Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:27, реферат
Финля́ндия государство на севере Европы. Член Северного совета (с 1956 года), Европейского союза (с 1995 года) и Шенгенского соглашения (с 1996 года). Граничит на востоке с Россией, на северо-западе — со Швецией и на севере — с Норвегией. На юге и западе берега страны омывают воды Балтийского моря и его заливов — Финского и Ботнического. Столица — Хельсинки. Население Финляндии на конец октября 2011 года составляло по данным Статистического центра 5396 тысяч человек, увеличившись с начала 2011 года на 21 тысячу человек.
Социально-экономическая характеристика Финляндии …………………..2-4
Кластерная принадлежность…………………………………………………….5-7
Основные культурообразующие факторы…………………………………… 8-9
Особенности национальной и деловой культуры…………………………..10-11
Классификация деловой культуры……………………………………………12-15
Специфика делового общения………………………………………………….16-18
Особыми
преимуществами
5.
Классификация деловой
культуры
Как и
в любой национальной культуре в
деловых культурах разных стран
есть свои особенности и нюансы.
Для того чтобы взаимодействия и
сотрудничество в деловой сфере
с партнерами из других государств
были более эффективными и перспективными,
необходимо четко представлять к какому
типу культуры они относятся. Характеристики
только по национальным особенностям
недостаточно, т.к. существуют критерии,
по которым поведение представителей
одних и тех же стран могут не совпадать.
Поэтому очень важно знать полную классификацию
типов национальных деловых культур.
Одной из первых классификаций в рамках сравнительного менеджмента было разделение Е.Холлом культур на высоко-и низкоконтекстные. Это разграничение важно с точки зрения организации коммуникаций в различных культурах. Дело в том, что восприятие того или иного события зависит от контекста, т.е. известной наблюдателю информации, тесно связанной с событием, но не содержащейся в сообщении. Выделенные два типа культур различаются принятых в них соотношением информационной насыщенности самого сообщения и контекста.
В низкоконтекстных культурах ответственность за успех коммуникации в большой степени несет тот, кто передает информацию. Он должен обладать мастерством точного и детального описания. Типичной низкоконтекстной культурой является Финляндия. Межличностные контакты строго разграничены, как считает Э. Холл, всякий раз, когда люди вступают в общение , им необходима подробная информация о происходящем. При этом большинство информации содержится в словах, а не в контексте общения; люди часто выражают свои желания словесно. В таком обществе наибольшее значение придается речи, а также обсуждению деталей: ничто не остается неназванным и недоговоренным. В таких культурах предпочитают прямой и открытый стиль общения, когда вещи называются своими именами. В низкоконтекстуальной культуре практикуется делегирование полномочий, власть распределяется более равномерно, исполнитель принимает ответственность на себя.
Наряду
с пространственным критерием Е.Холл для
классификации культур использовал и
такой фактор, как время. Он предложил
разграничение монохронных и полихронных
культур. Придерживаться монохронного
восприятия времени означает сосредоточиваться
на чем-либо одном, делать только одно
дело в каждый данный момент времени. Полихронное
восприятие времени означает сосредотачиваться
на чем-либо одном, делать только одно
дело в каждый данный момент времени. Полихронное
восприятие времени приводит к вовлеченности
в несколько дел одновременно. Финляндия
относится к числу стран с монохромной
культурой. В каждый определенный отрезок
времени, люди заняты одним делом, они
строго следуют планам, расписаниям и
договоренностям, чтобы избежать потери
времени. Для них важна пунктуальность,
и опоздание считается серьезным нарушениям
общественных норм .
Одна
из попыток классификации культур
на основе комплексной системы
1. Моноактивные культуры. Их представители ориентированы на задачи. Они активно занимаются планированием жизни и не делают несколько дел в одно и то же время (каждому делу уделяется определенный отрезок времени).
2. Полиактивные культуры. Представители данной культуры ориентированы на людей. Они общительны, спонтанно активны, делают несколько дел сразу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут делать то, что нравится в данный момент, что кажется важным.
3. Реактивные
культуры. Характерная черта этого
типа культуры - придание большой
значимости вежливости, умению слушать.
Типичные представители данной
культуры – финны. В Европе
только они обладают ярко
Голландский
исследователь проблематики кросскультурного
менеджмента Герт Хофстеде на основе анкетирования
117 тыс. работников компании IBM в 40 странах
выделил четыре важнейших параметра деловой
культуры: соотношение индивидуализма
и коллективизма; дистанция власти; соотношение
мужественности и женственности; отношение
к неопределённости. Финляндия принадлежит
к скандинавскому типу культуры с низким
уровнем иерархии, стремлением избежать
неопределённости от умеренного до высокого,
с такой же характеристикой уровня индивидуализма,
а также с низкой степенью мужественности.
В финском обществе все равны, и с каждым
необходимо обращаться по справедливости.
Важным принципом считается равноправие
женщин и мужчин. Эта группа стран принадлежит
к корпоративно-скандинавской организации
политической власти, характеризующейся
свободным и открытым объединением людей
при сохранении индивидуальных различий,
в принятии решений господствует принцип
большинства, основой кооперации членов
общества являются нормы общечеловеческой
морали.
