Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:47, курсовая работа
Целью курсовой работы- изучить эффективное делегирование менеджером своих задач и полномочий, для этого необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие и сущность делегирования полномочий;
- Рассмотреть основы эффективного делегирования полномочий;
- Провести анализ проблем делегирования полномочий на примере сети аптек «Фармика» и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются полномочия и задачи менеджера. Предметом- делегирования полномочий в сети аптек «Фармика».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ»
Понятие и сущность делегирования полномочий………………….5
1.2. Основные принципы делегирования полномочий………………...8
1.3. Централизация и децентрализация управления………………....14
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
2.1. Методика делегирования полномочий…………………………….18
2.1. Десять принципов эффективного делегирования полномочий….19
2.2. Возможные причины ошибок делегирования……………………..24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ АПТЕК «ФАРМИКА»
3.1. Выявление проблем делегирования полномочий…………………27
3.2. Анализ проблем делегирования полномочий и пути их решения…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
При делегировании полномочий стоит помнить, что эмоции влияют на эффективность работы сотрудника, и быть внимательнее к эмоциональному состоянию персонала. Это поможет вам быстро заметить перемену в эмоциональном состоянии сотрудника. В случае, если эта перемена связана с его работой, вы сможете, поговорив с ним, выяснить, с какими трудностями столкнулся сотрудник, и своевременно помочь ему с ними справиться. Таким образом, с большой долей вероятности вы сможете решить проблему со значительно меньшими затратами.
Что я сделал не так?
Одна из самых серьезных проблем при делегировании - невозможность определить «золотую середину» при контроле за выполнением задания. Руководитель или стремится контролировать каждое действие подчиненного, или вообще не контролирует его действия (одна из самых распространенных жалоб сотрудников - полное отсутствие поддержки со стороны руководства). И то, и другое снижает эффективность работы сотрудников.Наилучший способ контроля и поддержки - предоставление сотруднику обратной связи по ключевым моментам выполнения делегированных ему функций. Во время передачи полномочий необходимо обсудить возможные точки контроля при выполнении данных функций, форму отчетности, ее сроки.
Обсуждая результаты каждого из этапов, необходимо сказать сотруднику, что вы думаете по поводу его работы - иными словами, дать обратную связь. Руководитель должен и проконтролировать, и поддержать, и похвалить, и указать на ошибки.
Конструктивная обратная связь начинается с того, что было удачно (эффективно) в работе сотрудника. Обратная связь должна быть конкретна.
Ошибки при получении обратной связи
Запрашивать у сотрудников обратную связь следует по той же схеме: сначала - что было эффективным в их работе и только потом - что имеет смысл делать по-другому.
Если руководитель никогда не запрашивал
обратную связь или делает это очень редко,
то сотрудники, скорее всего, с непониманием
отнесутся к его инициативе. Они дадут
самые общие ответы, чаще всего - значительно
улучшающие реальную картину. [9]
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ АПТЕК «ФАРМИКА»
3.1.
Выявление проблем
Для оценки процесса делегирования в исследуемой аптеке было проведено анкетирование сотрудников, как руководителей (8 человек), так и персонала (15 человек). В анкете предлагалось ответить на ряд вопросов:
1.Частота делегирования полномочий с точки зрения персонала и руководителей:
2.Хотите ли вы брать полномочия?
3. По
какой причине вы не
4.По какой причине вы отказываетесь от выполнения поручений?
На основании анкетирования был проведен анализ полученной информации:
1.Частота
делегирования полномочий с
С точки зрения персонала делегирование полномочий производится иногда – 40%.
Частота делегирования полномочий с точки зрения руководителей.
С точки зрения руководителей делегирование полномочий производится часто – 43%.
2. Хотите ли вы брать полномочия?
Выявлена высокая готовность персонала к принятию полномочий.
3. По
какой причине вы не
Выявлено, что наиболее частой причиной отказа от делегирования является – «мне некому делегировать эту работу».
Так как делегирование полномочий является важным и эффективным механизмом управления, то причины отказа от делегирования полномочий нуждаются в более тщательном анализе.
3.2. Анализ проблем делегирования полномочия и пути их решения
У персонала и так очень много работы. Озабоченность тем, что персонал перегружен работой, является одним из самых популярных аргументов против делегирования полномочий. Нежелание делегировать полномочия возникает из самых благородных побуждений - заботы о благополучии персонала. Но редко кто из менеджеров пытается выяснить, почему их персонал перегружен работой, и на самом ли деле сотрудники будут благодарны за такую заботу о них.
