• используйте
серию слайдов исходя из структуры презентаций;
смотрите на аудиторию, а не на слайды;
- содержание
слайда должно быть ограничено двадцатью
пятью словами или эквивалентным числом
цифр, в противном случае они не воспринимаются;
- слайды должны
показываться в строгом порядке, синхронно
сути ваших комментариев;
- используйте
картинки, рисунки и цвет;
- не задерживайтесь
слишком долго на одном пособии.
- Подготовка
речи - это не многочасовая репетиция,
хотя в исключительных случаях возможно
и это. Речь строится по установленной
строгой схеме, ведущей к пониманию аудитории.
Это означает допустимость элементов
яркости. Такая схема может быть положена
перед Вами таким образом, чтобы ее не
видела аудитория.
- Выступление
на презентации - это результат всей Вашей
подготовительной работы. Его эффективность
- это критерий степени достижения цели
презентации. Все теперь определяется
мастерством изложения. Волнение перед
презентацией - нормальный и физиологически
объяснимый процесс, даже полезный, т.
к. с помощью адреналина активизируется
мозговая деятельность и настроенность
на соперничество: реальное и виртуальное.
При этом важное значение имеет восприятие.
Не нужно воспринимать аудиторию как враждебную
Вам и Вашим мыслям. Совсем не обязательно
стоять на месте, хотя наиболее удобная
поза - неподвижная. Это избавляет Вас
от суетливости. Исключите лишние движения
руками, но не держите их все время в одном
и том же положении. Ведите себя уверенно,
этому способствуют следующие приемы:
- следите за
дыханием, оно должно быть равномерным
и глубоким;
- улыбайтесь,
общаясь зрительно со всеми участниками
аудитории;
- жестикуляция
не должна опережать речь и нести больше
информации, чем это нужно. В некоторых
случаях забудьте о руках;
- двигайтесь
неторопливо, уверенно, сообразно темпу
презентации и ее содержанию;
- старайтесь,
чтобы скорость речи совпадала со скоростью
Ваших мыслей. Думайте об идеях, а не о
словах;
- умейте сосредоточиться
и расслабиться, причем делать это нужно
вместе с аудиторией. В этом Ваше мастерство.
V.
Вырабатывайте и используйте
приемы эффективной
критики. Критиковать сложнее,
чем хвалить. Критика выступает в разных
формах. Традиционная форма - сверху вниз,
т. е. от руководства к подчиненным. «Снизу
вверх» - эта форма непризнания действий
вышестоящего уровня, не соответствующих
представлениям подчиненных или же общепринятым
нормам, традициям, договоренностям.
Критика
«со стороны» (клиентов, покупателей)
- это, по сути, жалобы, которые могут
быть как официальными, так и не
официальными. В любом случае критика
должна быть предметной и направленной
на результат, т. е. конструктивной. Для
этого существует ряд правил эффективной
критики.
- При возможности
высказывать критические замечания в
адрес объекта критики необходимо только
в его присутствии без свидетелей. Однако
в некоторых случаях (особенности характера
критикуемого, ситуации) критику необходимо
высказывать в присутствии третьего лица,
желательно, должностного.
- Не нужно
запутывать критикуемого длинными предисловиями,
стараясь отвести его внимание от главного
- замечания. Более эффективно предварить
критику заслуженной и общепризнанной
похвалой.
- Критика не
должна накапливаться, особенно из мелких
и незначительных претензий. Это затрудняет
восприятие и не является эффективным.
Недопустимы и преувеличения.
- Критика должна
преследовать цель изменения ситуации.
Бесполезно критиковать те качества людей
и их действия, которые они не могут изменить.
- Не сравнивайте
поведение критикуемого с поведением
других людей.
- В ходе критики
нельзя путать намерение с результатом.
- Нельзя извиняться
за конструктивную и честную критику.
Эффективные
коммуникации предполагают не только
умение высказывать критические замечания,
но и умение правильно их воспринимать
в свой адрес, какими бы они Вам не казались:
справедливыми, несправедливыми или бессмысленными.
Адекватное восприятие, точнее, оценка
критики свидетельствуют и об уровне Вашей
культуры, в том числе и управленческой.
Правила реакции на критику следующие:
- будьте благодарны
за критику, в любом случае из нее можно
извлечь полезные выводы: для себя и для
других;
- молчите,
слушая критику, дайте понять, что Вы внимательны
к ней, смотрите прямо в глаза критикующему;
- «остыньте»
после критики, не обвиняйте человека,
который только что Вас критиковал;
- не показывайте
искусственного несчастного вида, не играйте
обиженного, воспринимайте критику достойно,
с благодарностью;
- не кажитесь
несерьезным, воспринимая критику, не
превращайте критику в юмор, это может
усилить конфликт и снизить эффективность
коммуникации;
- реально оценивайте
критику: не приуменьшайте значения услышанного,
но и не преувеличивайте. Не ищите враждебных
мотивов критикующего;
- правильно
воспринимать критику и реагировать на
нее - это признак хорошего слушателя.
Литература
1.Петрович
М.В. Управление организацией
–Мн.: Акад. Упр. При Президенте РБ, 2010 -330
с.