Денежный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение теоретических основ формирования и регулирования отношений на денежном рынке.

В работе рассмотрены различные подходы к определению денежного рынка и соответствующих ему отношений: неоклассический и кейнсианский подходы.

Также в работе рассматриваются основные этапы становления и развития денежного рынка Республики Беларусь, рассматриваются основные направления совершенствования государственного регулирования денежного рынка.

Особое место в процессе регулирования развития денежного рынка Республики отведено Национальному Банку страны. В работе рассмотрены основные направления политики, проводимой центральным банковским учреждением нашего государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………5
1. Теоретические аспекты формирования и регулирования денежного рынка страны……………………………………………………………………………………7

1.1. Рынок денег: спрос и предложение. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги. Модель предложения денег и денежный мультипликатор…………………………………………………………………………7

1.2. Равновесие на денежном рынке. Реакция денежного рынка на изменение спроса и предложения денег………………………………………………………….27

1.3. Денежный рынок Республики Беларусь: этапы становления и проблемы функционирования на современном этапе…………………………………………..30

1.4. Основные направления государственного регулирования денежного рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………..41

2. Комплексное практическое задание.

2.1. Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………………………………44

2.2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM..48

Заключение…………………………………………………………………………….64

Список использованных источников………………………………………………...65

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

       1.2 Равновесие на денежном рынке. Реакция денежного рынка на изменение спроса и предложения денег 
 

       Модель  денежного рынка соединяет спрос  и предложение денег. Вначале  для простоты можно предположить, что предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано  на уровне . Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне   и на графике (см. приложение В) представлено вертикальной прямой L .

       Спрос на деньги (кривая L ) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.

       Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если слишком высока, то предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды  финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Высокая процентная ставка, как уже говорилось, соответствует низкой форме облигаций, поэтому будет выгодно скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения r. Банки и другие финансовые учреждения в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Постепенно через изменения экономическими агентами структуры своих активов и понижение банками своих процентных ставок равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.

       Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.

       Так, изменение уровня дохода, например его увеличение (см. приложение Г), повышает спрос на деньги (сдвиг  вправо кривой спроса на деньги L ) и ставку процента (от r до r ). Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки (см. приложение Д)

       Подобный  механизм установления и поддержания  равновесия на денежном рынке может  успешно работать в сложившейся  рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с устоявшимися поведенческими связями – типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента.

       Ситуация  усложняется в переходных экономиках, где все перечисленные условия ещё не сформировались, а регулирование государством денежного предложения связано не столько с поддержанием равновесия денежного рынка, сколько с решением других задач экономической политики. Часто жесткое ограничение предложения денег в ходе антиинфляционных мероприятий ведет к значительному превышению спроса на деньги над их предложением, сокращению денежных активов экономических агентов, росту неплатежей и бартерных сделок, что отнюдь не способствует общей экономической стабилизации и формированию здорового денежного рынка. Проблема равновесия на денежном рынке в переходных экономиках решается обычно вместе с проблемами бюджетной стабильности, нормализацией финансового положения экономических агентов, укреплением внутренней валюты и др.

       Из  вышеизложенного следует, что денежный рынок соединяет спрос и предложение  денег. Равновесие на рынке означает, что спрос на деньги равен их предложению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3 Денежный рынок Республике Беларусь: этапы становления и проблемы функционирования на современном этапе 

       В формировании денежного рынка Беларуси как суверенного государства  есть основание выделять несколько основных этапов.

       Начало  первому этапу было положено принятием  Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического  решения о признании «белорусского  расчетного билета» в качестве национальной валюты Национальному банку Республики Беларусь было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.

       Начало  второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией.

       Начало  третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике  Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.

       К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии, На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.

       В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специально Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянутая программа так и не была выполнена должным образом.

       Нарастание  кризиса неплатежей и обострение других проблем в условиях сдерживания  радикальных преобразований, отсутствие должной теоретической концепции  предопределили принятие курса на смягчение  проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических проблем усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении реального сектора экономики весомой кредитной поддержки со стороны банковского сектора.

       Примечание. Действительно, в устойчиво развивающихся странах степень монетизации ВВП в некоторых случаях превышает 100% (например, ФРГ, Япония и т. д.). Что касается стран с переходной экономикой, то к середине 90-х годов монетизации ВВП была равна лишь 10-12%.

