Человеческий капитал и конкурентоспособность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение влияния человеческого капитала на конкурентоспособность предприятия. Обозначенная цель требует решения следующих задач: - понятие человеческого капитала и его составляющие;
-теория человеческого капитала; -составляющие человеческого капитала; -знание – важнейшая составляющая человеческого капитала; Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Южная Телекоммуникационная Компания» (в дальнейшем ОАО «ЮТК»).Предмет исследования: конкурентоспособность человеческого капитала Адыгейского филиала ОАО «ЮТК».

Содержание

Введение 4
1 Сущность и подходы к изучению человеческого капитала 6
1.1 Современные подходы к изучению человеческого капитала 9
1.2 Оценка человеческого капитала 12
1.3 Показатели эффективности вложений в человеческий капитал 16
1.4 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого
капитала 19
1.5 Конкурентоспособность фирмы 21
1.6 Формирование стратегии конкурентоспособности 24
1.7 Концепции конкурентоспособности фирмы 28
1.8 Направления развития конкурентоспособности 31
1.9 Анализ конкурентоспособности продукции 32
2 Описание объекта исследования 35
2.1 История создания и развития ОАО «ЮТК» 37
2.2 Место и роль предприятия в экономике города Майкопа 40
2.3 Перспективы деятельности предприятия 41
3 Человеческий капитал и конкурентоспособность 46
ОАО «ЮТК»
3.1 Анализ действующей системы управления персоналом Адыгейского
филиала ОАО «ЮТК» 48
3.2 Обучение персонала: подготовка, переподготовка и повышение
квалификации 56
3.3 Работа с кадровым резервом. Обеспечение и совершенствование
условий труда и быта работающих 57
Заключение 61
Литература

Работа содержит 1 файл

МОЯ ДИПЛОМНАЯ!555.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

     Хозяйственная деятельность филиала в 2006 году была организована и велась в соответствии с Учетной политикой по бухгалтерскому учету, утвержденной Решением Правления  ОАО "ЮТК" №56/02 от 30.12.2005 и учетной  политикой по налоговому учету, утвержденной Приказом №446 от 30.12.2005[4].

     Адыгейским  филиалом ОАО «ЮТК» за 2006 год предоставлено  услуг по основным позициям номенклатуры на 260,317 млн.руб. Темп роста объёма доходов  за 2006 год составил 105,4%. В структуре доходов наибольший удельный вес составили доходы от междугородной, городской и сельской телефонной связи, то есть, основными статьями доходов продолжают оставаться традиционные услуги связи.

     Выручка на 1 линию в 2006 году составила 2987 рублей, против 2973 рублей в 2005 году. Темп роста выручки на 1 линию 100,5%. Количество линий на работника в 2006 году 107,7 линии, против 96 линий в 2005 году, что составляет 112,2%.

     В соответствии с Маркетинговой стратегией Адыгейского филиала ОАО «ЮТК»  приоритетными названы следующие направления деятельности:

  • строительство волоконно-оптических линий связи с использованием оборудования SDH;
  • внедрение технологии пакетной коммутации на базе строительства широкополосной транспортной сети;
  • внедрение перспективных технологий и услуг, соответствующих тенденциям развития рынка, а также реальным потребностям пользователей;
  • повышение конкурентоспособности перспективных услуг;
  • развитие единых сетей ПД (мультисервисных сетей) в рамках ЮФО;
  • техническая реализация межрегионального «роуминга» услуг.

      Распределение ресурсов в филиале неслучайно, так  как от правильного их распределения  зависит конечный результат деятельности филиала. Критерии, по которым осуществляется выбор приоритетов, определяются исходя из задач, стоящих перед филиалом:

  • полное удовлетворение потребностей клиентов в современных услугах связи на территории республики;
  • повышение качества предоставляемых услуг;
  • увеличение рыночной доли филиала на рынке телекоммуникационных  услуг республики Адыгея;
  • обеспечение роста доходов филиала.

     Роль  Адыгейского филиала ОАО «ЮТК»  в жизни республики Адыгея очень  велика. Филиал является одним из крупнейших бюджетообразующих предприятий  и лидером телекоммуникационного  рынка республики.

 
     2.2 Место и роль предприятия в экономике города Майкопа

      Производственная  деятельность Адыгейского филиала  планируется и учитывается в  составе акционерного общества «Южная телекоммуникационная компания». Общество предоставляет Адыгейскому филиалу  оперативную самостоятельность  при решении вопросов по оказанию услуг электрической связи. Адыгейский филиал имеет право заключать хозяйственные и иные договора от имени и по доверенности ОАО «ЮТК». Адыгейский филиал реализует свои услуги, продукцию по ценам и тарифам, установленным ОАО «ЮТК», либо по договорным ценам, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. Он обеспечивает соблюдение плановой и финансовой дисциплины, своевременные и полные расчеты по платежам с ОАО «ЮТК» и местным бюджетом, а также выполнение мероприятий, направленных на улучшение использования основных фондов и оборотных средств, распоряжается своими финансовыми ресурсами и обеспечивает их целевое использование.

