Диагностика систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт (эмпирический подход) или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие, т.е. истинным считается только то, что даёт практически полезные результаты (прагматический подход). Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки.

Содержание

Введение
Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования
Структуризация методов исследования систем правления

Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по исследованию систем управления (Автосохраненный)1.docx

— 104.97 Кб (Скачать)

    Отправными  точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает:

    1) равный интерес  ко всем объектам морфологического  моделирования;

    2) ликвидацию  всех ограничений и оценок  до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;

    3) максимально  точную формулировку поставленной  проблемы.

   Кроме этих  общих положений, Цвикки  предложил ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования  (МОК),  метод  морфологического  ящика  (ММЯ),  метод  экстремальных  ситуаций (МЭС); метод сопоставления  совершенного с  дефектным    (МССД), метод  обобщения (МО). Наибольшую известность получили три первых метода.

   МСПП  предполагает, что существует некоторое  число так называемых «опорных пунктов» знания в любой исследуемой  области. Этими пунктами  могут быть теоретические  положения, эмпирические факты, открытые законы, в соответствии с которыми протекают различные процессы, и  т.д. Исходя из ограниченного числа  опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышления, морфологическим  методом покрытия поля ищут все возможные  решения поставленной проблемы.

   Наиболее  эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и  управления, являются деловые игры. Деловые игры — метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях  путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью  моделирования и имитации процессов  выйти на анализ, решение сложных  практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.

    Деловые игры выступают как средства анализа  систем управления и подготовки специалистов. Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого

можно приступать к формированию схемы  игры и основных ее правил. В выбранной  схеме функционирования надо предельно  точно отразить опыт работы реальных систем, обратив особое внимание на структуру системы, целевые функции  подсистем и системы в целом, на выбор управ- ляющих воздействий  и т.д. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается  в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой  ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в  свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной  модели. В результате этого увеличивается  время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что  эффективность   проведения   игры   снижается.   Лучший   способ   избежать   такого   рода   опасности заключается  в том, чтобы постоянно помнить  о конкретной цели проектируемой  игры. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в  игре, не должны быть упрошены до такой  степени, что необходимое решение  можно было бы найти непосредственно  без глубокого анализа протекающих  процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе  хозяйственной деятельности, будут  носить поверхностный характер.

   Формирование  правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени  достижения целей игры. Если деловая  игра моделирует системы, в которых  цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном  виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов  степени оценки достижения цели.

   Опыт  разработки и проведения деловых  игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как  описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:

    1. Общая характеристика

    2. Описание  ситуации

    3. Цель игры

    4. Задача центра

    5. Задача участников  игры

    6. Формальная  модель

    7. Анализ формальной  модели

    8. Руководство  для участников игры

    9. Результаты  проведения игры

   Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели.

   Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или  слишком громоздко.

    Может отсутствовать  и раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры.

   Каждая  деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия большинства деловых  игр состоит из трех этапов.

    •  I  этап  —  сбор   информации,  т.е.  сообщение   элементами  в  вышестоящий   орган  (центр)

    запрашиваемой информации;

    • II этап —  обработка полученной информации и  выработка соответствующих решений;

    • III этап —  реализация полученных решений, подсчет  значений целевых функций.

   Количество  партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда  количество партий фиксировано.

    По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры. 

Заключение

  Выбор методологического подхода к  исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая  часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней  средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

  Данный  подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом  этого учения выступает закон  единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип  всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его  стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз  на более высоком уровне и все  это осуществляется по спирали.

  Диалектический  подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и  в первую очередь системного.

  Процессный  подход (процесс - последовательная смена  состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в  целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных  между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование  и планирование, организация и  т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь  также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных  непрерывно выполняемых действий, преобразующих  некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

  В настоящее время для ряда целей  исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться  по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с  внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные  плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции  цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения  по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться  очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

  В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается  в оперативном изучении сложившейся  ситуации и проведении исследовательских  работ на основе использования преимущественно  типовых процедур исследования и  своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с  внешней средой.

  Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней  среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это  позволяет рассматривать отношения  системы с другими системами  и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно  в исследуемой системе.

  Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная  для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде  изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся  знания и практический опыт исследователя.

  Системный подход, будучи неразрывно связанным  с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и  выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов  и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней  средой.

  Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд  других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.

  Между методологическими подходами к  исследованию, как и между науками  и научными направлениями, нередко  нет четких границ, поскольку они  используют примерно одни и те же способы, приемы, принципы. Поэтому часть  из них действительно можно рассматривать  как подходы, реально используемые в методологии исследования, а  некоторые из них или являются частными случаями других подходов, или  только косвенно относятся к одноименным, методам исследования и управления.

  В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам  исследования, будут рассмотрены  в последующих материалах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

  1. Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социологические и экономические исследования, прогнозные и плановые исследования, экспериментальные исследования. — Московская область: Крылья, 2009.

  2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: 4 Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  3. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: ДЕКА, 2009.

  4. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, 2009.

  1. Управление организацией: Учебник/Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2010.

6. Теория организации: Учебник / Под ред.В.Г. Алиева. - М.: Луч, 1999

Информация о работе Диагностика систем управления