Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационной культуры, ее формирование и развитие.
В данной работе прежде всего дается определение организационной культуры и ее основных характеристик, после чего рассматриваются различные типы культуры. Вторая глава посвящена классификации организационных культур и их специфики в российских компаниях. В третьей главе описываются условия формирования и развития организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Определение организационной культуры. ………………………………………4
1.2. Свойства и функции организационной культуры…………………………….. ..6
1.3. Структура и модели организационной культуры………………………………..8
1.4. Внешние проявления организационной культуры………………………………9
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР……………………10
2.1. Классификация организационных культур. ……………………………………. 10
2.2. .Специфика корпоративной культуры в российских компаниях……………….18
3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…….19
3.1. Формирование организационной культуры ………………………………………..19
3.2. Поддержание организационной культуры………………………………………….24
3.3. Изменение организационной культуры……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..35
В нашей
стране организационная культура пока
что заимствовала с Запада лишь внешние
формы: рекламу, оформление офисов, новые
названия должностей (различного рода
менеджеры вместо руководителей
структурных подразделений, кадровиков,
специалисты в области маркетинга вместо
снабженцев и т. д.). В то же время стиль
управления и делового общения остались
во многом такими же, как в условиях административно-командной
системы.
В зарубежной и российской литературе рассматривается несколько структурных моделей организационной культуры. Наиболее известной является трехуровневая модель американского психолога Эдгара Шейна, построенная на основе концепции культурологов Ф.Р. Клукхона и Ф.Л. Штротбека. Изучение организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие внешние проявления, как Это «видимая» часть организационной культуры. Однако смысл этих внешних проявлений остается непонятным, если неизвестны базовые представления, которые стоят за этими внешними проявлениями. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но их достаточно трудно интерпретировать в терминах организационной культуры без знания других её уровней.
Второй уровень представляют ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Как правило, они формируются руководством компании и доводятся до сведения всех сотрудников. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Шейн называл это «организационной идеологией», которая во многих компаниях непосредственно формулируется в программных документах организации, являясь основным ориентиром в ее деятельности. Заданные ценности, которые могут быть явными или скрытыми, в свою очередь определяют социальные нормы, регулирующие поведение членов организации. Не всегда декларируемые ценности соответствуют истинным ценностям организации.
В основе
организационной культуры, по мнению
Э.Шейна, лежат некоторые базовые представления
о характере окружающего мира, реальности,
времени, пространства, человеческой природы,
человеческой активности, человеческих
взаимоотношений. Эти скрытые и принимаемые
на веру предположения направляют поведение
людей, помогая им воспринять атрибуты,
характеризующие организационную культуру.
Они находятся в сфере подсознательного
и, соответственно, недостаточно осознаются
даже их носителями - членами организации.
Они раскрываются лишь в процессе специального
анализа и, в основном, носят лишь гипотетический
характер.
Особенности уровней – структура организационной культуры
Уровни ОК | Особенности |
Поверхностный |
Включает
внешние атрибуты, которые можно
воспринимать и сознательно |
Внутренний |
Включает в себя осознаваемые внутренние атрибуты – ценности и верования, разделяемые членами организации и функционирующие как нормативные и моральные эталоны, определяющие поведение сотрудников . в рамках ОК нормы могут закрепляться в различных документах и инструкциях. Это наблюдаемая и контролируемая часть ОК. нормы могут существовать как схемы поведения, принятые и реализуемые сотрудниками. |
Глубинный |
Включает базовые предположения и верования , неосознаваемые сотрудниками и являющиеся «коллективным бессознательным»организации, которое может быть основным фактором поддержания целостности и устоичивости структуры. |
Существует и более простая модель культуры корпорации, которая представляет собой два организационных уровня.
На
верхнем уровне представлены такие
видимые факторы, как одежда, символы,
организационные церемонии, рабочая обстановка.
Верхний уровень представляет элементы
культуры, имеющие внешнее видимое представление.
На более глубоком уровне располагаются
ценности и нормы, определяющие и регламентирующие
поведение сотрудников в компании. Ценности
второго уровня тесно связаны с визуальными
образцами (слоганами, церемониями, стилем
деловой одежды и др.), они как бы вытекают
из них и обозначают их внутреннюю философию.
Эти ценности поддерживаются и вырабатываются
сотрудниками организации, каждый работник
компании должен разделять их или хотя
бы показывать свою лояльность по отношению
к принятым корпоративным ценностям.
1.4. Внешние проявления организационной культуры
Корпоративный имидж | Корпоративный кодекс | Корпоративная
программа
обучения |
Корпоративные правила делового общения |
Корпоративная газета | Корпоративный
профессиональный
журнал |
Корпоративный имидж - это комплекс мер для создания привлекательного образа и продвижения товаров и услуг на внешний рынок.
Корпоративный кодекс организации- это комплекс правил, неукоснительно соблюдаемых сотрудниками в процессе делового общения между собой, клиентами, с посетителями.
Корпоративная программа обучения (программа повышения квалификации специалистов) – обучающая программа, реализующая стратегию непрерывного совершенствования персонала, максимально адаптированную к профилю, к специфике и потребностям фирмы.
Корпоративные правила делового общения – это комплекс правил и рекомендаций, реализующих стратегию, направленную на достижение необходимых результатов с одновременным сохранением деловой репутации и высокого имиджа фирмы, с учетом психологических особенностей личностей партнеров и используемых психологических и профессиональных уловок.
Корпоративная газета –средство информации для внутреннего мира фирмы, воспитывающая корпоративный дух и формирующая необходимые элементы организационной культуры.
Корпоративный журнал – информационное периодическое издание для внутреннего и внешнего мира фирмы, рекламирующий и повышающий профессиональный имидж фирмы и характеризующий ее деловую репутацию.
Таким
образом, организационная культура
выступает как основа жизненного
потенциала организации. Она выполняет
функции внутренней интеграции и
внешней адаптации организации.
Она определяет стратегию организации,
цели и средства их достижения, а также
критерии эффективности в достижении
намеченных целей. Благодаря организационной
культуре, в организации разрабатывается
общий язык и концептуальные категории,
критерии получения, удержания и утраты
власти, правила поведения, системы поощрений
и наказаний. Организационная культура
обеспечивает более тесную коммуникацию
между членами организации - основные
посылки и теоретические положения, от
которых отталкивается конкретный человек,
являются общими для всех.
2.1 Классификация организационных культур.
Анализ
западной и отечественной литературы
свидетельствует о том, что в
настоящее время
Существуют
подходы к построению классификации
организационных культур
2.1.1 Феноменологическое основание классификации
Феноменологическое основание классификации – это произвольное разделение видов культур в зависимости цели исследования, которые могут быть совершенно различными. Например, классификация по национальному признаку, половому, по роду деятельности, по регионам обитания.
Основные
классификации при
Различают организации, организационная культура которых ориентирована на роли, на задачи, на человека и на власть. (Г. Харрисон.)
Типология организационной культуры Т.Дила и А.Кеннеди) В основе этой типологии лежит выделение двух критериев, оказывающих на ОК сильное влияние:
На основе
этой типологии была разработана
концептуальная модель организационных
структур Рюттингера. По мнению автора,
многообразие типов ОК обусловлено многообразием
отраслей производства и сфер человеческой
деятельности.
|
Административная культура. Она характеризуется низкой степенью риска и медленной обратной связью. Проявляется в системе государственной службы, в образовании, крупных административных фирмах, на предприятиях в хорошо налаженных и защищенных отраслях и т.д. Сотрудники, как правило, аккуратные и основательные люди, проявляющие осторожность, педантизм, умение приспосабливаться и подчиняться. Общие характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией. Между результатом труда и вознаграждением прослеживается слабая связь. Основное внимание уделяется не тому, как сделать, а тому, что сделать. Отчетливая ориентация на внутренние проблемы выражается в ряде ритуалов: протокольные записи по всем случаям; хорошо отлажена система хранения документов; большое значение придается титулам, званиям, уровню должности.
Руководитель, соответствующий данному типу ОК «может работать в обстановке длительного отсутствия информации о последствиях принятых решений, если это не связано с риском для организации и для него лично. Он великолепно налаживает и поддерживает каждодневную ритмичную, в чем-то рутинную работу в этих условиях, необходимую в любой организации».
Информация о работе Формирование и развитие организационной культуры