Деловая культура Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:27, реферат

Описание работы

Финля́ндия государство на севере Европы. Член Северного совета (с 1956 года), Европейского союза (с 1995 года) и Шенгенского соглашения (с 1996 года). Граничит на востоке с Россией, на северо-западе — со Швецией и на севере — с Норвегией. На юге и западе берега страны омывают воды Балтийского моря и его заливов — Финского и Ботнического. Столица — Хельсинки. Население Финляндии на конец октября 2011 года составляло по данным Статистического центра 5396 тысяч человек, увеличившись с начала 2011 года на 21 тысячу человек.

Содержание

Социально-экономическая характеристика Финляндии …………………..2-4
Кластерная принадлежность…………………………………………………….5-7
Основные культурообразующие факторы…………………………………… 8-9
Особенности национальной и деловой культуры…………………………..10-11
Классификация деловой культуры……………………………………………12-15
Специфика делового общения………………………………………………….16-18

Работа содержит 1 файл

деловая культура Финляндии.docx

— 67.19 Кб (Скачать)

  Особыми  преимуществами предпринимателей-иммигрантов  являются знание иностранных  языков и понимание межкультурных  различий. Следует помнить, что  и вы, и ваш финский коллега  или клиент являетесь носителями  своей культуры, которая обуславливает  ваше и его отношение к различным  вещам. Открытость общения предотвращает  недоразумения. Поставьте себя  на место другого, и вам легче  будет понять культурную подоплеку решаемого вопроса. Кстати, предприниматель-иммигрант может вносить свой личный вклад в интернационализацию финской деловой культуры! 
 
 
 
 

5. Классификация деловой культуры 

Как и  в любой национальной культуре в  деловых культурах разных стран  есть свои особенности и нюансы. Для того чтобы взаимодействия и  сотрудничество в деловой сфере  с партнерами из других государств были более эффективными и перспективными, необходимо четко представлять к какому типу культуры они относятся. Характеристики только по национальным особенностям недостаточно, т.к. существуют критерии, по которым поведение представителей одних и тех же стран могут не совпадать. Поэтому очень важно знать полную классификацию типов национальных деловых культур. 

Одной из первых классификаций в рамках сравнительного менеджмента было разделение Е.Холлом культур на высоко-и низкоконтекстные. Это разграничение важно с точки зрения организации коммуникаций в различных культурах. Дело в том, что восприятие того или иного события зависит от контекста, т.е. известной наблюдателю информации, тесно связанной с событием, но не содержащейся в сообщении. Выделенные два типа культур различаются принятых в них соотношением информационной насыщенности самого сообщения и контекста.

В низкоконтекстных культурах ответственность за успех коммуникации в большой степени несет тот, кто передает информацию. Он должен обладать мастерством точного и детального описания. Типичной низкоконтекстной культурой является Финляндия. Межличностные контакты строго разграничены, как считает Э. Холл, всякий раз, когда люди вступают в общение , им необходима подробная информация о происходящем. При этом большинство информации содержится в словах, а не в контексте общения; люди часто выражают свои желания словесно. В таком обществе наибольшее значение придается  речи, а также обсуждению деталей: ничто не остается неназванным и недоговоренным. В таких культурах предпочитают прямой и открытый стиль общения, когда вещи называются своими именами. В низкоконтекстуальной культуре практикуется делегирование полномочий, власть распределяется более равномерно, исполнитель принимает ответственность на себя.

 Наряду с пространственным критерием Е.Холл для классификации культур использовал и такой фактор, как время. Он предложил разграничение монохронных и полихронных культур. Придерживаться монохронного восприятия времени означает сосредоточиваться на чем-либо одном, делать только одно дело в каждый данный момент времени. Полихронное восприятие времени означает сосредотачиваться на чем-либо одном, делать только одно дело в каждый данный момент времени. Полихронное восприятие времени приводит к вовлеченности в несколько дел одновременно. Финляндия относится к числу стран с монохромной культурой. В каждый определенный отрезок времени, люди заняты одним делом, они строго следуют планам, расписаниям и договоренностям, чтобы избежать потери времени. Для них важна пунктуальность, и опоздание считается серьезным нарушениям общественных норм . 

