Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационной культуры, ее формирование и развитие.
В данной работе прежде всего дается определение организационной культуры и ее основных характеристик, после чего рассматриваются различные типы культуры. Вторая глава посвящена классификации организационных культур и их специфики в российских компаниях. В третьей главе описываются условия формирования и развития организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Определение организационной культуры. ………………………………………4
1.2. Свойства и функции организационной культуры…………………………….. ..6
1.3. Структура и модели организационной культуры………………………………..8
1.4. Внешние проявления организационной культуры………………………………9
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР……………………10
2.1. Классификация организационных культур. ……………………………………. 10
2.2. .Специфика корпоративной культуры в российских компаниях……………….18
3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…….19
3.1. Формирование организационной культуры ………………………………………..19
3.2. Поддержание организационной культуры………………………………………….24
3.3. Изменение организационной культуры……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..35
Культура
перспектив. Эта культура встречается
в инвестиционных банках, строительстве,
отчасти в науки и армии, в тяжелой промышленности,
а также в нефтяных и газовых компаниях.
Она характеризуется главным образом
тем, что имеет ярко выраженную ориентацию
на будущее, и тем, что в условиях высокой
степени риска, когда делаются крупные
капиталовложения, длительное время нет
подтверждения о правильности решения.
Быстрой карьеры ни у кого нет. В условиях
высокой степени риска принимаются решения,
оказывающиеся нередко судьбоносными
не только для руководителей, но и для
всей организации. Решения чаще всего
принимаются на самом верху, никогда не
бывают спонтанными, подвергаются самой
тщательной проверке. Эта культура ускоряет
большие открытия и развитие науки. Но
делается все исключительно медленно.
Культура мгновенных побед. Эта культура, на которую откладывает отпечаток быстрая обратная связь успешного или неуспешного предприятия и финансовый риск средней и высокой степени, преимущественно встречается там, где заключаются выгодные сделки с ценными бумагами. Эта культура встречается везде, где появляется яркая, притягивающая своим моментальным взлетом, сильная авантюрная личность. Сотрудникам организации с такой культурой присущи бойцовские, агрессивные черты характера, твердость в решениях, умение представлять поражение как победу.
Мнение
лидера является абсолютной истиной. Хотя
целью любой сделки является извлечение
прибыли, часто основным стимулом становятся
не деньги и не титулы, а поклонение,
воздаяние должного в виде создания
культов личностей, «вождей», «звезд».
Руководитель этого типа организационной
культуры наиболее эффективен как руководитель
в экстремальных ситуациях, где необходимо
быстро принимать ответственные решения
в условиях информационного «голода»,
а значит, управленческого риска.
Культура мелких успехов. Эта культура характеризуется быстрой обратной связью и относительно малым риском принимаемых решений. Она развивается в первую очередь в торговых организациях, организациях по сбыту, в розничной торговле. Успех зависит от количества сделок с покупателями и от настойчивости в поиске сделок. Отдельное управленческое решение не приводит к кризису организации, поэтому риск здесь незначительный. В течение короткого времени можно получить обратную связь. Сотрудники склоны к принятию быстрых и несложных решений, к апробированию на практике нововведений. Сила различных сфер культуры торговли заключается в том, что очень быстро и очень многое можно привести в движение. Руководитель стремится принимать решения, характеризующиеся малым риском и быстрой отдачей.
Фонс Тромпенаарс также представил 4 вида культур:
1. Семья
2. Эйфелева башня
3. Управляемая ракета
4. Инкубатор
Эти
четыре метафоры иллюстрируют отношение
работников к их представлению об
организации.
Сравнительные параметры | Эгалитарность (равенство) | Иерархия |
Личность | Инкубатор
Культура, ориентированная на достижение |
Семья
Культура, ориентированная на власть |
Цель | Управляемая
ракета.
Культура, ориентированная на задачу |
Эйфелева
башня
Культура, ориентированная на роль |
2.1.2 Параметрическое основание классификации.
Основывается на выборе критериев и параметров, задающие измерения организационной культуры.
Описание типов культур по К. Камерону и Р. Куину.
Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная
культура. Этот тип организационной
культуры доминирует в организациях, ориентированных
на результаты. Ее главная забота — выполнение
поставленной задачи. Люди целеустремленны
и соперничают между собой. Лидеры — твердые
руководители и суровые конкуренты. Они
непоколебимы и требовательны. Организацию
связывает воедино акцент на стремлении
побеждать. Репутация и успех составляют
предмет общего радения. Стиль организации
— жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
2.1.3 Некоторые типы современной российской организационной культуры
Некоторые российские исследователи выделяют следующие типы современной российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».
Тип «друзья» характерен для фирм, создаваемых в годы перестройки, когда открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности. Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и близких. В коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в соперничество и даже ненависть.
Организация
с типом «семья»
Культура
«начальника» характеризует тот
факт, что в России существует страх
перед начальником, руководителем.
В то же время все проблемы организации
связывают с ошибками вышестоящего
руководства. Руководителей принято
считать некомпетентными, а иногда
просто глупыми. Сотрудники верят, что
в других компаниях есть хорошие руководители,
которые могли бы все изменить и сделать
лучше. В результате люди на всех уровнях
иерархии ругают вышестоящих, при этом
ощущая свою реальную беспомощность.
2.2.
