Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучения аспектов деятельности менеджеров и собственников, их интересов, конфликтов возникающих между ними и путей их решения. Также выявление отличий и сходств между ними, определение общих черт, плюсов и минусов.
Введение
Тема
взаимоотношений между
От того, как складываются отношения собственников компании и наемных менеджеров, порой напрямую зависит судьба бизнеса. Даже самая умная и смелая стратегия, реализуемая умелым, но незаинтересованным руководителем (или, напротив, заинтересованным совсем в другом, чем собственники), потерпит неудачу. Все это актуально по отношению не только к промышленным и торговым организациям, но и к любой оперативной деятельности, вне зависимости от конечной цели этой деятельности - получение прибыли или другого результата, относится она к производству или к работе в правительстве.
Во
взаимоотношениях любых людей заложена
почва для конфликтов. Тем более
у тех, кто реализует в отношении
одного и того же объекта – компании,
бизнеса – различные функции:
владения, стратегического и оперативного
управления, распределения и получения
дохода. Собственники и менеджеры
представляют, каждый в разной степени,
основные факторы развития бизнеса:
деньги, идеи, основные средства, умения
и навыки ставить задачи и организовывать
их исполнение. Вклад в каждый из
этих факторов со стороны владельцев
компании и менеджеров может быть
различным. В разной степени они
реализуют и функции
Целью
данной работы является изучения аспектов
деятельности менеджеров и собственников,
их интересов, конфликтов возникающих
между ними и путей их решения.
Также выявление отличий и
сходств между ними, определение
общих черт, плюсов и минусов.
1. Менеджер в организации
1.1 Сущность деятельности и ролевые функции
Менеджер — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях [4].
Термин "менеджер" может употребляться применительно: к администратору любого уровня управления, если администрирование осуществляется современными методами; руководителю предприятия в целом или его подразделений (завода, отдела, цеха, участка); организатору конкретного вида работ; руководителю по отношению к подчиненным.
К
менеджеру, в первую очередь, предъявляются
требования высокого профессионализма
и компетентности. В нем должны
соединяться качества высококвалифицированного
специалиста, обладающего техническими
и экономическими знаниями, и организатора
производства, выполняющего административные
функции. В условиях перехода к рыночной
экономике необходимо изменять взгляд
на природу, роль, сущность и значение
труда руководителя. Сейчас на первое
место выдвигаются
Руководство
совместной деятельностью людей
состоит во взаимосвязи, с одной
стороны, единоначалия, а с другой
- самоуправления группы. Деятельность
руководителя осуществляется в составе
совместной деятельности социально-экономической
системы. Все исполнительские, организационные
и административные функции могут
концентрироваться в руках
В наше время интеллектуальные компоненты любого вида деятельности преобладают над физическими. Поэтому подчиненных нужно побуждать работать не только физически, но, главным образом, умственно. И надо помнить, что никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески если он этого не хочет сам. Принуждением эффективно управлять нельзя.
Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Руководитель — это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.
Среди требований, предъявляемых к менеджеру, на первый план ставится умение управлять людьми. Поэтому он должен в совершенстве знать своих прямых подчиненных, особенно их возможности выполнять порученное дело. Менеджер должен иметь гражданское мужество избавиться от неспособных или нерадивых работников [1].
Менеджмент осуществляется в экономическом, социально-психологическом, правовом и организационно-техническом направлениях.
Содержанием экономического направления является управление производственным процессом. Здесь деятельность менеджера сосредоточивается на координации материальных и трудовых ресурсов таким способом, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах.
Социально-психологическое направление - это прерогатива менеджеров на всех уровнях управления. На низовом и среднем уровне управления усилия менеджеров направлены на создание теплых, дружественных производственных отношений между коллективами и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться. На высшем уровне управления социально-психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих впасть, авторитет, положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными. Социально-психологическое направление базируется также на уровне развития социальных отношений в обществе, таких ценностей, как уровень образования, культура, традиции, обычаи.
В осуществлении рыночных отношений важное место занимает правовая база менеджмента, которая отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами. Сюда входят правовые положения по созданию фирм и предприятий, таможенная и налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства и др.
Огромный удельный вес в общем объеме управления занимает организационно-техническая работа менеджера. Эта работа охватывает многие стороны управления. В нее входят: постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, организация работы, непосредственные контакты с исполнителями и контроль за их деятельностью, стимулирование труда работников, проектирование новых производственных процессов.
Различают три стадии менеджмента: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. За каждой из них закреплены определенные виды деятельности [4]:
Стратегическое управление — это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование будущего состояния и развития организации) и перспективное планирование. Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры (и нужных ресурсов) и руководство (воздействие на непосредственных исполнителей в созданной структуре).
Контроль включает проверку и анализ результатов на пути достижения цели, неиспользованных резервов производства.
На
управленческие, организационные и
межличностные отношения в
Помимо
уже упомянутых выше организаторских
качеств менеджер должен обладать гражданственностью,
требовательностью к себе и другим,
высоким уровнем общей и
Выделяются следующие организаторские способности [8]:
Адаптационная мобильность — склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание, предприимчивость.
Контактность – общительность, экстровертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.
Стрессоустойчивость — интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.
Доминантность — властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой; готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; смелость, волевой характер.
Работа
менеджеров также имеет много
общих характеристик, в то время
как организации, круг обязанностей
и ответственности, а также сферы
деятельности могут существенно
различаться. Хотя общие аспекты
управленческой деятельности трудно просматриваются,
управленческая деятельность по своей
сути значительно отличается от неуправленческой.
Управленческий труд неоднороден. Его
характеризует
Общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации и именно это определяет их служебное поведение (роль), заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.
Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители в разной степени. Он делит их на три больших класса: 1) межличностные роли, 2) информационные роли и 3) роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складывается объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает. Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой — в роли центра обработки информации. Выполняя межличностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказать прямое влияние на ход производственного процесса и достижение целей организации.
Классификация
ролей руководителя по Минцбергу
дает представление о той работе,
которую выполняет менеджер ( табл.1)
|
Информация о работе Факторы эффективного сотрудничества владельца и наемного менеджера