Автор: Анастасия Малыгина, 17 Октября 2010 в 20:37, курсовая работа
Искусство управления – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Введение
Глава 1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента
1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды
2. Централизация и децентрализация управления
Глава 2. Анализ состояния менеджмента в ОАО «Тольяттиазот»
2.1 История предприятия «Тольяттиазот»
2.2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Тольяттиазот»
Глава 3. Основные пути решения проблем ОАО «Тольяттиазот»
Заключение
Литература
Управление и руководство - это те функции, которые никак не совместить со стремлением сделать все лично. Когда и как делегировать полномочия? Профессор Бруклинского колледжа А.Секорд считает, что это необходимо, когда подчиненный может сделать работу лучше. Многие избегают делегирования, поскольку не хотят признаться себя в том, что их подчиненные в чем-то разбираются лучше. Но, ведь в этом нет ничего зазорного. Самый квалифицированный и самый умный руководитель чего-то да не знает. Поэтому лучше поручить дело специалисту.
Важной предпосылкой делегирования на первом этапе является предоставление подчиненным ограниченной самостоятельности. Это дает возможность выявить задатки и развить их, ведь человек начинает работать в полную меру своих способностей только тогда, когда он поставлен перед необходимостью самому решать и брать на себя ответственность. От любого толкового работника можно добиться, чтобы он охотно брался решать некоторые задачи своего руководителя.
Конечно, на первых порах подчиненный может и не справиться с заданием. Поэтому, чтобы не пострадали ни руководитель, ни принцип делегирования, здесь важны своевременный, но тактичный контроль и поддержка, а при необходимости - консультация. Постепенно квалификация подчиненного достигнет нужного уровня и тогда усилия начальника окупятся сторицею. Но для этого нужно:
- доверять подчиненному ответственные задачи на уровне верхнего предела его возможностей;
- оказывать ему помощь при затруднениях, а не отбирать задание, поручая его другому или выполняя самостоятельно;
- использовать все доступные формы поощрения за эту работу и, в том числе, информировать вышестоящих начальников о достижениях подчиненных.
Делегирование полномочий должно быть методом, применяющимся не от случая к случаю, а действующим постоянно. Только тогда можно понять, кто из сотрудников способен выполнить работу руководителя и добиться желаемого качества исполнения. При делегировании полномочий нельзя забывать, что подчиненному следует передавать не только обязанности, но и права, власть.
Проведенный анализ на ОАО «Тольяттиазот» позволил выявить основные причины низкой эффективности делегирования полномочий и предложить пути их решения. В числе важнейших можно выделить следующие: составить максимально четкую структуру предприятия, разработать все необходимые положения об отделах и службах, направить кадровую политику на поиск, отбор и закрепление на предприятии только лучших кадров, наладить кадровый учет, кардинально изменить структуру и размер оплаты труда, провести полное техническое переоборудование, переработать правила внутреннего распорядка.
Американцы которые особенно ценят инициативу и свежесть подхода, очень часто поручают ответственную работу новичкам. И это не только одноразовые поручения. В США нередко можно встретить на ответственной работе молодых людей, которые в Европе занимали бы самые скромные должности.
В заключение
приведем слова Нормана Канерса:
«Если мне надо оценить качество
работы руководителя, то в первую очередь
меня интересует не личные особенности
его характера и даже не его
профессиональная квалификация, а совсем
другое. Я хочу знать только одно -как работают
его подчиненные. Когда я вижу перед собой
рядовых сотрудников, качество работы
которых постоянно улучшается, то я понимаю:
они работают под началом хорошего руководителя»1.
Литература
1) Безменова
И. К. Субординация и
2) Борисова Е. Доверяй, поручай, проверяй: Делегировать полномочия? Да! Но зачем и как?/ Е. Борисова// Служба кадров и персонал.-2004.-№4.-с.44-48.
3) Календжян
С. О. Уполномочен отвечать: Сущность делегирования
полномочий и ответственности/ С О. Календжян//
Российское предпринимательство.-2003.-№
4) Травин В. Делегирование полномочий и ответственности/ В. Травин// Служба кадров и персонал.-2004.-№4.-с.61-64.
5) Эллер
О. Э. Обязанности можно не только исполнять
- их можно делегировать/ О. Э. Эллер//
Кадры предприятия.-2004.-№5.-с.46-
6) Акулич И.Л,, Демченко Е.В Основы маркетинга. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2001.
7) Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: Инфра – М, 2001.
8) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.:Гадарики, 2003.
9) Зайцева Н. А. Менеджмент в социально – культурном сервисе и туризме: Учеб. Для вузов/ Н. А. Зайцева.- Гриф УМО.- М.: Академия, 2003.
10) Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение = Management and organizational behaviour: учебно-практ. Пособие/ Л. Маллинз; [пер. с англ. Т. Цеханович и др.].- Минск: Новое знание, 2003.
11) Травин
В. В, Индивидуальные ресурсы управления:
[учеб.-практ. пособие]. Модуль 5/ В. В, Травин,
М. И. Магура, М, Б. Курбатова.- [2-е изд., испр.].
– М.: Дело, 2004.