Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:09, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение влияния человеческого капитала на конкурентоспособность предприятия. Обозначенная цель требует решения следующих задач: - понятие человеческого капитала и его составляющие;
-теория человеческого капитала; -составляющие человеческого капитала; -знание – важнейшая составляющая человеческого капитала; Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Южная Телекоммуникационная Компания» (в дальнейшем ОАО «ЮТК»).Предмет исследования: конкурентоспособность человеческого капитала Адыгейского филиала ОАО «ЮТК».
Введение 4
1 Сущность и подходы к изучению человеческого капитала 6
1.1 Современные подходы к изучению человеческого капитала 9
1.2 Оценка человеческого капитала 12
1.3 Показатели эффективности вложений в человеческий капитал 16
1.4 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого
капитала 19
1.5 Конкурентоспособность фирмы 21
1.6 Формирование стратегии конкурентоспособности 24
1.7 Концепции конкурентоспособности фирмы 28
1.8 Направления развития конкурентоспособности 31
1.9 Анализ конкурентоспособности продукции 32
2 Описание объекта исследования 35
2.1 История создания и развития ОАО «ЮТК» 37
2.2 Место и роль предприятия в экономике города Майкопа 40
2.3 Перспективы деятельности предприятия 41
3 Человеческий капитал и конкурентоспособность 46
ОАО «ЮТК»
3.1 Анализ действующей системы управления персоналом Адыгейского
филиала ОАО «ЮТК» 48
3.2 Обучение персонала: подготовка, переподготовка и повышение
квалификации 56
3.3 Работа с кадровым резервом. Обеспечение и совершенствование
условий труда и быта работающих 57
Заключение 61
Литература
Хозяйственная деятельность филиала в 2006 году была организована и велась в соответствии с Учетной политикой по бухгалтерскому учету, утвержденной Решением Правления ОАО "ЮТК" №56/02 от 30.12.2005 и учетной политикой по налоговому учету, утвержденной Приказом №446 от 30.12.2005[4].
Адыгейским филиалом ОАО «ЮТК» за 2006 год предоставлено услуг по основным позициям номенклатуры на 260,317 млн.руб. Темп роста объёма доходов за 2006 год составил 105,4%. В структуре доходов наибольший удельный вес составили доходы от междугородной, городской и сельской телефонной связи, то есть, основными статьями доходов продолжают оставаться традиционные услуги связи.
Выручка на 1 линию в 2006 году составила 2987 рублей, против 2973 рублей в 2005 году. Темп роста выручки на 1 линию 100,5%. Количество линий на работника в 2006 году 107,7 линии, против 96 линий в 2005 году, что составляет 112,2%.
В соответствии с Маркетинговой стратегией Адыгейского филиала ОАО «ЮТК» приоритетными названы следующие направления деятельности:
Распределение ресурсов в филиале неслучайно, так как от правильного их распределения зависит конечный результат деятельности филиала. Критерии, по которым осуществляется выбор приоритетов, определяются исходя из задач, стоящих перед филиалом:
Роль
Адыгейского филиала ОАО «ЮТК»
в жизни республики Адыгея очень
велика. Филиал является одним из крупнейших
бюджетообразующих предприятий
и лидером
2.2 Место и роль предприятия
в экономике города Майкопа
Производственная
деятельность Адыгейского филиала
планируется и учитывается в
составе акционерного общества «Южная
телекоммуникационная компания». Общество
предоставляет Адыгейскому
Основными видами деятельности Адыгейского филиала являются:
В таблице 1 представлены имеющиеся ресурсы Адыгейского филиала ОАО «ЮТК».
Таблица 1 − Ресурсы Адыгейского филиала ОАО «ЮТК»
Показатель | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г. (%) | |
2008г. | 2009г. | ||||
1
Среднесписочная численность |
835 | 865 | 809 | 96,9 | 93,5 |
2
Среднегодовая стоимость |
521842,5 | 728094 | 719107,5 | 137,8 | 98,77 |
3 Фондоотдача, р/р | 31,9 | 33,9 | 36,2 | 113,5 | 106,7 |
4 Материальные затраты, тыс.руб. | 18383 | 18031 | 19897 | 8,24 | 10,35 |
5 Материалоемкость, р/р | 0,11 | 0,07 | 0,08 | 69,24 | 104,65 |
6
Среднегодовая стоимость |
78200 | 97464 | 79791,5 | 102,04 | 81,88 |
7 Основных телефонных аппаратов, шт. | 72791 | 81855 | 84520 | 116,1 | 103,3 |
8 Таксофонов, всего, шт. | 190 | 170 | 170 | 89,5 | 100,0 |
9
Абонентов Интернет, чел, в т.ч. а) коммутируемый
доступ б) выделенный доступ |
8257 | 13189 | 19389 | 160 | 147 |
7800 | 12530 | 18413 | 160 | 147 | |
457 | 659 | 976 | 144 | 148 | |
10 Количество Интернет-карт | 6570 | 14000 | 17280 | 263 | 123,4 |
11 Среднее количество линий, шт. | 77655 | 83040 | 87129 | 112,2 | 104,9 |
Результаты
деятельности Адыгейского филиала ОАО
«ЮТК» представлены в таблице 1,
из которой видно, что предприятие в 2010
году улучшило свою деятельность по сравнению
с 2008 и 2009 годами, так как технико-экономические
показатели возросли.
