Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение теоретических основ формирования и регулирования отношений на денежном рынке.
В работе рассмотрены различные подходы к определению денежного рынка и соответствующих ему отношений: неоклассический и кейнсианский подходы.
Также в работе рассматриваются основные этапы становления и развития денежного рынка Республики Беларусь, рассматриваются основные направления совершенствования государственного регулирования денежного рынка.
Особое место в процессе регулирования развития денежного рынка Республики отведено Национальному Банку страны. В работе рассмотрены основные направления политики, проводимой центральным банковским учреждением нашего государства.
Введение…………………………………………………………………………………5
1. Теоретические аспекты формирования и регулирования денежного рынка страны……………………………………………………………………………………7
1.1. Рынок денег: спрос и предложение. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги. Модель предложения денег и денежный мультипликатор…………………………………………………………………………7
1.2. Равновесие на денежном рынке. Реакция денежного рынка на изменение спроса и предложения денег………………………………………………………….27
1.3. Денежный рынок Республики Беларусь: этапы становления и проблемы функционирования на современном этапе…………………………………………..30
1.4. Основные направления государственного регулирования денежного рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………..41
2. Комплексное практическое задание.
2.1. Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………………………………44
2.2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM..48
Заключение…………………………………………………………………………….64
Список использованных источников………………………………………………...65
1.2
Равновесие на денежном
рынке. Реакция денежного
рынка на изменение
спроса и предложения
денег
Модель
денежного рынка соединяет
Спрос на деньги (кривая L ) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.
Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если r слишком высока, то предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Высокая процентная ставка, как уже говорилось, соответствует низкой форме облигаций, поэтому будет выгодно скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения r. Банки и другие финансовые учреждения в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Постепенно через изменения экономическими агентами структуры своих активов и понижение банками своих процентных ставок равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении.
Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.
Так, изменение уровня дохода, например его увеличение (см. приложение Г), повышает спрос на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги L ) и ставку процента (от r до r ). Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки (см. приложение Д)
Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с устоявшимися поведенческими связями – типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента.
Ситуация усложняется в переходных экономиках, где все перечисленные условия ещё не сформировались, а регулирование государством денежного предложения связано не столько с поддержанием равновесия денежного рынка, сколько с решением других задач экономической политики. Часто жесткое ограничение предложения денег в ходе антиинфляционных мероприятий ведет к значительному превышению спроса на деньги над их предложением, сокращению денежных активов экономических агентов, росту неплатежей и бартерных сделок, что отнюдь не способствует общей экономической стабилизации и формированию здорового денежного рынка. Проблема равновесия на денежном рынке в переходных экономиках решается обычно вместе с проблемами бюджетной стабильности, нормализацией финансового положения экономических агентов, укреплением внутренней валюты и др.
Из
вышеизложенного следует, что денежный
рынок соединяет спрос и
1.3
Денежный рынок Республике
Беларусь: этапы становления
и проблемы функционирования
на современном этапе
В формировании денежного рынка Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов.
Начало
первому этапу было положено принятием
Верховным Советом Республики Беларусь
XII созыва в октябре 1994 года стратегического
решения о признании «
Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией.
Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.
К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии, На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.
В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специально Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянутая программа так и не была выполнена должным образом.
Нарастание
кризиса неплатежей и обострение
других проблем в условиях сдерживания
радикальных преобразований, отсутствие
должной теоретической
Примечание. Действительно, в устойчиво развивающихся странах степень монетизации ВВП в некоторых случаях превышает 100% (например, ФРГ, Япония и т. д.). Что касается стран с переходной экономикой, то к середине 90-х годов монетизации ВВП была равна лишь 10-12%.
Сама по себе высокая степень монетизации ВВП свидетельствует об устойчивости экономического развития. При этом процесс монетизации во многом имеет объективный характер. Он связан с уровнем инфляции, высокой склонностью населения к сбережениям, уровнем прибыльности реального сектора экономики, со скоростью движения денег, наконец, и со степенью доверия населения к денежным властям. По крайней мере, отсутствуют более или менее значимые возможности резко повысить монетизации ВВП за счет административного принуждения.
Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного обращения стали быстро заполняться новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых па срок до 40 лет.
Тем
самым узкому кругу льготников была
предоставлена возможность
Денежная
масса постоянно
В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв (спрэд) между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами.
Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.
Примечание. В те кризисные дни автор этих строк готовил исходные материалы и принимал участие в переговорах белорусской правительственной делегации во главе премьер-министра с руководством Центробанка РФ. В группе советников премьер-министра была подготовлена весьма содержательная программа неотложных мер, направленных па стабилизацию валютного рынка и обменного курса белорусского рубля.
В дальнейшем при нарастании кризиса денежно-кредитной, платежной и валютной системы Беларуси были открыты переговоры с Россией о введении единой «союзной валюты», которые привели к принятию соглашения о внедрении на территории Беларуси российского рубля.
Гипертрофированными
темпами нарастала дебиторско-
Таким образом, концепция «форсирования монетизации ВВП и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.
Важным признаком устойчивости национальной валюты является стабильность ее обменного курса. В условиях открытой экономики нашей страны, где доля внешней торговли во всем экономическом обороте очень велика, динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Именно поэтому Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран с открытой экономикой, традиционно использует курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения конечной цели своей денежно-кредитной политики по сдерживанию инфляции.
Такой механизм денежно-кредитной политики, обеспечивающий условия для устойчивого роста экономики и достижения параметров социально-экономического развития за счет поддержания устойчивости национальной валюты, показал свою достаточную эффективность.
Если в 2001 году уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, составил 46 процентов, то в 2005 году он сложился на уровне нижней границы годового прогноза — 8 процентов. Прирост этого показателя на 5,7 процента за 11 месяцев текущего года, при запланированных на весь год 7—9 процентов, позволяет уверенно говорить о выполнении прогноза.
Немалая роль в таком снижении темпов инфляции принадлежит динамике обменного курса, которая за последние 5 лет изменилась от довольно значительной ежегодной девальвации до укрепления белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Так, например, если в 2001 году обменный курс белорусского рубля по отношению к доллару США снизился на 33,9 процента, то в январе — ноябре 2006 г. — укрепился на 0,6 процента. При этом стабилизация обменного курса происходит на фоне роста международных резервов, которые достигли на 1 декабря 2006 г. уровня в 1,4 млрд. долларов США, увеличившись за последние годы (с 01.01.2003) практически в 3 раза.
По
мере замедления темпов инфляции и
девальвации снижались и