Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:13, реферат
Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.
Задачи работы:
раскрыть понятие и методы делегирования полномочий
показать, какие аргументы предъявляют противники метода делегирования полномочий и на чем они основы, а также какой эффект достигается при применении данного метода в управлении
Введение……………………………………………………………………….......................2
Глава 1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента……………………………………....................................................3
Понятие и сущность делегирования полномочий.
Полномочия и их виды…………………………………………………..........................3
Централизация и децентрализация управления…………………......................6
Основные принципы делегирования полномочий…………………………......8
Глава 2.. Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий и эффект при их ликвидации…………………………………………………………………. 9
2.1. Причины низкой эффективности делегирования.
Факторы, повышающие эффективность делегирования ……………………………….9
2.2. Делегирование полномочий: единство доверия и требовательности…………..12
Заключение………………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Делегирование полномочий и ответственности
на современном этапе развития менеджмента…………………………………….....
Полномочия
и их виды………………………………………………….......
Глава 2.. Препятствия на пути
осуществления метода делегирования полномочий
и эффект при их ликвидации……………………………………………………
2.1. Причины низкой эффективности делегирования.
Факторы, повышающие эффективность делегирования ……………………………….9
2.2. Делегирование полномочий: единство
доверия и требовательности…………..12
Заключение……………………………………………
Литература……………………………………………
Введение
За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуалов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, фабриках, в правительственных учреждениях, в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах, в банках и т.д. Если организации хорошо управляются, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее управление является ключом к благоденствию современного общества.
Искусство управления (менеджмент) – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.
Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности сосредоточится на самом главном. Выход очевиден – необходимо научится распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу. Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.
Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой работы может стать ДЕЛЕГИРОВАНИЕ – передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми.
Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.
Задачи работы:
раскрыть понятие и методы делегирования полномочий
показать,
какие аргументы предъявляют
противники метода делегирования полномочий
и на чем они основы, а также какой эффект
достигается при применении данного метода
в управлении.
Глава
1. Делегирование полномочий и ответственности
на современном этапе развития менеджмента.
1.1 Понятие и сущность делегирования полномочий.
Полномочия
и их виды.
Идеи
личной ответственности и
Различие, как это часто бывает, не в самих концепциях, а в их обосновании. Сегодня целью делегирования полномочий не является стремление к наибольшей удовлетворенности служащих, как средству повышения производительности их труда. Так считали в 1960-х годах, когда была популярной теория Y и идеи самоуправления (теории X и Y разработаны и описаны Дугласом Мак-Грегором: теория X в менеджменте – стимулирование работников через тотальный контроль и наказания; теория Y в менеджменте – стимулирование работников через вовлечение, участие и вклад).
Суть
делегирования состоит в том,
что руководитель предоставляет
подчиненным свободу действий в
решении тех или иных вопросов,
специальных заданий, т.е. передает
им часть своих полномочий, при этом всю
ответственность, как правило, продолжает
нести этот руководитель.
Рис. 1 Цели
делегирования
Цели
делегирования
Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления. | Повысить дееспособность нижестоящих звеньев. | Активизировать
«человеческий фактор», увеличить
вовлеченность и |
Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).
Не подлежат делегированию:
Достоинство
делегирования полномочий заключается,
прежде всего, в том, что оно способствует
формированию в коллективе атмосферы
творческого труда. Работник, которому
делегированы определенные полномочия,
получает самостоятельный участок и отвечает
перед своим руководителем за него (т.е.
на него возлагается определенная ответственность),
что само по себе является мобилизующим
фактором.
Рис. 2
Процесс делегирования
Процесс
делегирования полномочий.
I этап - |
Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий |
II этап - |
Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным. |
III этап - |
Формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания. |
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:
а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.
б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.
в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев.
Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Полномочия не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать.
Различают два вида полномочий:
Линейные полномочия
Штабные полномочия
Линейные
полномочия - это полномочия, передаваемые
непосредственно от начальника к
подчиненному и далее другому подчиненному.
Рис. 3. Цепь команд.
Штабные
полномочия - это право советовать
или помогать руководителям, наделенным
линейными полномочиями, а также штабному
персоналу.
Рис. 4.
Классификация штабных
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Линейная
деятельность в настоящем смысле
слова — это та деятельность,
которая непосредственно
1.2 Централизация
и децентрализация управления.
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация - разделение задач по определенным признакам.
При отсутствии
делегирования полномочий управление
организацией становится слишком централизованным.
Таблица
1. Преимущества централизации и децентрализации.
|