Автор: Анастасия Малыгина, 17 Октября 2010 в 20:37, курсовая работа
Искусство управления – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Введение
Глава 1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента
1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды
2. Централизация и децентрализация управления
Глава 2. Анализ состояния менеджмента в ОАО «Тольяттиазот»
2.1 История предприятия «Тольяттиазот»
2.2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Тольяттиазот»
Глава 3. Основные пути решения проблем ОАО «Тольяттиазот»
Заключение
Литература
в) Руководство, поддержка и обучение.
Если
подчиненные согласились
г) Процедуры проверки и контроля.
Руководитель должен определить временные рамки делегирования полномочий. Необходимо оговорить сущность и уровень контроля, разработать систему наблюдения за ходом работы и обеспечивать обратную связь. Также важно обозначить крайние сроки, даты проверки и время встреч, а также порядок контроля за ходом работы в пределах определенной сферы компетенции: например, обсуждать положение дел с руководителем в конце каждой недели; рассмотреть черновой проект в его первоначальном варианте, прежде чем двигаться дальше; установить контрольные даты.
Делегирование не является необратимым; полномочия всегда можно отозвать.
Важно также четко обозначить ожидаемый уровень достижений и оговорить стандарты эффективности работы (по возможности количественно), а также единицы измерения результативности на каждом участке.
д) Свобода действий.
Подчиненному должна быть предоставлена возможность работать самостоятельно. Весьма угнетающе действует руководитель, который, передав полномочия сотруднику, продолжает стоять за его спиной, наблюдая за каждым шагом. Это противоречит природе делегирования. Истинная природа успешного делегирования заключается в предоставлении свободы действий в заранее установленных пределах.
е)
Соответствующая система
По
мере возможности процесс
Делегирование – это не просто распределение работы. Это не только выполнение указаний и поставленных задач в соответствии с подобными инструкциями. В рамках формальной структуры делегирование формирует особые отношения между руководителем и подчиненным. В его основе лежат понятия:
- о полномочиях;
- ответственности.
Делегирование есть наделение особыми полномочиями со стороны руководства. По своей сути оно подразумевает двойную ответственность. Сотрудник, которому делегируют полномочия, ответствен перед вышестоящим за выполнение работы, а вышестоящий также отвечает за итоговый результат. Принцип делегирования лежит в основе всех процессов, протекающих в формальной организации.
Полномочия – это право принимать решения, которые в ином случае принимал бы руководитель. Полномочия узаконивают осуществление власти в рамках структуры и правил организации. Они позволяют подчиненному давать действенные инструкции другим сотрудникам.
Ответственность подразумевает обязательства подчиненного выполнять определенную работу или принимать конкретные решения, а также согласие нести ответственность перед руководством за неудовлетворительные результаты. Однако значение термина «ответственность» может вызывать некоторую путаницу. Хотя делегирование включает как полномочия, так и обязанности, эффективное делегирование не подразумевает отказа от ответственности.[7]
Руководитель, в свою очередь, отвечает перед высшим руководством. Это и есть и природа «двойной ответственности» при делегировании. Менеджер в ответе перед вышестоящим и не может передать ответственность за это подчиненным. Ответственность вышестоящего за действия подчиненных абсолютна.
Таким
образом, делегирование подразумевает
и полномочия, и ответственность.
Нецелесообразно делегировать что-то
одно.
Рис.2 Основы делегирования.
Ответственность должна подкрепляться полномочиями и правом сотрудника распоряжаться на вверенном ему участке работы. Довольно часто полномочия делегируют с готовностью, но при этом возникает множество проблем из-за невозможности обеспечить сотрудников необходимой информацией и ресурсами для достижения ожидаемых результатов или же неспособности предоставить достаточно полномочий, чтобы дать подчиненным возможность исполнять их обязанности.
Заставить подчиненных отвечать за определенные участки работы без одновременного предоставления им необходимых полномочий в структуре организации для принятия решений и действий в рамках возложенной ответственности – означает злоупотребление делегированием.
Менеджер должен поддерживать и защищать своих подчиненных и лично принимать любое взыскание за неудовлетворительные результаты их деятельности. Таким образом, менеджер имеет право решать все вопросы в своем подразделении, консультировать сотрудников и пересматривать систему делегирования.[10]
Различают два вида полномочий:
-Линейные полномочия
-Штабные полномочия
Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Линейные полномочия выражают существующую в организации систему властных отношений между руководством и подчиненными.
Делегирование
линейных полномочий создает иерархию
уровней управления организации, называемую
цепью команд.
Рис. 3. Цепь команд.
Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Рис. 4. Классификация
штабных полномочий.
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение
процедуры обязательного
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Сосредоточим внимание на определение того, какая деятельность относится к линейной, а какая к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.
Линейная
деятельность в настоящем смысле
слова — это та деятельность,
которая непосредственно
Естественно,
что определение того, какие конкретно
виды деятельности следует отнести к аппаратно-штабной,
зависит от миссии, целей и стратегии организации.
Различия в целях приводят к фундаментальным
различиям в структуре. Например, в большинстве
организаций юридические службы безусловно
относятся к аппаратной деятельности.
Однако в юридической фирме юристы составляют
хребет организации. Аналогичным образом,
обучение обычно является либо аппаратной
деятельностью, либо просто одной из обязанностей
линейного руководителя. Но в колледже
преподавание — основной вид деятельности
организации, финансы представляют собой
ключевой вид деятельности почти в любой
организации и поэтому относятся к линейной
деятельности. Однако ведение финансовых
документов, бухгалтерский учет можно
рассматривать в качестве аппаратной
деятельности, потому что это вспомогательное
средство для руководства финансовой
деятельностью.[11]
1.2 Централизация и децентрализация управления.
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
От
масштаба полномочий зависит степень
централизации и
При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.[8]
Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее:
- восприимчивость к новым идеям;
- готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;
- готовность доверять низшему звену управления;
- стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).
Полномочия в системе управления распределяются не всегда равномерно, они могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее "этажах".
Тогда в первом случае имеет место централизация управленческих полномочий, а во втором их децентрализация. При этом нужно иметь в виду, что все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают лимитированными ресурсами времени, знаний, опыта и могут одновременно решать лишь определенное число проблем, усваивать ограниченный объем информации. Полная децентрализация невозможна из-за того, что организация потеряет управляемость и попадет в состояние хаоса.
Это
неизбежно приводит к тому, что
централизация в одном
Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь, так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором — об их более обстоятельной и детализированной проработке, которая в противном случае могла бы осуществляться на нижних этажах управленческой иерархии.
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:
- Издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться.
- Размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество горизонтальных связей.