Автор: Анастасия Малыгина, 17 Октября 2010 в 20:37, курсовая работа
Искусство управления – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Введение
Глава 1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента
1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды
2. Централизация и децентрализация управления
Глава 2. Анализ состояния менеджмента в ОАО «Тольяттиазот»
2.1 История предприятия «Тольяттиазот»
2.2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Тольяттиазот»
Глава 3. Основные пути решения проблем ОАО «Тольяттиазот»
Заключение
Литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ
ВПО Тольяттинский
Институт
финансов, экономики и управления
Специальность
080505 «Управление персоналом»
Курсовая
работа
На
тему: «Делегирование
руководителем полномочий»
Выполнила: Малыгина Анастасия гр. УП - 102
Тольятти
2008 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Делегирование полномочий и ответственности
на современном этапе развития менеджмента…………………………………….....
Полномочия
и их виды………………………………………………….......
Глава
2. Анализ состояния менеджмента в ОАО
«Тольяттиазот»….…………..........
2.1 История предприятия «Тольяттиазот»…………………………………………
2.2. Организационно-экономическая характеристика
ОАО «Тольяттиазот»................
Глава
3. Основные пути решения проблем
ОАО «Тольяттиазот»…………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
За последние сто лет или
около того в структуре
Искусство управления – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности сосредоточится на самом главном. Выход очевиден – необходимо научиться распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу. Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.
В теории управления общепризнанным является "золотое правило": самое важное умение руководителя - это получение нужных ему результатов через своих подчиненных. В той мере, в какой он умело передает свои полномочия исполнителям, он эффективно руководит. Чем больше и чаще передается работа вместе с частью ответственности, тем выше результаты организации в целом. Задачей руководителя является организовать процесс (сценарий, игру), при котором люди хотели бы работать с максимальной отдачей, т.к. желание работать в группе и достигать собственной реализации - естественное состояние нормального человека.
Одним из эффективных способов
регулировать количество
Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и
ответственности в системе менеджмента.
Задачи работы:
1. раскрыть понятие и методы делегирования полномочий.
2. проанализировать основные способы делегирования полномочий на примере ОАО «Тольяттиазот».
3. дать рекомендации по преодалению проблем делегирования полномочий на предприятии ОАО «Тольяттиазот».
Объект исследования: делегирование полномочий.
Предмет исследования: делегирование руководителем полномочий.
Методологической основой исследования является анализ литературы, посвященный изучению вопросов, связанных с делегированием полномочий.
Работа
включает в себя введение, три главы,
заключение и список литературы.
Менеджмент представляет собой выполнение работы посредством использования усилий других людей. Это влечет за собой необходимость делегирования полномочий и обязанностей другим. Делегирование – это не просто добровольная передача работы или распорядительное указание. Это создание особых отношений между руководителем и подчиненным в рамках формальной структуры организации.
Сегодня к делегированию
Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).
Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.
Делегирование – нелегкая задача. Она включает поведенческие, а также организационные и экономические аспекты, отчего иногда возникает множество злоупотреблений. Делегирование, проведенное на хорошем уровне, приносит пользу и организации, и сотрудникам. Оно должно вести к оптимальному использованию трудовых ресурсов и улучшению качества работы. Изучение успешно функционирующих организаций показывает преимущества эффективного делегирования:
а)
Оптимальное распределение
Время – наиболее ценный, но ограниченный ресурс, и важно, чтобы менеджер использовал его максимально эффективно. Делегируя те действия, которые могут осуществляться подчиненными, руководитель использует во благо трудовые ресурсы организации. При этом менеджеры освобождают себе дополнительное время для дальнейших действий и собственно руководства.
Делегирование позволяет руководителю выгоднее использовать ресурсы, концентрироваться на более важных задачах и тратить больше времени на управление и меньше – на исполнение.
б) Средства подготовки и развития.
Делегирование предусматривает средства подготовки и развития, а также тестирование подчиненного для продвижения по службе. Оно может служить средством оценки исполнительности подчиненного. Делегирование, таким образом, помогает избегать давления «Принципа Питера», который гласит: «В иерархической структуре каждый сотрудник имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности».
Если руководители подготовили компетентных подчиненных, способных замещать их самих, это не только будет содействовать организационному прогрессу, но и откроет перед ними самими дополнительные перспективы для дальнейшего продвижения. Поэтому руководители должны всемирно поддерживать делегирование.
в) Социальные знания и навыки.
Когда организации становятся более сложными, увеличивается потребность в сотрудниках, обладающих специальными знаниями и навыками. Делегирование способствует всестороннему развитию специалиста, обеспечивая тем самым дополнительную эффективность работы организации. Разумное делегирование и приобретение специальных навыков повышают качество принимаемых решений.
г) Географическое расположение.
Другая
причина для делегирования
д)
Экономическая
Успешное делегирование приносит пользу и руководителю, и подчиненным, позволяя всем сыграть свою роль в повышении организационной эффективности. Принцип делегирования заключается в том, чтобы должные решения принимались как можно на более низком уровне. Если решения приняты на более высоком уровне, чем это необходимо, то они могут оказаться слишком дорогостоящими. Делегирование – это признак здоровой экономической политики, равно как и хорошей организации.
е) Сильные кадры.
Делегирование должно вести к совершенствованию персонала. Оно дает подчиненным больше возможностей для действий и развития способностей, увеличивая их вклад в достижение целей организации. Разумное делегирование ведет и к улучшению морального климата в коллективе, повышению мотивации и удовлетворенности трудом.[10]
Делегирование сосредотачивает внимание на мотивирующих факторах и создает среду, в которой подчиненные вовлечены в процессы планирования и принятия решений. Делегирование – форма участия. Там, где подчиненные участвуют в делегировании, будет положительное отношение к работе.
Для того чтобы выработать эффективную систему делегирования, необходимо четко довести до сведения подчиненных, что от них ожидается, чего необходимо достигнуть, каковы пределы свободы их действий и в какой мере они могут самостоятельно принимать решения. Можно выделить пять основных этапов в рамках системного подхода к делегированию:
-
определение целей и
- достижение согласия о сфере компетенции и принятие властных полномочий и ответственности;
-
руководство, поддержка и
-
эффективный контроль и
-
свобода действий в
Рис.1 Основные этапы процесса делегирования.
а)
Определение задач в
Первым
этапом при использовании системного
подхода к делегированию
б) Соглашение в сфере компетенции.
Далее управляющий ведет переговоры и достигает соглашения относительно роли, доверяемой сотруднику, и пределов его компетенции. Необходимо четко обозначить участки работы, за достижение результатов на которых отвечает подчиненный. Следует уделять более пристальное внимание достижению конечного результата, чем составлению подробных предписаний и инструкций. Важно убедиться, что сотрудники принимают ту меру полномочий и ответственности, которую им делегируют. Подчиненные должны проявлять позитивное отношение к порученной им работе и иметь возможность свободно высказывать свои сомнения и обеспокоенность. Делегирование подразумевает принятие концепции властных полномочий. Дэвис объясняет это следующим образом: