Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение теоретических основ формирования и регулирования отношений на денежном рынке.
В работе рассмотрены различные подходы к определению денежного рынка и соответствующих ему отношений: неоклассический и кейнсианский подходы.
Также в работе рассматриваются основные этапы становления и развития денежного рынка Республики Беларусь, рассматриваются основные направления совершенствования государственного регулирования денежного рынка.
Особое место в процессе регулирования развития денежного рынка Республики отведено Национальному Банку страны. В работе рассмотрены основные направления политики, проводимой центральным банковским учреждением нашего государства.
Введение…………………………………………………………………………………5
1. Теоретические аспекты формирования и регулирования денежного рынка страны……………………………………………………………………………………7
1.1. Рынок денег: спрос и предложение. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги. Модель предложения денег и денежный мультипликатор…………………………………………………………………………7
1.2. Равновесие на денежном рынке. Реакция денежного рынка на изменение спроса и предложения денег………………………………………………………….27
1.3. Денежный рынок Республики Беларусь: этапы становления и проблемы функционирования на современном этапе…………………………………………..30
1.4. Основные направления государственного регулирования денежного рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………..41
2. Комплексное практическое задание.
2.1. Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………………………………44
2.2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM..48
Заключение…………………………………………………………………………….64
Список использованных источников………………………………………………...65
Финансовая стабилизация стала важным фактором как роста инвестиций в экономику, так и активного ее кредитования со стороны банковского сектора. Так, прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах увеличился до 20 процентов в 2005 году при их снижении на 3,5 процента в 2001 году. А кредитные вложения белорусских банков за этот период возросли практически в 9 раз. За 10 месяцев текущего года прирост кредитов банков составил 43,9 процента.
Все это содействовало обеспечению высоких темпов экономического роста в республике, позволяющих Беларуси по этому показателю устойчиво занимать одно из лидирующих мест среди стран СНГ.
Динамично развивается банковская система. Так, ее ресурсная база за период с 01.01.2001 г. по 01.01.2006 г. увеличилась более чем в 8 раз, за 10 месяцев 2006 года — на 31,1 процента. Все более значительную долю в ресурсной базе банков занимают вклады населения. За пятилетку они возросли более чем в 13 раз, а удельный вес в составе ресурсной базы увеличился с 16,6 процента на 01.01.2001 г. до 26,9 процента на 01.01.2006 г. Важнейшим фактором такого активного роста вкладов граждан в белорусские банки является общий рост доверия населения к банковской системе и национальной валюте. С другой стороны, не менее важна процентная политика, направленная на обеспечение положительной в реальном выражении доходности по срочным вкладам в белорусских рублях, устойчиво превышающей доходность сбережений в иностранной валюте.
Собственный капитал банков за период 2001—2005 гг. увеличился в 10,4 раза.
Следует также отметить, что процесс финансовой стабилизации и активного участия банковской системы в достижении параметров социально-экономического развития сопровождался эффективным, безопасным и надежным функционированием национальной платежной системы.
Таким образом, действующий сегодня в республике механизм решения задач денежно-кредитной политики подтверждает свою достаточно высокую эффективность и целесообразность его дальнейшего использования без каких-либо кардинальных преобразований в наступающем году. В то же время с учетом необходимости дальнейшего закрепления позитивных тенденций в денежно-кредитной сфере и повышения ее качественных показателей Основными направлениями денежно-кредитной политики страны на 2007 год определяются задачи системного совершенствования применяемых монетарных инструментов и достижения более высоких количественных параметров развития.
В 2007 году денежно-кредитная политика должна обеспечить стратегическую направленность на создание условий для достижения прогнозных показателей развития экономики и благосостояния населения республики. При этом все параметры монетарной политики сбалансированы с прогнозом социально-экономического развития и бюджетом Республики Беларусь на 2007 год и основываются на заложенных в этих документах планах развития реального сектора экономики, государственных финансов и внешнеэкономических отношений.
Ограничение
темпов инфляции останется конечной
целью денежно-кредитной
Для этого Национальный банк продолжит обеспечивать стабильность обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Так, с учетом прогнозируемого состояния платежного баланса страны. Основными направлениями денежно-кредитной политики на следующий год предусматривается изменение обменного курса белорусского рубля к доллару США в пределах коридора отклонений +/- 2,5 процента. В номинальном выражении это означает, что колебания курса предполагается ограничить значениями 2090—2200 белорусских рублей за доллар США.
К
российскому рублю
Показатели
обменного курса белорусского рубля
к доллару США и российскому
рублю, наряду с приростом активной
денежной массы, будут являться промежуточными
монетарными ориентирами
Основным вкладом банковской системы в развитие белорусской экономики останется активное кредитование предприятий и населения. В 2007 году доля кредитов к ВВП возрастет на 1—2 процентных пункта и составит 24—26 процентов. При этом сам рост банковских кредитов в соответствии с Основными направлениями составит порядка 121—126 процентов.
