Автор: Анастасия Малыгина, 17 Октября 2010 в 20:37, курсовая работа
Искусство управления – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Введение
Глава 1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента
1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды
2. Централизация и децентрализация управления
Глава 2. Анализ состояния менеджмента в ОАО «Тольяттиазот»
2.1 История предприятия «Тольяттиазот»
2.2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Тольяттиазот»
Глава 3. Основные пути решения проблем ОАО «Тольяттиазот»
Заключение
Литература
Работники «Тольяттиазота», в полной мере почувствовав, что такое жесточайшая борьба за выживание на современном пространстве, не боясь, шли на риск и эксперименты. Создавали заводы-спутники, осваивали выпуск товаров народного потребления, пользующихся большим спросом у населения, успешно продолжали одновременно совершенствовать производство минеральных удобрений. В трудные для всей российской экономики годы ТоАЗ не утратил своих позиций на мировом рынке, оставаясь несомненным лидером - производителем 15 процентов всего выпускаемого в мире объема минеральных удобрений.
Сегодня
корпорация «Тольяттиазот» является одной
из динамично развивающихся, экономически
сильных и социально
За прошедшие годы компания шагнула далеко вперед, значительно расширила свои границы и превратилась в современную корпорацию с разветвленной производственной структурой. Сегодня в состав корпорации «Тольяттиазот» входят крупнейший в мире производитель аммиака «Тольяттинский азотный завод», ведущий региональный производитель цементного машиностроения «Волгоцеммаш», уникальный завод по изготовлению запасных частей для предприятий химии и нефтехимии «Азотреммаш», региональный банк «Тольяттихимбанк», производители сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления.
Поистине золотым фондом компании можно назвать ветеранов, которые, придя на производство в самые первые дни его строительства и становления, стали, по сути, и авторами, и участниками многолетней истории гиганта химии. Именно благодаря им, не прерывается преемственность поколений - около 400 семейных династий успешно трудится на нашем заводе.
За годы
существования «Тольяттиазот» сформировался
коллектив единомышленников, который
прошел этот большой путь открытий и свершений,
который и сегодня продолжает решать задачи
масштабного значения. Примером тому служит
нынешняя реализация самого крупного
за всю историю корпорации проекта - строительство
порта на Черном море, ввод которого будет
иметь стратегическое значение и для России.
2.2.
Организационно-экономическая
характеристика ОАО
«Тольяттиазот».
Рис. 5 Краткая
схема управления предприятия.
Таблица 2. Характеристика
функций административно –
Наименование должности | Функции управления |
Директор |
|
Заместитель директора |
|
Главный бухгалтер |
|
Бухгалтер |
|
Специалист по производству |
|
Специалист
по
кадрам |
|
Ведущий
специалист
по экономике |
|
Основная
информация о предприятии представлена
в таблице 3.
Таблица
3.Основные показатели компании «Тольяттиазот».
|
Как видно и таблицы 2 на предприятии не все в порядке с трудовой дисциплиной, присутствует текучесть кадров, наличие малого количества уровней управления и высокого количества непосредственных подчиненных на одного директора.
Следует особо отметить значительное падение оборота предприятия в 2005 г. по сравнению с 2004 г. (на 20%).
В то же время следует заметить, что производительность труда на одного работника достаточно высокая (более 176 тыс. руб.). Однако такая производительность труда связана не только с непосредственной работой всего персонала. Относительно высокий доход предприятия связан, в первую очередь, с обширными связями директоров в соответствующих кругах и большими стабильными закупками товаров бюджетными структурами. Но, как видно из таблицы, эти связи уже дают сбои, что напрямую отражается на объеме оборота предприятия. Т.е. руководство предприятия все еще пытается использовать т.н. административный ресурс, вместо того, чтобы развиваться в современное конкурентоспособное рыночное предприятие, с высокоэффективным менеджментом и квалифицированным мотивированным персоналом.
Как видно из таблицы, средний возраст работников предприятия равен 45 годам, что определяет основную позицию руководства предприятия в сфере обучения и развития персонала.
В настоящее время на предприятии есть ряд серьезных недостатков в организации работы как отдельных сотрудников, так и предприятия в целом, которые ведут к:
Причины вышеуказанных проблем:
2) Отсутствует четкий упорядоченный перечень обязанностей, полномочий и ответственности, как отдельных подразделений предприятия, так и каждого из сотрудников. Это ведет:
- к неразберихе и путанице между полномочиями и обязанностями, как Отделов, так и отдельных сотрудников;
- к ненужному дублированию работы;
- к «размытости» ответственности за результаты работы:
- дополнительным расходам на персонал, управление и т.д.
- к дополнительному, тотальному контролю результатов работы директором;
- в конечном итоге это ведет к замедлению работы всей фирмы, к искажению и несовершенству конечных результатов.
3) Кадровый учет ведется недостаточно квалифицированно. В личных делах отсутствуют: карточка учета П-2; автобиография; результаты наблюдений, психологического тестирования, аттестаций; другая полезная информация. Отсутствие этой информации ведет к недостаточно качественной работе с персоналом, делает невозможным адекватное изучение потенциала имеющихся человеческих ресурсов для их качественной мотивации, оптимизации работы и профессионального роста.
4) Порядок и форма начисления, размер заработной платы сотрудников предприятия не соответствует современному уровню развития предприятия, задачам повышения ответственности сотрудников перед предприятием и не может в достаточной мере мотивировать их к повышению производительности труда, заинтересованности в конечном результате труда и благосостоянии предприятия, долговременному закреплению их на работе (особенно высококвалифицированных специалистов) и повышения своего профессионального уровня.
5) Слабая техническая оснащенность и плохая организация рабочих мест, недостаток удобной мебели, ее разнородность и неправильное размещение, недостаточная освещенность приводит к быстрой утомляемости (что приводит к частым перекурам и чаепитиям) и повышенной раздражительности сотрудников (особенно новых). Сюда же необходимо добавить полное несоответствие минимальным санитарным нормам подавляющего большинства мониторов и видеоплат, установленных на компьютерах предприятия. Все это ведет к тому, что ряд сотрудников работает при недопустимой скученности (по 3-4 человека на 5-6 квадратных метров), предельной загруженности каждого полезного метра рабочей площади (что, при необходимости, делает невозможным даже незначительное расширение предприятия). По моим подсчётам, только из-за причин, указанных в этом пункте (т.е. за счет не целевого использования рабочего времени), предприятие теряет не менее 10 % от своего денежного оборота (и это только то, что можно отразить в чистом денежном выражении).