Исследования Г. Хофстеде являются общепризнанными. Тем не менее, определенная дискуссионность результатов стимулирует использование и других подходов. Большую известность получили исследование голландского ученого Фонса Тромпенаарса. Теоретически он основывался на ценностных ориентациях и ориентациях на отношения, описанных известным социологом Таокотом Парсонсом. Эмпирической базой послужило десятилетнее исследование, результаты которого были опубликованы в 1994г. Среди менеджеров из 28 стран было распространено свыше 15 тыс. анкет.
Универсализм подразумевает то факт, что идеи и практики могут использоваться где угодно без всякой модификации. Специализация является результатом убеждения, что обстоятельства диктуют то, как идеи и практики должны быть использованы. В культурах с высоким индексом универсализма концентрируются больше на формальных правилах, чем на отношениях, контракты в сфере бизнеса рассматриваются очень узко, так как люди верят, что «сделка есть сделка». В культурах с низким значением универсализма упор делается на отношениях и доверии, а не на формальных правилах. В таких культурах контракты часто изменяются, и так как партнеры знают друг друга намного лучше, они часто изменяют способ достижения результата в соответствии с обстоятельствами. Финляндия – это страна с высоким индексом универсализма.
Ф. Тромпенаарс по сравнению с Г. Хофстеде несколько иначе определяет индивидуализм, но в целом основной смысл сохраняется. Для Ф. Тромпенаарса понятие «индивидуализм» указывает на тех людей, которые чувствуют себя уникальными личностями. А термин «коммунитаризм» относится к людям, оценивающим себя как часть группы. Согласно исследованиям Ф. Тромпенаарса, высокое значение индекса индивидуализма характерно для Финляндии.
Нейтральные и эмоциональные культуры. В нейтральных культурах эмоции принято контролировать. Представители этих наций не показывают своих чувств. Они стоически переносят трудности, используя все свое самообладание. Представители эмоциональных культур выражают свои чувства открыто и естественно. Они часто шумны и говорливы. По Тромпенаарсу, к представителям эмоциональных культур относятся мексиканцы, голландцы, швейцарцы. Финляндия является представителем нейтральной культуры.
Культура достижений характеризуется тем, что статус члена общества определяется успешностью выполнения своих функций. В культуре принадлежности статус определяется принадлежностью человека к той или иной группе по кровнородственному или профессиональному признаку. Финляндия – страна достижений.
Время.
Кроме
описанных пяти типов
По отношению к окружающей среде Ф. Тромпенаарс делит культуры на внутренне и внешне управляемые. Представители первого типа культур верят в возможность контроля получаемых результатов и соответственно сосредоточены на управлении внутренними ресурсами. Люди, принадлежащие ко второму типу культур, считают, что события идут своим чередом и к этому можно только приспосабливаться. Финляндия – страна, где тщательно следят за состоянием природы и исторических памятников – этому вопросу уделяется серьезное внимание. Природа
близка
к сердцу каждого финна. Поэтому
Финляндию стоит отнести к
преставителям первой культуры.
6.
Специфика делового
общения
Развитие этой северной страны особенно в последние десятилетия — пример эффективного экономического роста. Финский бизнес стабилен и успешен. В Хельсинки, например, налицо вся инфраструктура, созданная для развития современного бизнеса и обеспечения нормального делового ритма жизни.
Финские бизнесмены говорят на английском языке и владеют языковым этикетом. Если финны при переговорах знают русский и хотят общаться на нем — имейте в виду, что использование в своей речи фразеологических оборотов… может привести и к неправильному пониманию того, что вы хотели сказать.
Финские бизнесмены никогда не будут преувеличивать свои возможности и не поймут восторженности или эмоциональных заверений в гарантиях выполненного обещания. Это может быть воспринято как легкомысленность. Не надо говорить громко, быстро и стремиться рассказать о себе больше, чем надо. Помните, что финские деловые круги чаще всего представляют люди, которые не случайны в своем деле, они могут прекрасно сложить о вас свое представление, которое будет истинным. Спокойно, по-деловому, сдержанно покажите перспективу вашего общего бизнеса, по ходу раскрывая возможности и вашей компании. Финны умеют ценить четкость и логику изложения мысли, деловитость и наглядность.
При общении для финнов характерен медленный темп речи, четкость артикуляции, невысокая громкость речи и удлиненные паузы между высказываниями. В Скандинавии тишина—это гармония, поэтому молчание одобряется, является элементом релаксации, а не вынужденной паузы. Никогда не повышайте голос, когда разговариваете с финнами, особенно в общественных местах! Слишком громкую речь финны считают проявлением грубости, так как сами привыкли вести себя спокойно.
Финны глубоко осознают свою культурную идентичность, поэтому с настороженностью относятся к представителям других культур и заботятся о сохранении лица в глазах иностранцев. Финн, говорящий на иностранном языке, стремится контролировать свою речь, так как в школах до последнего времени основное внимание обращалось именно на грамматическую