Потребность в инвестиционных кредитах оценивается на уровне около 4 трлн. рублей. Выдача кредитов на жилищное строительство — около 2,2 трлн. рублей, из них 1,8—2 трлн. — льготные кредиты. Для сравнения: в январе—октябре 2006 г. выдача инвестиционных кредитов составила 2,6 трлн. рублей, кредитов в жилищное строительство — 1,2 трлн. рублей, в том числе льготных — 1,1 трлн. рублей.
Приоритетными направлениями останутся кредитование банками экспортно-ориентированных организаций, организаций агропромышленного комплекса в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы, а также жилищного строительства.
Дальнейшее развитие получит потребительское кредитование.
Такой
активный рост кредитования в значительной
мере будет обусловлен как расширяющимися
возможностями белорусских
Для
этого предусмотрено
Важно отметить, что снижение процентных ставок по-прежнему будет происходить по мере снижения уровня инфляции в стране с неуклонным соблюдением одного из базовых принципов процентной политики: доходность срочных вкладов в белорусских рублях в банках должна превышать уровень инфляции и быть большей, чем доходность по другим доступным инструментам сбережений в иностранной валюте.
Сохранение отмеченного принципа в следующем году должно обеспечить существенный прирост вкладов, прежде всего в национальной валюте. Прирост всех депозитов физических лиц в банках в 2007 году составит порядка 1,7—2 трлн. рублей в эквиваленте, в том числе 1,4—1,6 трлн. — это вклады в национальной валюте. Увеличение средств физических лиц, привлеченных банками, должно осуществляться в первую очередь за счет роста долгосрочных депозитов и расширения перечня банковских операций и услуг, повышения их качества.
Кроме того, объем депозитов субъектов хозяйствования в банках к концу 2007 года возрастет по оценкам на 1,1—1,3 трлн. рублей в эквиваленте, в том числе за счет роста депозитов непосредственно в белорусских рублях на 0,8—1 трлн. белорусских рублей. Основными экономическими факторами роста депозитов юридических лиц станут увеличение объемов реализации продукции, повышение доли выручки, оплаченной денежными средствами, увеличение рентабельности и снижение налоговой нагрузки.
Рост
депозитов предприятий и
В результате ресурсная база банковского сектора в 2007 году увеличится на 20—24 процента. При этом опережающий по сравнению с темпами роста экономики рост активов банковского сектора позволит увеличить их отношение к ВВП на конец 2007 года до 36—38 процентов с примерно 35,7 процента в настоящее время.
Особенно важным является то, что такие высокие темпы развития банковской системы и кредитования ею экономики сопровождаются улучшением качественных характеристик работы банковской системы. Так, согласно Основным направлениям доля проблемной задолженности клиентов и банков по кредитным операциям не превысит 2 процентов. Продолжится положительная тенденция к увеличению рентабельности работы банков. Ожидается, что рентабельность собственного капитала банков превысит прогнозируемый уровень инфляции и составит не менее 8 процентов.
Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2007 год предусмотрен широкий круг мероприятий по совершенствованию банковского надзора и валютного регулирования и контроля, развитию национальной платежной системы, финансовых рынков и международного сотрудничества.
Помимо
активного кредитования граждан
на приобретение жилья и потребительские
нужды, банки продолжат
Таким
образом, денежно-кредитная политика
в 2007 году в существенной мере сохранит
преемственность по отношению к
политике предыдущих лет. Вместе с тем
развитие получат ее позитивные тенденции:
будет обеспечиваться внутренняя и внешняя
стабильность белорусского рубля, удовлетворяться
спрос предприятий и населения на доступные
банковские кредиты и т.д. Успешное решение
этих и других задач в денежно-кредитной
сфере послужит необходимым вкладом монетарной
политики и банковской системы в динамичное
развитие экономики нашей страны.
1.4
Основные направления
государственного регулирования
денежного рынка
в Республике Беларусь
Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. Такие изменения был приняты под давлением нарастающих проблем, при участи МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее соглашение.
В
первую очередь с учетом интересов
предприятий-экспортеров и
Сняты административные ограничения по объему приобретения на- личной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики; отменены ограничения расчетами белорусскими рублями по импорту и обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Беларусь приняла на себя обязательство (предусмотренное статьей VIII Устава МФВ) в последующие 5 лет обеспечить либерализацию валютных операций с капиталом и постепенно отказаться от обязательной продажи хозяйствующими субъектами валютной выручки.
Несколько
сократились объемы кредитной эмиссии.
Национальный банк Беларуси стал обеспечивать
положительный уровень
Вместе с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек от завершения. Так, объемы прироста кредитной эмиссии (чистый внутренний кредит Национального банка) превышают официальные темпы прироста реального ВВП. Кредитная эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищного строительства, покрытие дефицита республиканского бюджета и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется ярко выраженная «долларизация» белорусской экономики.
Пример. Подавляющая часть денежных сбережений населения приходится на валютные вклады. Основная масса кредитов реальному сектору экономики выдастся в иностранной валюте. Па валютную часть приходится примерно 60% от совокупной денежной массы.