Одна  из попыток классификации культур  на основе комплексной системы показателей, влияющих на деловое поведение, принадлежит  Р.Льюису. Льюис выделил три типа культур:

1. Моноактивные культуры. Их представители ориентированы на задачи. Они активно занимаются планированием жизни и не делают несколько дел в одно и то же время (каждому делу уделяется определенный отрезок времени).

2. Полиактивные культуры. Представители данной культуры ориентированы на людей. Они общительны, спонтанно активны, делают несколько дел сразу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут делать то, что нравится в данный момент, что кажется важным.

3. Реактивные  культуры. Характерная черта этого  типа культуры - придание большой  значимости вежливости, умению слушать.  Типичные представители данной  культуры – финны. В Европе  только они обладают ярко выраженной  реактивностью.  Народы реактивных культур слушают, прежде чем взяться за что-либо. Они лучшие в мире слушатели, поскольку концентрируются на том, что им говорят, не позволяя своим мыслям отклоняться в сторону, и практически никогда не прерывают говорящего. Носители реактивной культуры интровертны, не доверяют многословию и, следовательно, являются знатоками невербальной коммуникации. Она осуществляется с помощью тонкого языка телодвижений, не имеющих ничего общего с жестикуляцией легковозбудимых латиноамериканцев и африканцев. Финны равно знамениты своими вздохами, еле слышимыми стонами и выражающим согласие ворчанием. Резкий вдох в Финляндии означает согласие, а не возмущение, как это было бы в случае с представителем романской культуры. 

Голландский исследователь проблематики кросскультурного менеджмента Герт Хофстеде на основе анкетирования 117 тыс. работников компании IBM в 40 странах выделил четыре важнейших параметра деловой культуры: соотношение индивидуализма и коллективизма; дистанция власти; соотношение мужественности и женственности; отношение к неопределённости.  Финляндия принадлежит к скандинавскому типу культуры с низким уровнем иерархии, стремлением избежать неопределённости от умеренного до высокого, с такой же характеристикой уровня индивидуализма, а также с низкой степенью мужественности. В финском обществе все равны, и с каждым необходимо обращаться по справедливости. Важным принципом считается равноправие женщин и мужчин. Эта группа стран принадлежит к корпоративно-скандинавской организации политической власти, характеризующейся свободным и открытым объединением людей при сохранении индивидуальных различий, в принятии решений господствует принцип большинства, основой кооперации членов общества являются нормы общечеловеческой морали. 

Исследования  Г. Хофстеде являются общепризнанными. Тем не менее, определенная дискуссионность результатов стимулирует использование и других подходов. Большую известность получили исследование голландского ученого Фонса Тромпенаарса. Теоретически он основывался на ценностных ориентациях и ориентациях на отношения, описанных известным социологом Таокотом Парсонсом. Эмпирической базой послужило десятилетнее исследование, результаты которого были опубликованы в 1994г. Среди менеджеров из 28 стран было распространено свыше 15 тыс. анкет.

  Универсализм подразумевает то факт, что идеи и практики могут использоваться где угодно без всякой модификации. Специализация является результатом убеждения, что обстоятельства диктуют то, как идеи и практики должны быть использованы. В культурах с высоким индексом универсализма концентрируются больше на формальных правилах, чем на отношениях, контракты в сфере бизнеса рассматриваются очень узко, так как люди верят, что «сделка есть сделка». В культурах с низким значением универсализма упор делается на отношениях и доверии, а не на формальных правилах. В таких культурах контракты часто изменяются, и так как партнеры знают друг друга намного лучше, они часто изменяют способ достижения результата в соответствии с обстоятельствами. Финляндия – это страна с высоким индексом универсализма.

Ф. Тромпенаарс по сравнению с Г. Хофстеде несколько иначе определяет индивидуализм, но в целом основной смысл сохраняется. Для Ф. Тромпенаарса понятие «индивидуализм» указывает на тех людей, которые чувствуют себя уникальными личностями. А термин «коммунитаризм» относится к людям, оценивающим себя как часть группы. Согласно исследованиям Ф. Тромпенаарса, высокое значение индекса индивидуализма характерно для Финляндии.

  Нейтральные и эмоциональные культуры. В нейтральных культурах эмоции принято контролировать. Представители этих наций не показывают своих чувств. Они стоически переносят трудности, используя все свое самообладание. Представители эмоциональных культур выражают свои чувства открыто и естественно. Они часто шумны и говорливы. По Тромпенаарсу, к представителям эмоциональных культур относятся мексиканцы, голландцы, швейцарцы. Финляндия является представителем нейтральной культуры.

  Культура достижений характеризуется тем, что статус члена общества определяется успешностью выполнения своих функций. В культуре принадлежности статус определяется принадлежностью человека к той или иной группе по кровнородственному или профессиональному признаку. Финляндия – страна достижений.

Время.

  Кроме  описанных пяти типов отношений,  важным фактором, дифференцирующим  культуры, является понимание времени и отношение к нему. Ф. Тромпенаарс отмечает наличие двух подходов: последовательного и синхронного. При первом подходе время течет от прошлого к будущему, каждый момент времени уникален и неповторим, поток времени однороден. Синхронный подход основан на концепции временных циклов: все рано или поздно повторяется, всегда есть шанс закончить дело.  В культурах, в которых господствует последовательный подход, люди стремятся в каждый данный промежуток времени делать одно дело, точно соблюдают назначенное время деловых встреч, предпочитают строго следовать разработанному плану.   Представители культур с синхронным подходом, как правило, делают несколько дел одновременно, время деловых встреч назначается приблизительно и может быть изменено в зависимости от обстоятельств. Распорядок дня, вообще говоря, определяется социальными отношениями: представители этих культур могут прервать дело, которым они занимаются для того, чтобы поприветствовать знакомого, пришедшего в данный момент в офис, и пообщаться с ним. Финляндия относится к ряду стран с последовательным  подходом ко времени.

 По  отношению к окружающей среде Ф. Тромпенаарс делит культуры на внутренне и внешне управляемые. Представители первого типа культур верят в возможность контроля получаемых результатов и соответственно сосредоточены на управлении внутренними ресурсами. Люди, принадлежащие ко второму типу культур, считают, что события идут своим чередом и к этому можно только приспосабливаться. Финляндия – страна, где тщательно следят за состоянием природы и исторических  памятников  –  этому  вопросу  уделяется  серьезное внимание. Природа

близка  к сердцу каждого финна. Поэтому  Финляндию стоит отнести к  преставителям первой культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Специфика делового общения 

 Развитие этой северной страны особенно в последние десятилетия — пример эффективного экономического роста. Финский бизнес стабилен и успешен. В Хельсинки, например, налицо вся инфраструктура, созданная для развития современного бизнеса и обеспечения нормального делового ритма жизни.

 Финские бизнесмены говорят на английском языке и владеют языковым этикетом. Если финны при переговорах знают русский и хотят общаться на нем — имейте в виду, что использование в своей речи фразеологических оборотов… может привести и к неправильному пониманию того, что вы хотели сказать.

 Финские бизнесмены никогда не будут преувеличивать свои возможности и не поймут восторженности или эмоциональных заверений в гарантиях выполненного обещания. Это может быть воспринято как легкомысленность. Не надо говорить громко, быстро и стремиться рассказать о себе больше, чем надо. Помните, что финские деловые круги чаще всего представляют люди, которые не случайны в своем деле, они могут прекрасно сложить о вас свое представление, которое будет истинным. Спокойно, по-деловому, сдержанно покажите перспективу вашего общего бизнеса, по ходу раскрывая возможности и вашей компании. Финны умеют ценить четкость и логику изложения мысли, деловитость и наглядность.

При общении  для финнов характерен медленный  темп речи, четкость артикуляции, невысокая громкость речи и удлиненные паузы между высказываниями.  В Скандинавии тишина—это  гармония,  поэтому молчание  одобряется,  является  элементом релаксации,  а не вынужденной паузы.  Никогда не  повышайте голос,  когда разговариваете с финнами, особенно в общественных местах! Слишком громкую речь финны считают проявлением грубости, так как сами привыкли вести себя спокойно.

 Финны  глубоко  осознают  свою  культурную  идентичность,  поэтому  с настороженностью относятся к представителям других культур и заботятся о сохранении лица в глазах иностранцев. Финн, говорящий на иностранном языке, стремится контролировать свою речь, так как в школах до последнего времени основное  внимание  обращалось  именно  на  грамматическую

Информация о работе Деловая культура Финляндии