Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа
Цель работы - выявить проблемы взаимодействия между человеком и организацией и предложить методы их решения.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною решались следующие задачи:
1. Изучить модели взаимодействия человека и организационного окружения.
Подробно изложить информацию о проблемах вхождения человека в организацию и влиянии организации на этот процесс вхождения.
Выявить проблему установления взаимодействия между человеком и организационным окружением.
Рассмотреть ролевой аспект взаимодействия человека и организации, его анализ, описание, синтез.
Введение ______________________________________________________ 2
Глава 1. Проблемы взаимодействия человека и организации________4
1.1. Человек и организация_______________________________________4
1.2. Модель взаимодействия человека и организационного окружения___5
1.3. Проблема несовпадений ожиданий человека и организационного окружения ____________________________________________________ 10
1.4. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации_________ 17
Глава 2.Проблемы вхождения человека в организацию. Влияние организации на процесс вхождения______________________________25
2.1. Вхождение человека в организацию____________________________25
2.2. Влияние организации на процесс вхождения____________________ 26
2.3. Развитие чувства ответственности перед организацией____________29
2.4. Завершение процесса включения человека в организацию_________30
Глава 3. Сводные статистические показатели удовлетворенности и неудовлетворенности сотрудников компаний своей работой________31
3.1. Фактор выживания__________________________________________ 37
Заключение ___________________________________________________ 39
Список литературы_____________________________________________ 41
Глава 2.Проблемы вхождения человека в организацию. Влияние организации на процесс вхождения
2.1. Вхождение человека
в организацию
Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с
решением нескольких
проблем, которые обязательно
процессу. Во-первых, - это адаптация человека к новому окружению,
которая не всегда проходит успешно и успех которой зависит от
правильного взаимодействия обеих сторон: человека и организационного
окружения. Во-вторых, - это коррекция или изменение поведения
человека, без которых во многих случаях невозможно войти в
организацию. В-третьих, - это изменения и модификации в организации,
которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное
"место" для человека и сама принимает человека на это место в
соответствии с ее потребностями и критериями отбора. Данные проблемы
определяют не только, сможет ли человек войти в организацию. От их
решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в
организации, как
будет строиться его
организационным окружением.
Необходимым условием успешного вхождения в организацию для
каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, правил,
норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной
организации. При этом нет необходимости изучать всю совокупность
ценностей и норм, существующих в организации. Важно знать те из них,
которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия человека с
организационным окружением и без знания которых могут возникнуть
неразрешимые конфликты между человеком и окружением. Установление
системы таких норм и ценностей и соответствующее описание их
является важной задачей руководства, в частности лиц, ответственных
в организации за кадры. Вступающий в организацию человек также
должен осознать значимость и необходимость этого обучения и
рассматривать его как часть "цены", которую он должен "заплатить" за
вхождение в организацию. При этом он должен понимать, что это
поможет ему существенно сократить "плату" за конфликты, которые
будут возникать между ним и организационным окружением в будущем.
Основными сторонами
поведенческие и нормативные характеристики которых должен в
первую очередь изучить человек, входящий в организацию, являются
следующие:
• миссия и основные цели организации;
• допустимые и
использованы для достижения целей организации;
• имидж и отличительный образ,
организация;
• принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные
особенности и существование организации как единого
организма;
• обязанности, которые должен будет взять на себя человек,
вступив в определенную роль в организации;
• поведенческие стандарты,
человек, выполняя роль.
2.2. Влияние организации на процесс вхождения
Отобрав человека для работы, для исполнения им определенной
роли, организация исходила из того, что этот человек ей нужен и
будет полезен. Поэтому удержание человека и его адаптация к условиям
труда в организации является исключительно важной задачей, за
решение которой в первую очередь ответственно управление
организаций. Успех вхождения человека в организацию зависит от того,
насколько этот человек смотивирован на вхождение в организацию, и от
того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии
его удержать. Если человек сильно смотивирован на членство в
организации, он будет стараться преодолеть трудности вхождения и
добиваться того, чтобы, несмотря на болезненность этого процесса,
адаптироваться к организационному окружению. Если же мотивация
вхождения не очень высокая, то он может прекратить процесс обучения
и адаптации к организационному окружению, сразу уйдя из организации,
или же остаться в ней до явного разрастания конфликта между ним и
организационным окружением. Однако даже если человек и не имеет
достаточно сильной мотивации на вхождение, организация может
попытаться удержать его и добиться его адаптации к новым условиям.
