Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа
В качестве убедительного примера, подтверждающего, что увидеть общее в работе всех руководителей довольно трудно, можно указать на суть управленческого труда, того, в чем состоит работа по управлению в повседневной практике. Большинство людей и сами руководители - практики полагают, что рутинная работа начальника цеха не намного отличается от работы тех кем он руководит.
Сущность управленческой деятельности……………………………… 2
Понятие категории менеджмент………………………………………. 3
Смена парадигмы управления; менеджмент в условиях перехода к рыночной модели экономики…………………………………………… 5
Сравнительная характеристика понятий: менеджер, предприниматель, бизнес……………………………………………………………………… 7
Развитие теории и практики менеджмента. Методология изучения менеджмента, различные подходы: традиционный /выделение школ/, процессный, системный, ситуационный……………………………….. 9
Менеджер в организации: роль, основные функции………………….. 17
Характеристика конкретного предприятия, его положение на рынке. Миссия, основные цели Вашего предприятия. Менеджеры в Вашей организации: сферы, задачи их деятельности…………………………. 19
Список литературы. ...…………………………………………………... 23
Развитие теории и практики менеджмента. Методология изучения менеджмента, различные подходы: традиционный /выделение школ/, процессный, системный, ситуационный.
История развития менеджмента выделяет следующие основные этапы развития:
Первая управленческая революция произошла 3 000 лет до н.э., когда Шумерские жрицы регулирующие обмен различными товарами научились записывать результат успешных сделок, т.е. появляются торговцы и первые бизнесмены, которые управляли своими делали для достижения личного блага.
Вторая управленческая революция, отразила необходимость установления общих правил уже для всего общества, которые были изданы Вавилонским царем Хамурапии 1750г до н.э., как свод законов управления государством, защищающих его граждан и ограничивающих произвол владельцев и чиновников.
Третья управленческая революция произошла через 1 200 лет, приведшая к соединению государственных методов управления с контролем за деятельностью в строительстве и производстве, тем самым впервые выделилось и стало специальным отраслевое управление.
Зарождение
капитализма и начало индустриального
прогресса в европейской
В конце XIX начале XXв. Возникли очень крупные и громоздкие организации (тресты, синдикаты), неэффективные в управлении что нередко приводило к кризисным ситуациям в экономике целых стран. Произошла пятая управленческая революция, получившая название бюрократической. Именно в это время сформировались новые правила и методы бюрократического управления основанные на разделении труда, между разными уровнями и направлениями управления, описание должностных обязанностей, введение норм и стандартов, а так же персональной ответственности каждого за результат своего труда. Однако постепенно жесткое бюрократическое управление потеряло свою успешность, предельный рационализм классических школ сковывал творческие силы трудовых коллективов.
Возникли новые школы системного и ситуационного подходов, которые привели к шестой – «тихой» управленческой революции во второй половине XX века.
Современный менеджмент использует предвиденье изменений в системе ценностей и условий внешней среды и на этой основе применяет гибкие экстренные не стандартные решения. С этой целью организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления.
Основные школы менеджмента.
Развитие практики управления остро поставило вопрос о необходимости обоснования вопросов теоретического обоснования вопросов связанных с практикой управления.
Впервые обобщил мировой многовековой опыт управления и создал научный менеджмент американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1917), автор работы «Основы научного менеджмента» (1911)
Организатор движения «научного менеджмента»
Под наукой Тейлор понимал системы наблюдения и измерения, которые позволяют усовершенствовать работу за счет устранения ее лишних элементов, что позволяет резко повысить производительность и культуру труда, увеличить заработки и прибыль.
4 принципе: - разделение и кооперация труда
- подбор персонала
- разделение ответственности и оплаты труда за конечные результаты.
До сих пор остаются основными источниками эффективного управления любой организации.
Благодаря его исследованиям в дальнейшем развился кадровый менеджмент; управление персоналом производительности труда. Оформилась научная организация труда.
В нашей стране идея научного управления развивалась довольно успешно, наиболее известны работы Богданова А.А. «По организации структур и их развитию в связи с изменением внешних условий», а так же работы Гастева «Способы повышения производительности труда за счет применения научной производительности труда».
Богданов (1873 – 1928) политический деятель, философ и экономист, выдвинул идею создания науки об общественных принципах организации – тектологии.
Гастев (1882 – 1938) русский ученый и поэт, проповедник и научный руководитель НОТ, организатор (1920) и директор Центрального института т руда.
«Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1929), некоторые идеи в последствии были использованы в кибернетике.
Первую
полную теорию менеджмента разработал
французский горный инженер Анри
Файоль (1814 – 1925) впервые выделил
деятельность по управлению (1916) и описал
6 групп производственной деятельности
любого предприятия и 5 функций любого
менеджера, он впервые заметил и выделил
специфику работы менеджеров, как выполнение
ряда последовательных управленческих
функций.
Файоль выделил следующие основные функции.
Коммуникационный процесс | Планирование |
Организация | |
Мотивация | |
Контроль | |
Координация |
Вклад различных школ в теорию управления
|
Был предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Управление - процесс, потому что работа по достижению целей это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации это управленческие функции.
Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.
Планирование - один из способов руководства который обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Организовать - создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять планы и достигать своей цели. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование - это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.
Мотивация. Прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Задача мотивации заключается в выполнении членами организации работы в соответствии с делегированными им обязанностями и планом.
Мотивация - результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время для того, чтобы мотивировать работников эффективно, следует определить, каковы эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
Контроль - процесс обеспечения того, что организация достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный срок (основывается на планах, разработанных в процессе планирования). Измерение того, что было достигнуто за определенный период и сравнение с ожидаемыми результатами. Третьей фазы-стадия, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонен и от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
Принятие решений. Управленческая работа в основном интеллектуальная. Напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор. Чтобы организация четко работала, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного объективного решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация.
Это процесс обмена информацией, ее смысловым
значением между двумя или более людьми.
Поскольку организация представляет собой
структурированный тип отношений между
людьми, она в значительной степени зависит
от качества коммуникаций для обеспечения
эффективного функционирования.
Системный.
Структура
организации часто изображается
в виде плоской двумерной
Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Теория систем впервые была применена в точных науках и технике.