Таблица 2 − Результаты деятельности Адыгейского филиала ОАО «ЮТК»
Показатель | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Темп роста, (%) | |
2008г. | 2009г. | ||||
1 Выручка от продаж – всего, тыс. руб. |
|
|
|
156,4 | 105,44 |
2
Выручка от продаж услуг связи, |
163670 | 244805 | 243394 | 148,56 | 99,42 |
в том числе доходы от услуг населению, тыс. руб. | 116577,2 |
158771,5 |
138567,0 |
118,9 |
87,3 |
3 Доходы от «новых услуг» связи, тыс. руб. | 11766 |
24944 |
34572 |
293,8 |
138,6 |
в том числе Интернет, тыс. руб. | 6109 |
12976,4 |
18326,9 |
299,9 |
141,2 |
4 Себестоимость проданных услуг, тыс. руб. | 162936 | 223955 | 219841 | 134,92 | 98,16 |
5 Прибыль от продаж, тыс. руб. | 3594 | 22925 | 40476 | 1126 | 176,56 |
6 Рентабельность основной деятельности, % | 2,16 | 9,29 | 15,55 | 620,26 | 67,44 |
7 Затраты на один руб. выручки от продаж, коп. | 97,2 | 90,7 | 84,6 | 87,0 | 93,3 |
8 Выручка на одну линию, руб. | 2142 | 2973 | 2987 | 139,4 | 100,5 |
9 Количество линий на 1 работника, шт. | 93 | 96 | 107,7 | 115,8 | 112,2 |
10 ФОТ, тыс.руб. | 62285 | 68090 | 72667 | 116,67 | 106,72 |
11
Производительность труда, тыс. |
199,44 | 285,41 | 321,78 | 161,34 | 112,74 |
Нужно
отметить, что темп роста прибыли в 2010
г. по сравнению с 2009 г. составил 105%, а темп
роста затрат – 98,6%, что свидетельствует
об эффективной деятельности предприятия
(рисунок 2).
Рисунок
2-Диаграмма динамики выручки и затрат
2004-2006 гг.
2.3 Перспективы деятельности предприятия
Адыгейский филиал ОАО «ЮТК» занимает лидирующие позиции на рынке телекоммуникаций Республики Адыгея. Коллектив филиала обладает достаточным техническим и интеллектуальным потенциалом, позволяющим решать сложные задачи.
Деятельность предприятия направлена на достижение высоких экономических показателей, на развитие и внедрение современных технологий, новых услуг связи и обеспечение высокого качества работы всех средств связи.
На 1.01.2007 г. на территории республики работает 91 телефонная станция с общей монтированной емкостью 98027 номеров, задействованной емкостью 84520 номеров. Коэффициент задействования монтированной емкости 86%.
За 2006 год по республике Адыгея установлено 2582 телефонных аппарата, в том числе по ГТС – 2032, по СТС – 550 телефонов. Плотность телефонных аппаратов на 100 человек населения по республике составляет 18,87 %, в том числе в городах – 25,81 %, в сельской местности – 9,52%. Активно ведется модернизация первичной сети путем перевода её с аналогового оборудования на цифровое, которое позволит обеспечить более высокое качество услуг электросвязи.
По
данным приоритетам руководство
и выделяет необходимые ресурсы
на расширение спектра услуг связи
с быстрым сроком окупаемости, на
поддержание качественной работы оборудования
и линий связи, а также на совершенствование
системы менеджмента качества и принятие
мер, направленных на повышение удовлетворенности
потребителей и других заинтересованных
сторон.
3 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ОАО «ЮТК»
Высокое качество предоставляемых телекоммуникационных услуг возможно лишь в том случае, если квалификация персонала соответствует необходимым требованиям. Потребность в профессиональной подготовке и переподготовке кадров для собственных нужд определяется филиалом и обуславливается требованием поддержания определенного уровня профессиональной квалификации работников, совершенствованием или развитием определенного направления производственной деятельности, а также желанием освоить новые направления производственной деятельности, способные принести дополнительную прибыль.
Потребность в обучении определяется на основе индивидуальных потребностей и потребностей подразделений. При заключении контрактов на поставку оборудования предусматривается обучение технических специалистов фирмой-поставщиком оборудования.
Обучение в филиале проводится на принципе непрерывности в течение года. В филиале Отделом по работе с персоналом на основании представленных начальниками структурных подразделений заявок был разработан план повышения квалификации персонала на 2006 год, который утверждался директором филиала и согласовывался с Учебно-производственным центром ОАО «ЮТК».
В обучении задействованы все категории персонала в соответствии с планом повышения квалификации. Расходы на обучение и повышение квалификации учитываются при формировании бюджета в качестве отдельной статьи расходов.
В 2006 году в филиале применялись следующие формы подготовки и повышения квалификации:
В 2006 году проводились внутренние курсы двухуровневой организации.
Курсы первого уровня организованны и проведенны специалистами дирекции филиала. Например, для развития способностей и актуализации профессиональных знаний персонала в течение 2006 года для работников сервисных центров, сервисных участков и справочно-информационных служб специалистами дирекции филиала был проведен ряд обучающих семинаров и тренингов по таким направлениям как обучение профессиональным качествам, знанию услуг, пользовательским навыкам.
Курсы второго уровня организованны и проведенны силами инженерно-технического персонала из числа сотрудников данных структурных подразделений. Например, для специалистов сервисных служб в течение 2006 года были организованы семинары по новым услугам филиала, а для персонала технических служб структурных подразделений еженедельно в период с сентября по май по определенным темам, согласно утвержденным графикам проводятся технические занятия.
Информация о работе Человеческий капитал и конкурентоспособность организации