       Сама  по себе высокая степень монетизации  ВВП свидетельствует об устойчивости экономического развития. При этом процесс монетизации во многом имеет  объективный характер. Он связан с  уровнем инфляции, высокой склонностью населения к сбережениям, уровнем прибыльности реального сектора экономики, со скоростью движения денег, наконец, и со степенью доверия населения к денежным властям. По крайней мере, отсутствуют более или менее значимые возможности резко повысить монетизации ВВП за счет административного принуждения.

       Усилия  печатного станка привели к тому, что каналы денежного обращения  стали быстро заполняться новой  денежной массой. Коммерческие банки  побуждались направлять краткосрочные  ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых па срок до 40 лет.

       Тем самым узкому кругу льготников была предоставлена возможность присваивать  инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.

       Денежная  масса постоянно обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег  в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного обесценения  денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент монетизации ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в год.

       В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв (спрэд) между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами.

       Кризис  национального валютного рынка  пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.

       Примечание. В те кризисные дни автор этих строк готовил исходные материалы и принимал участие в переговорах белорусской правительственной делегации во главе премьер-министра с руководством Центробанка РФ. В группе советников премьер-министра была подготовлена весьма содержательная программа неотложных мер, направленных па стабилизацию валютного рынка и обменного курса белорусского рубля.

       В дальнейшем при нарастании кризиса  денежно-кредитной, платежной и валютной системы Беларуси были открыты переговоры с Россией о введении единой «союзной валюты», которые привели к принятию соглашения о внедрении на территории Беларуси российского рубля.

       Гипертрофированными темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение  стало наполняться всевозможными  суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

       Таким образом, концепция «форсирования  монетизации ВВП и канализации  кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.

       Важным  признаком устойчивости национальной валюты является стабильность ее обменного  курса. В условиях открытой экономики нашей страны, где доля внешней торговли во всем экономическом обороте очень велика, динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Именно поэтому Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран с открытой экономикой, традиционно использует курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения конечной цели своей денежно-кредитной политики по сдерживанию инфляции.

       Такой механизм денежно-кредитной политики, обеспечивающий  условия для устойчивого роста экономики и достижения параметров социально-экономического развития за счет поддержания устойчивости национальной валюты, показал свою достаточную эффективность.

       Если  в 2001 году уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, составил 46 процентов, то в 2005 году он сложился на уровне нижней границы годового прогноза — 8 процентов. Прирост этого показателя на 5,7 процента за 11 месяцев текущего года, при запланированных на весь год 7—9 процентов, позволяет уверенно говорить о выполнении прогноза.

       Немалая роль в таком снижении темпов инфляции принадлежит динамике обменного  курса, которая за последние 5 лет  изменилась от довольно значительной ежегодной девальвации до укрепления белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.  Так, например, если в 2001 году обменный курс белорусского рубля по отношению к доллару США снизился на 33,9 процента, то в январе — ноябре 2006 г. — укрепился на 0,6 процента. При этом стабилизация обменного курса происходит на фоне роста международных резервов, которые достигли на 1 декабря 2006 г. уровня в 1,4 млрд. долларов США, увеличившись за последние годы (с 01.01.2003) практически в 3 раза.

       По  мере замедления темпов инфляции и  девальвации снижались и процентные ставки на денежном рынке. При этом процентная политика Национального банка была ориентирована на постепенное и сбалансированное уменьшение процентных ставок по кредитам и депозитам при обеспечении их привлекательного уровня, стимулирующего рост сбережений в белорусских рублях и расширение доступности кредитов банков для предприятий и населения. Так, ставка рефинансирования — основная процентная ставка Национального банка — была снижена с 80 процентов годовых на начало 2001 года до 10 процентов годовых с 1 декабря 2006 года. Вместе с тем в реальном выражении, то есть с учетом уровня инфляции, она сохранялась положительной, снижаясь в рамках общих процессов экономической стабилизации с 20,9 процента годовых в 2001 году до 6,2 процента годовых за январь—октябрь 2006 г. При этом средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте снизилась соответственно с 74,6 до 13,4 процента годовых или в 5,6 раза.

Информация о работе Денежный рынок