Делегирование полномочий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Слово «делегирование» пришло из английского языка и означает передачу полномочий, однако у английского глагола «to delegate» есть еще одно значение — «перепоручать». Эти два значения настолько тесно переплелись, что иногда сложно разобраться, где кончается делегирование полномочий и начинается раздача поручений. Делегирование полномочий — это процесс, при котором сотрудники получают больше автономии и свободы действий, связанных с выполнением задания, распоряжаясь при этом определенными ресурсами — денежными, временными, информационными и прочими.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Делегирование полномочий.
1. 1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Централизация и децентрализация полномочий………………………………………..5
1.2. Процесс делегирования полномочий………………………………7
1.3. Правомерность делегирования полномочий………………………9
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды в ЗАО «Энергоприбор»
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………...10
2.2. Миссия фирмы, дерево целей……………………………………..11
2.3. Организационная структура предприятия………………………..12
2.4. Методы управления в организации……………………………….13
2.5. Анализ системы мотивации………………………………………..14
2.6 Организационная культура фирмы………………………………..15
Глава 3. Делегирование на предприятии и пути решения проблем делегирования полномочий.
3.1. Разработка и обоснование целей и задач делегирования………….16
3.2. Проблемы делегирования полномочий на предприятии…………..17
3.3. Пути решения проблем делегирования полномочий………………18
Заключение…………………………………………………………………........20
Список использованной литературы………………………………………….. 21
Приложение 1……………………………………………………………………22
Приложение 2……………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 54.03 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Делегирование полномочий.

  1. 1.    Понятие и сущность делегирования полномочий. Централизация и децентрализация полномочий………………………………………..5
    1. Процесс делегирования полномочий………………………………7
    2. Правомерность делегирования полномочий………………………9 

Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды в ЗАО «Энергоприбор»

      2.1.    Общая характеристика предприятия……………………………...10

      2.2.    Миссия фирмы, дерево целей……………………………………..11

      2.3.    Организационная структура предприятия………………………..12

      2.4.    Методы управления в организации……………………………….13

      2.5.    Анализ системы мотивации………………………………………..14

      2.6     Организационная культура фирмы………………………………..15

Глава 3. Делегирование на предприятии и пути решения проблем делегирования полномочий.

          3.1. Разработка и обоснование целей  и задач делегирования………….16

          3.2. Проблемы делегирования полномочий  на предприятии…………..17

          3.3. Пути решения проблем делегирования  полномочий………………18

Заключение…………………………………………………………………........20

Список использованной литературы………………………………………….. 21

Приложение 1……………………………………………………………………22

Приложение 2……………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            Слово «делегирование» пришло из английского языка и означает передачу полномочий, однако у английского глагола «to delegate» есть еще одно значение — «перепоручать». Эти два значения настолько тесно переплелись, что иногда сложно разобраться, где кончается делегирование полномочий и начинается раздача поручений. Делегирование полномочий — это процесс, при котором сотрудники получают больше автономии и свободы действий, связанных с выполнением задания, распоряжаясь при этом определенными ресурсами — денежными, временными, информационными и прочими.

         Концепция делегирования полномочий является частью радикальных изменений, происходящих сегодня в организациях. Иерархические уровни управления сменяются пластичными децентрализованными, сетевыми структурами. Ориентация на большие объемы и низкую себестоимость все в большей степени заменяется ориентацией на качество, быстроту и нововведения. Происходит сдвиг в парадигме ведения бизнеса: от производства — к оказанию услуг; от безошибочной работы — к измеряемым усовершенствованиям организации труда; от автономного самообеспечения — к безграничному партнерству. И хотя основное внимание уделяется технологиям, в современной бизнес-среде единственное стабильное конкурентное преимущество остается за людьми, точнее, за их знаниями. Организационные знания содержатся в продуктах человеческой деятельности (процессуальных эффектах, базах данных, оформлении), в организационных структурах (ролях, системах поощрения, процедурах) и людях (умениях, ценностях, компетенциях, практиках). Менеджеры должны учитывать происходящие сдвиги в управлении человеческими ресурсами: узкая специализация и ограниченная ответственность сотрудника за порученную работу уступает место широким профессиональным и должностным профилям; спланированная карьера сменяется информированным и гибким выбором траектории профессионального развития; ответственность менеджеров за развитие персонала переходит в ответственность самих работников за собственное развитие; контроль над проблемами, с которыми сталкиваются работники, заменяется на создание возможностей для всестороннего профессионального роста каждого сотрудника; и, наконец, привычка уклонения от обратной связи с подчиненными должна смениться полезной привычкой регулярно давать и получать обратную связь от своих коллег. Таким образом, в современных организациях наделение работников полномочиями является усиливающейся тенденцией, поскольку способствует созданию популярных самоуправляемых рабочих команд и других творческих групп. Кроме того, делегирование полномочий — важный для любого успешного человека навык — умение передавать свои дела другим, высвобождая личное время.

           Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы. Целью курсового исследования является исследование процесса делегирования полномочий на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  . определить  понятие и сущность делегирования полномочий;

  . изучить  процесс делегирования полномочий;

  . исследовать процесс делегирования полномочий;

  . рассмотреть проблемы современного делегирования полномочий;

  . проанализировать пути решения проблем делегирования полномочий.

           Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав теоретической части, аналитической части, практической части, заключения, списка литературы и приложения.

         При написании работы использовался  материал  из  периодических  изданий, научной  и  научно-методической  литературы,  а  также  научные сайты. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Делегирование полномочий
 
    1. Понятие и сущность делегирования  полномочий. Централизация  и децентрализация  полномочий.
 

          Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

     Критическая роль делегирования обозначена в  самом его определении. Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди  сотрудников бесчисленные задачи, которые  должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять  ее сам. Это, конечно, во многих случаях  просто невозможно, так как время  и способности руководителя ограничены. Более важным является, как заметила когда-то Мэри Паркер Фоллетт (один из классиков менеджмента) – то, что  сущность управления заключается в  умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

     Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых  и неправильно применяемых концепций  управления. Не понимая полностью  необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

         Принято считать, что нельзя делегировать основные функции руководителя: например, разработку стратегии, контроль работы сотрудников, наложение взысканий.1 Однако, мы делегируем даже конфиденциальные задачи, когда обращаемся к врачам, консультантам, юристам, бухгалтерам. В достаточно крупных компаниях вопросы контроля и мотивации могут быть делегированы различным ответственным службам: например, служба безопасности может следить за временем прихода сотрудников на работу и передавать полученные данные в отдел работы с персоналом. Если бизнес легко копируется, схема бизнес-процессов легко просчитывается и порог вхождения в бизнес невысок, то желательно с помощью делегирования так разделить функции, чтобы сотрудники не были самодостаточными, то есть сохранить у них необходимость работать в компании, а не самостоятельно. Это касается стоматологических клиник, парикмахерских, консалтинговых, тренинговых, рекламных, торговых и многих других компаний. Так, в торговле очень важно разделить отдел закупок и отдел продаж, в противном случае, обладая базой данных клиентов и прямым выходом на поставщиков, кто-то из сотрудников может захотеть организовать свой собственный бизнес, что нанесет компании серьезный ущерб. Делегируя в этом случае часть бизнес-процесса разным людям и обеспечивая сохранение знаний в компании даже после ухода кого-либо из сотрудников, собственник или руководитель тем самым повышает надежность своего бизнеса. Таким образом, делегировать можно почти все, соблюдая при этом принципы разумности и меру.

     Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования  полномочий — сделать возможной  децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам  процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям  на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность  продолжает нести старший руководитель.

     От  масштаба полномочий зависит степень  централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация - разделение задач по определенным признакам.

     При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком  централизованным. Уровень централизации  тем ниже, чем больше решений принимается  непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются  и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется  отсутствием передачи полномочий и  известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности  в принятии решений. Излишняя централизация  ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Процесс делегирования полномочий 

     Процесс делегирования полномочий состоит  из следующих этапов:

     I этап -   Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий

     II этап - Предоставление соответствующих  полномочий и ресурсов подчиненным. 

     III этап - Формулирование обязательств  подчиненных выполнить порученные  им задания. 

          Принципы управления - это правила и нормы поведения, которым следует руководитель любого уровня управления.

          В принципах соответствия и единоначалия находят свое выражение главные требования, предъявляемые к организации системы управления и характеру взаимоотношений субъекта и объекта управления.

          Единоначалие понимается как определенная форма построения управления организацией (подразделением), при которой правом окончательного решения производственных задач наделено должностное лицо. Следовательно, принцип единоначалия заключается в том, что любой руководитель несет персональную ответственность за результаты работы вверенного ему подразделения (проекта) и осуществляет руководство от имени муниципальных или иных органов управления единолично в пределах отведенных ему полномочий. Практически реализация этого принципа напрямую сопряжена с такой категорией, как норма управляемости, которая на каждом уровне управления имеет свое количественное выражение.

           Норма управляемости - это максимальное количество подчиненных и подотчетных работников, деятельностью которых может успешно управлять один руководитель при конкретных организационно-технических условиях.

Количественное  выражение нормы управляемости  во многом зависит от таких факторов, как:

- уровень  управления (высший, средний, нижний);

- объем  управленческой информации;

- специфика  производства;

- сложность  выполняемых функций и другие  факторы. 

     Важно осознать, что делегирование реализуется  только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность  за решение какой-либо задачи, не обязано  выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Например, руководитель хирургической бригады делегирует многие важные обязанности медицинским сестрам. Но, если пациент умрет из-за того, что сестра выбрала неправильную группу крови для переливания, ответственным за это будет оперирующий хирург и его привлекут к суду за преступную небрежность. Аналогичным образом, если торговый агент не выполнит своих плановых заданий на год и в результате отдел сбыта также не выполнит свой план, руководитель отдела сбыта, а не тортовый агент, должен держать ответ перед коммерческим директором.

Информация о работе Делегирование полномочий