проведения организационных изменений.
"Новое" в культуре вначале всегда
слабее. Поэтому оптимальной для реорганизации,
по-видимому является умеренно сильная
организационная культура.
Одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается любая организационная система, является то, что в определенный момент времени она оказывается неспособной справиться с изменениями внешней среды и соответственно вынуждена искать пути изменений, способных повысить ее эффективность и динамичность.
Информация о работе Формирование и развитие организационной культуры