Компания, которая постоянно работает в условиях аврала, часто является жертвой плохого планирования и неотработанных процедур, в таких случаях так или иначе, давно пора навести тщательный порядок в компании.
Менеджеры и их персонал часто имеют совершенно разные взгляды на ситуацию. В то время как руководитель думает, что помогает своему персоналу, лично решая многие вопросы, его сотрудники разочарованы, потому что их работа не позволяет им самореализоваться.
Что на самом деле думают и чувствуют люди в данной ситуации помогут понять следующие вопросы:
Персонал не способен это делать. Многие менеджеры не готовы делегировать свои полномочия, потому что они опасаются, что их сотрудники не готовы к выполнению возлагаемых на них обязанностей. Эта позиция создает порочный круг: менеджер не делегирует полномочия, потому что персонал не обладает необходимыми знаниями. Чтобы получить необходимые знания, сотрудники должны больше учиться. У руководителя нет времени учить их. Ему некогда учить персонал, потому что он сам перегружен работой. Он так перегружен, потому что отказывается делегировать полномочия другим.
Большинство людей обладают куда большим потенциалом по сравнению с тем, что они обычно показывают в течение рабочего дня. Поощряйте сотрудников компании к развитию способностей и используйте их в интересах благополучия сотрудников и компании в целом. В этом контексте очень важна убежденность людей и уверенность в своих силах.
Делегирование полномочий представляет собой превосходную форму обучения без отрыва от работы. Постоянное повышение профессионального уровня является не только обязательным условием качественного выполнения своей работы, но это также и важный мотивирующий фактор. Многие люди постоянно стремятся к изучению чего-нибудь нового. Более высокий уровень профессиональной подготовки повышает уверенность людей в себе и степень их личной вовлеченности в рабочий процесс. Достигнутое таким образом повышение производительности труда покрывает все расходы на развитие персонала.
Следующие вопросы могут помочь определить потребности в обучении персонала:
1. В каких областях вы хотели бы усовершенствовать свои знания?
2. Вы
чувствуете, что ваш руководитель
возлагает на вас слишком
3. В
чем заключаются ваши
4. Должны ли вы передать какие-либо из своих полномочий вышестоящим (нижестоящим) сотрудникам? Если да, то какие?
Персонал не хочет это делать. Если сотрудник совсем не проявляет интереса к дополнительной работе, он, скорее всего, боится брать на себя ответственность. Самостоятельные действия и проявление инициативы всегда влекут за собой риск допустить ошибку. Помогите своему персоналу обрести уверенность в себе. Дайте им возможность учиться на своих ошибках. Один просчет не должен ставить крест на всей карьере.
Если ваш персонал не хочет обременять себя дополнительными полномочиями, выясните почему:
Мне некому делегировать эту работу. Недостаток персонала не может быть причиной для отказа от делегирования полномочий. Критическая оценка всей организационной структуры компании поможет вам привести распределение функциональных обязанностей в соответствие с реальными кадровыми возможностями компании.
Ответьте на следующие вопросы:
У меня нет прав для делегирования полномочий.
Если количество жалоб об отсутствии прав
на принятие решений заметно увеличивается,
это говорит о том, что поставленные задачи
и делегированные полномочия не соответствуют
друг другу. Поставленные задачи часто
неясны для отдельных сотрудников. Типичные
жалобы могут выражаться в следующем виде:
Для достижения лучшего понимания должностных обязанностей отдельных сотрудников и их прав, задайте следующие вопросы:
У меня нет времени, чтобы объяснить это. Многие менеджеры жалуются на то, что у них нет времени на объяснение персоналу тех или иных вопросов:
Если вы постоянно не успеваете что-нибудь сделать, возможно, вы испытываете трудности с планированием своего рабочего времени. Как долго на вашем столе лежат непонятные для вас документы? Как часто вы предпочитаете заниматься рутинной работой, чтобы не участвовать в решении какой-либо конкретной проблемы? Вас может очень удивить ситуация, когда вы затруднитесь перечислить, чем вы занимаетесь в рабочее время.
Записывайте, чем вы занимаетесь в течение недели или месяца. Какие задачи вы решаете? Сколько времени вам требуется на выполнение различных задач? Например: