Финансово-экономическое состояние предприятия и методы повышения эффективности управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать теоретические и практические аспекты проблемы эффективности труда и управления и изучить финансово-экономическое состояние предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 2
Глава 1
Финансово-экономическое состояние предприятий………………… 4
Методы повышения эффективности управления……………………. 9
3. Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния магазина “Мильфиор” за 2008 год.
3.1. Общая характеристика деятельности фирмы «Мильфиор»
за 2008 год…………………………………………………………………… 18
3.2. Анализ финансового состояния по данным структуры баланса……. 19
3.3. Анализ ликвидности и платежеспособности фирмы
“Мильфиор”…………………………………………………………………. 21
3.4. Анализ финансовой устойчивости фирмы “Мильфиор.”…………… 25
3.5. Оценка эффективности хозяйственной деятельности……………….. 29
3.6. Анализ движения денежных средств фирмы “Мильфиор”………… 34
3.7. Анализ движения собственного капитала по данным
отчетности…………………………………………………………………… 36
4. Заключение……………………………………………………………… 43
5. Список используемой литературы………………………………….. 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 95.09 Кб (Скачать)

Общая оценка финансово-экономического состояния  предприятия основывается на целой системе показателей, характеризующих структуру источников формирования капитала и его размещения, равновесие между активами предприятия и источниками их формирования, эффективность и интенсивность использования капитала, платежеспособность и кредитоспособность предприятия, его инвестиционную привлекательность и т.д.

С этой целью  изучается динамика каждого показателя, проводятся сопоставления со средними и нормативными значениями по отрасли.

Анализ  финансово-экономического состояния  предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации.

Цель  анализа - получение информации, необходимой  для принятия управленческих решений внутренними пользователями информации (администрация фирмы) - о корректировке финансовой политики предприятия, а внешними пользователями - о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.

 В  зависимости от поставленной  задачи анализ может иметь  разную степень детализации по  отдельным направлениям, но в  кратком виде необходимо проводить анализ по всем направлениям.

Это объясняется  взаимосвязанностью показателей: изменение  одних показателей может быть следствием изменения других. Например, снижение рентабельности часто связано с ухудшением оборачиваемости активов.

 

1. 2. Методы повышения эффективности управления.

 

 Эффективное  управление организацией - это сложный  акт балансирования различных  величин и интересов, предполагающий  намеренные жертвы, когда это  необходимо для общего блага  организации. Поэтому управление, нацеленное на успех в сложном  динамическом мире, требует к  себе определенного подхода, например ситуационного или интегрированного подхода.

 Каким  бы не был избранный критерий, эффективность управления в динамике характеризует рост организаций, т.е. изменение границ между организациями и между организациями и рынком.

 Желание  добиться успеха (эффективности  управления) характерно для всех  субъектов деятельности.

 Основными  составляющими эффективности управления  организации являются :

 . практическая реализация управленческих решений;

 . результативность и эффективность организации;

 . необходимость ситуационного подхода;

 . производительность;

 . выживание организации;

 . обобщение;

Обобщающим  показателем эффективности управления можно считать стоимость бизнеса и ее динамику.

 В  условиях рыночной экономики  предприятие нуждается в решении  задач управления на качественно  новом уровне. Необходимость оперативного  реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления.

Эффективное управление предприятием предполагает комплексное решение ряда задач, среди которых можно выделить:

  • управление финансами;
  • управление производством;
  • управление сбытом и снабжением;
  • управление внутренними службами;
  • управление кадрами.

 Эффективность  управления предприятием количественно  может быть охарактеризована с помощью ряда показателей, перечень которых определяется характером деятельности предприятия и приоритетными целями его развития. Среди показателей эффективности управления можно выделить показатели деловой активности (многочисленные коэффициенты оборачиваемости), показатели рентабельности, показатели эффективности инвестиционных проектов и др.

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Можно выделить следующие методы эффективного управления:

— социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

— экономические, обусловленные экономическими стимулами;

— организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

— самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

В более  общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить  на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д.

Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т. п.

Социальные  методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

Социальные  методы управления включают в себя социально-психологические способы  и приемы воздействий на процесс  формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом  к социальным и психологическим  методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные  законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников.

 Его  основу составляет формирование  доходов предприятий и организаций,  а также каждого работника  в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

— взаимосвязь  и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

— дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

— сочетание  экономического стимулирования с другими  методами мотивации;

— сочетание  экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

— прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

— установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;

— разработка и внедрение рекомендаций по организации  и совершенствованию тех или  иных процессов, подвергаемых организационно-административному  воздействию;

— контроль и надзор за деятельностью организаций  и отдельных работников.

Основной  формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство  и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

В целом  объективной основой использования  организационно-административных методов  управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Нередко, и справедливо, критикуются попытки абсолютизации административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социальных методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия  экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

Информация о работе Финансово-экономическое состояние предприятия и методы повышения эффективности управления