Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучения аспектов деятельности менеджеров и собственников, их интересов, конфликтов возникающих между ними и путей их решения. Также выявление отличий и сходств между ними, определение общих черт, плюсов и минусов.
Таблица
1. Управленческие роли по Минцбергу
1.3
Уровни управления
В
крупной организации вся
Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура [6].
Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: руководителей низового звена, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена.
Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом: технический уровень - соответствует уровню низового звена, управленческий уровень - соответствует уровню руководителей среднего звена, институционный уровень — соответствует уровню высшего звена.
Под
институционным уровнем понимается
и уровень специальных
Руководители низового звена - это младшие начальники. Этот управленческий уровень находится непосредственно над рабочими и другими работниками производства. Они обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов.
Типичной
должностью на этом уровне является мастер,
мастер смены, старший мастер, начальник
производственного участка. Этот уровень
руководства непосредственно
2. Собственник
2.1. Взаимодействие менеджера и собственника
Собственник по определению это субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распределителя, пользователя объекта собственности.
Рассмотрим
несколько вариантов
Как
известно, среди менеджеров российских
компаний малого и среднего бизнеса
в основном преобладают предприниматели-
Владелец,
который не намерен покидать свой
бизнес, как менеджер обязан периодически
возвращаться к анализу своей
системы управления, выявлять ее положительные
и отрицательные стороны и
их влияние на бизнес, принимать
меры по сокращению издержек уже существующей
системы управления (табл. 2) [7].
|
Таблица 2. Достоинства и недостатки собственника-менеджера
В результате такого анализа он может сделать такой вывод:
"Я
- молодец. Мои достоинства и
энергия пока способствуют
Если владелец пришел к такому выводу, объективно проведя анализ, что, согласитесь, крайне трудно сделать в одиночку, то и возразить ему нечего. В самом деле, если он в состоянии сам управлять бизнесом и при этом обеспечивать его развитие, то и не надо привлекать наемного менеджера, во всяком случае пока.
Но вывод владельца бизнеса может оказаться другим:
"Моя
компания на фоне других
На предприятиях большего размера, чем те, при которых их владельцам выгоднее самим быть управляющими этих предприятий, менеджерами являются наемные лица с особым статусом. Независимо от размера предприятия такая же ситуация складывается и на дочерних предприятиях собственников. Сказывается и оборот предприятия (даже малого по капиталу и числу занятых): чем он больше, тем настоятельнее потребность в том, чтобы предприятием управляли профессионалы, которыми, совсем не обязательно, будут те, кто владеет предприятием. Второй вариант – сотрудничество собственника и менеджера.
Развитие бизнеса - вот что заставляет владельцев искать наемных менеджеров для совместного управления. Однако у сотрудничества с наемным управленцем есть как свои положительные, так и отрицательные стороны (табл. 3) [7].
|
Таблица 3.Достинства и недостатки сотрудничества собственника и наемного менеджера
Такое "сотрудничество" не предусматривает реального участия наемного менеджера в принятии управленческих решений и вряд ли открывает новые перспективы для бизнеса, оно не высвобождает собственника и не способствует повышению эффективности управления.
Третий вариант это когда собственнику не нужен помощник – исполнитель, а нужен управляющий партнер. И поэтому такие "продвинутые" собственники не спят ночей и тратят силы и время на то, чтобы понять, как можно снизить вероятность появления и проявления отрицательных сторон сотрудничества с наемным менеджером. Такие владельцы понимают, что многое зависит от того, какого менеджера они будут искать, как они введут его в бизнес, что ему поручат, что будут от него ждать, как будут его оценивать и как к нему относиться.
Итак, наемный менеджер занял свое рабочее место. Его должность называется "управляющий партнер". С этого момента и собственник, и наемный менеджер должны быть единым целым, оба должны прилагать усилия в направлении взаимовыгодного и эффективного сотрудничества в сфере управления. Взаимная выгода заключается в достижении каждым из них своих личных целей, а они очень разные. Под эффективностью подразумевается дальнейшее развитие фирмы, увеличение ее конкурентоспособности.
В случаях незаменимости наемного менеджера могут предложить стать совладельцем. Когда сама мысль о том, что его можно кем-либо заменить, кажется глупой и опасной. Когда его незаменимость не тяготит, а радует и восторгает, когда она видится не результатом его хитроумных манипуляций и интриг, а подарком судьбы. Незаменимость менеджера - это сплав результативности, управляемости и лояльности к основному собственнику.
Менеджеры, будучи представителями акционеров (собственников) предприятия, имеют, однако, интересы, не всегда совпадающие с интересами последних и даже способные находиться с ними в противоречии. Это объясняется разницей в экономическом положении наемных менеджеров и владельцев предприятия. Так, профессиональные менеджеры получают свои доходы (высокую заработную плату, премии, льготы по социальному обеспечению) из средств, находящихся в фондах предприятия. Владельцы же предприятия получают свои дивиденды только после того, как предприятие лишится части своих средств, которые будут направлены акционерам в форме распределенной прибыли [10].
Таким образом, чем больше средств будет в порядке дивидендов уходить с предприятия, тем меньше их остается для окладов, премий и льгот профессиональным менеджерам. В то же время возможности для разного рода выплат и льгот менеджерам и так ограничены необходимостью покрывать другие постоянные расходы предприятия (арендную плату, налоги и т.д.).
По сути, вполне может произойти такое, что предприятие, находящееся в частной собственности, но бесконтрольно управляемое менеджерами, которые преследуют свои интересы без угрозы быть уволенными (отстраненными), будут максимизировать не прибыли, а оборот (ведь именно при его увеличении возрастает объем средств, проходящих через предприятие (его структурное подразделение) и попадающих для распоряжения ими в руки менеджеров). Более того, оно может даже стремиться работать в режиме минимальной прибыли, чтобы средства не уходили с предприятия (подразделения). Издержки предприятия в части заработной платы менеджеров и льгот для них будут завышаться, достаточные стимулы для экономии прочих расходов будут отсутствовать.
Ограничиваться подобный произвол менеджеров может лишь соображениями поддержания необходимой кредитоспособности предприятия, в которой важнейшим элементом является его прибыльность.
Являясь наемными работниками, менеджеры, преследуя свои интересы могут прибегать и к менее экстраординарным направлениям своих действий, например:
- преувеличивая в глазах владельцев предприятия свои трудозатраты и вклад в обеспечение эффективных операций предприятия - тем самым обосновывая завышение оплаты своего труда и занижая прибыль, используемые для начисления дивидендов;
- заключая договора на сбыт продукции по таким ценам, что объем продаж и оборот растут быстрее, чем суммарный чистый доход предприятия;
- занижая официально (в бухгалтерской документации) объявляемые прибыли, для чего используют метод ускоренной амортизации основных фондов;
- разнонаправленность экономических интересов менеджеров предприятия и его собственника сказывается не только на уровне определения стратегии хозяйственного поведения фирмы, но и в подходах к решению многих аспектов ее текущей деятельности. Особенно характерен пример с методикой ценообразования на товары предприятия. В отличие от менеджеров собственников предприятия интересует прирост прибыли не в расчете на средства, затраченные предприятием, а в соотношении со средствами, вложенными им в предприятие и со всем его прочим имуществом, которое при ликвидации предприятия может им достаться.
Информация о работе Факторы эффективного сотрудничества владельца и наемного менеджера