Очень часто именно начальный период адаптации для многих оказывается
непреодолимым и самым трудным. Оставаясь же какое-то время в
организации, даже вопреки желанию, при соответствующем общении
человек постепенно адаптируется и становится "нормальным" членом
организации.
Для того чтобы удержать
могут быть применены разные приемы. В частности, это могут быть меры
долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты,
обещания в будущем продвижения по службе или предоставления
интересных мест работы, предоставление за счет организации
возможностей обучения и развития, предоставление на льготных
условиях жилья и многое другое.
На этапе вхождения нового работника в организационное
окружение, организация должна решать одновременно три задачи:
• разрушать старые
• заинтересовывать его в
• прививать ему новые нормы поведения.
Все эти процессы идут в
тесной взаимосвязи и
совокупным набором определенных приемов и методов. При вхождении
человека в
организацию часто
недогрузка на работе, постановка упрощенных задач и легких заданий.
Очень благоприятным, как с точки зрения разрушения старых
стереотипов, так и с точки зрения повышения заинтересованности в
работе в организации, является создание таких ситуаций и постановка
таких задач, которые, во-первых, могут быть решены новым членом
организации самостоятельно, во-вторых, несут в себе элемент вызова и
необычности и, в-третьих, для решения которых требуются действия и
поведение, противоречащие тому, как человек действовал ранее. В этом
случае новый работник получает повышенный интерес к организации,
удовлетворение от получения необычного для него результата и
сомнение по поводу абсолютной правильности предыдущего опыта и
предыдущих знаний.
Ускоренной адаптации к новому организационному окружению
способствует создание групп из начинающих членов организации с
включением в эти группы сотрудников, имеющих продолжительный опыт
работы в организации. Данный прием позволяет новичкам не только
быстрее и лучше узнать и понять организационное окружение, но и
установить на начальном этапе более тесный контакт с организационным
окружением. Новые члены организации обычно имеют тягу к ускоренному
сближению друг с другом, тенденцию к установлению неформальных
объединений новичков. Эти неформальные группы создают
"промежуточную" культуру, которая еще не базируется на принципах
новой организации, но и не отражает полностью принципы и нормы их
предыдущего поведения.
Новые члены организации
между собой вопросы жизни организации, в рамках своей
"промежуточной"
культуры могут давать
происходящим в организации, неверно интерпретировать поведение
других членов организации и делать для себя неверные выводы по
поводу того, как они должны вести себя в организации. Эти ошибочные
выводы и взгляды могут быть эффективно предотвращены, если с группой
новичков постоянно работает опытный член организации, который
выступает как бы мостом перехода "промежуточной" культуры
неформальной группы новичков в культуру организации.
К разряду сильных средств,
способствующих удержанию
члена в организации и его ускоренной адаптации к организационному
окружению, относятся беседы с руководством, а также разъяснения и
рекомендации, даваемые руководством. Такие встречи и указания
придают новичку чувство уверенности, снижают ощущение
потерянности и ненужности, которые обычно появляются при вхождении в
новое организационное окружение, и резко повышают чувство
причастности
к делам организации.
2.3. Развитие чувства ответственности перед организацией
Успешно организованный процесс включения человека в
организационное окружение приводит к тому, что у него появляются
чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние
обязательства по отношению к организации. Если процесс ориентации
нового сотрудника завершается этим, то организация может считать,
что добилась значительного результата. Эффективным способом
воспитания нового сотрудника в таком духе являются заметные большие
вложения средств и времени в него на начальном этапе. В этом случае
новый сотрудник начинает ощущать, что организация вкладывает в него
слишком много, и он должен ей платить тем же самым. Появляется
внутреннее чувство долга перед организацией и вины в том случае,
если он недостаточно ответственно и результативно подходит к своей
деятельности в организации. Осуществляя такого рода воспитание
Информация о работе Человек и организация: проблемы взаимодействия