Специфика корпоративной
культуры в российских
компаниях
Для России
всегда были характерны вертикальные
структуры. Такое "иерархическое"
отношение к управлению сложилось в значительной
степени под влиянием командно-административной
системы и сохранилось впоследствии, поскольку
появившиеся капиталисты стремились держать
свои предприятия под жёстким контролем.
В результате в России доминирует тип
управления, определяющийся значительной
концентрацией власти в руках собственника.
Не секрет, что пока даже самые передовые российские компании всё ещё гораздо менее эффективны, чем международные, и лишь отчасти это объясняется отсутствием функциональных знаний и навыков. Многие российские компании сталкиваются с одними и теми же проблемами: это безразличие сотрудников и отсутствие у них инициативы, сложности с реализацией принятых решений и поиском новых путей развития. Всё это — симптомы недостаточного развития лидерства. В наиболее успешных компаниях мира развитие лидерства означает систематическую деятельность, которой первые лица компании уделяют много времени. Для российского бизнеса это пока в новинку, хотя в большинстве своём российские компании достигли той стадии развития, на которой слабый лидерский потенциал становится серьёзным препятствием к дальнейшему росту и повышению эффективности. У российских компаний одни и те же проблемы: как достичь намеченных целей, где искать людей, которые благодаря своим знаниям и лидерским качествам смогут определять направление перемен и добиваться реализации поставленных задач.
Среди
факторов, препятствующих развитию лидерства
на разных уровнях организации, можно
выделить привычку работать в иерархической
структуре и потому иерархично мыслить.
Ничего удивительного в этом нет:
долгие годы людям не доверяли, их не
допускали к принятию важных решений,
им никогда не предлагали разделить ответственность
за управление предприятием. В результате
сложился стереотип, в соответствии с
которым, чем больше ответственности и
полномочий руководитель делегирует подчинённым,
тем он слабее. То есть делегирование полномочий
воспринимается как слабость руководителя,
а не сила. В западной культуре делегирование
полномочий рассматривается с совершенно
других позиций, там это скорее умение
подобрать нужных людей и тем самым обогатить
лидерский потенциал компании.
Некоторые из российских особенностей,
осложняющих развитие управленческих
качеств у широкого круга менеджеров,
объясняются культурной спецификой, другие
носят структурный характер, третьи связаны
с молодостью российского бизнеса
У российских
компаний из-за их молодости и бурного
развития нет пока такой сильной объединяющей
культуры, как у западных. Поэтому сотрудники
зачастую разобщены и слабо мотивированы.
Таким образом, одна из важнейших задач,
которая на самом деле стоит перед большинством
современных российских управленцев,
— превращение компаний в боеспособные,
сплочённые подразделения, где хорошо
будут развиты навыки взаимодействия
и реализации решений.
Основные проблемы развития корпоративных культур российских компаний. Доминирование личных отношений над профессиональными. Личные отношения играют в России гораздо большую роль, чем в типичной западной культуре. Характер личных отношения с людьми, принимающими решения, а не профессионализм, и по сей день остаются во многих организациях решающим фактором.
Неумение работать в команде. Советская система управления держалась на строгой иерархичности, и поэтому многие российские бизнес-лидеры, несмотря на свои индивидуальные достоинства, пока не научились работать в команде и налаживать командный подход в целом.
Чрезмерный контроль и нечёткое распределение обязанностей. Для многих российских компаний по-прежнему актуальна проблема хищений и коррупции на разных уровнях, поэтому руководство внедряет механизмы тотального контроля. Такие меры часто препятствуют децентрализации и делегированию полномочий, необходимых для развития лидерства. Самые успешные международные компании, чтобы стимулировать развитие предпринимательского духа и лидерских качеств, напротив, предоставляют менеджерам среднего звена всё больше свободы и вместе с тем, возлагают на них больше ответственности за работу их подразделений.
Отсутствие опыта
и культуры развития
персонала. Российские компании делают
упор на финансовые способы стимулирования
сотрудников, но не всегда уделяют достаточно
внимания другим, не менее действенным
факторам мотивации – причастности к
общему видению, эмоциональной привязанности
к работе и команде, образованию и так
далее.
Недостаток талантливых
лидеров-управленцев высшего звена;
невысокий уровень профессиональной подготовки
и развития менеджеров среднего звена;
Низкий
уровень деловой
культуры. В связи с этим, многие российские
компании ужа начали разработку и внедрение
специальных программ изменений. Изменения
эти довольно значительны: это ориентация
на производительность, выход на новый
уровень прозрачности (когда эффективность
работы всех сотрудников будет объективно
измеряться и постоянно оцениваться),
расширение возможностей для развития
людей. Такая программа должна коснуться
всей организации, поскольку она нацелена
на развитие управленческих и лидерских
качеств на разных её уровнях. Основная
цель таких программ — делегировать людям
полномочия, повысить их лидерский потенциал,
но одновременно создать условия, при
которых будет чётко измеряться их личная
эффективность.
В настоящее время многие исследователи
с оптимизмом смотрят на перспективы развития
культуры управления в России в будущем.
В России появляется много молодых предпринимателей
и менеджеров, образованных, активных
и умеющих работать в команде. Большое
количество российских предпринимателей,
поработав и набравшись опыта в международных
западных и американских компаниях, возвращаются
в Россию и осуществляют политику изменений,
учитывая при этом российскую специфику.
На основании этого делается позитивный
прогноз, что скоро в России не будет недостатка
в талантливых лидерах.
Информация о работе Формирование и развитие организационной культуры