      Основными видами деятельности Адыгейского филиала  являются:

  • предоставление услуг местной телефонной связи;
  • предоставление документальной связи;
  • предоставление услуг передачи данных;
  • предоставление проводного и иных видов вещания;
  • предоставление услуг сети «Интернет».

      В таблице 1 представлены имеющиеся ресурсы Адыгейского филиала ОАО «ЮТК».

Таблица 1 − Ресурсы Адыгейского филиала ОАО «ЮТК»

Показатель 2008г. 2009г. 2010г. 2010г. (%)
2008г. 2009г.
1 Среднесписочная численность работающих, чел. 835 865 809 96,9 93,5
2 Среднегодовая стоимость основных  производственных фондов, тыс. руб. 521842,5 728094 719107,5 137,8 98,77
3 Фондоотдача, р/р 31,9 33,9 36,2 113,5 106,7
4 Материальные затраты, тыс.руб. 18383 18031 19897 8,24 10,35
5 Материалоемкость, р/р 0,11 0,07 0,08 69,24 104,65
6 Среднегодовая стоимость оборотных  средств, тыс. руб. 78200 97464 79791,5 102,04 81,88
7 Основных  телефонных аппаратов, шт. 72791 81855 84520 116,1 103,3
8 Таксофонов, всего, шт. 190 170 170 89,5 100,0
9 Абонентов Интернет, чел, в т.ч. 

а) коммутируемый  доступ 

б) выделенный доступ

8257 13189 19389 160 147
7800 12530 18413 160 147
457 659 976 144 148
10 Количество  Интернет-карт 6570 14000 17280 263 123,4
11 Среднее  количество линий, шт. 77655 83040 87129 112,2 104,9
 

     Результаты  деятельности Адыгейского филиала ОАО «ЮТК» представлены в  таблице 1,  из которой видно, что предприятие в 2010 году улучшило свою деятельность по сравнению с 2008 и 2009 годами, так как технико-экономические показатели возросли.  
 
 
 
 

Таблица 2 − Результаты деятельности Адыгейского филиала ОАО «ЮТК»

 Показатель  2008г.  2009г.  2010г.  Темп  роста, (%)
 2008г.  2009г.
1 Выручка от продаж – всего,  тыс. руб.
    166531
    246879
    260317
 156,4  105,44
2 Выручка от продаж услуг связи,  тыс. руб.  163670  244805  243394  148,56  99,42
в том  числе доходы от услуг населению, тыс. руб.  
116577,2
 
 158771,5
 
 138567,0
 
 118,9
 
 87,3
3 Доходы от «новых услуг» связи, тыс. руб.  
 11766
 
 24944
 
 34572
 
 293,8
 
 138,6
в том  числе Интернет, тыс. руб.  
6109
 
12976,4
 
18326,9
 
299,9
 
141,2
4 Себестоимость  проданных услуг, тыс. руб. 162936 223955 219841 134,92 98,16
5 Прибыль  от продаж, тыс. руб. 3594 22925 40476 1126 176,56
6 Рентабельность  основной деятельности, % 2,16 9,29 15,55 620,26 67,44
7 Затраты на один руб. выручки  от продаж, коп. 97,2 90,7 84,6 87,0 93,3
8 Выручка на одну линию, руб. 2142 2973 2987 139,4 100,5
9 Количество линий на 1 работника, шт. 93 96 107,7 115,8 112,2
10 ФОТ, тыс.руб. 62285 68090 72667 116,67 106,72
11 Производительность труда, тыс.  руб. 199,44 285,41 321,78 161,34 112,74
 

      Нужно отметить, что темп роста прибыли в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 105%, а темп роста затрат – 98,6%, что свидетельствует об эффективной деятельности предприятия (рисунок 2). 

    

    Рисунок 2-Диаграмма динамики выручки и затрат 2004-2006 гг. 

2.3 Перспективы деятельности предприятия

     Адыгейский  филиал ОАО «ЮТК» занимает лидирующие позиции на рынке телекоммуникаций Республики Адыгея. Коллектив филиала обладает достаточным техническим и интеллектуальным потенциалом, позволяющим решать сложные задачи.

     Деятельность  предприятия направлена на достижение высоких экономических показателей, на развитие и внедрение современных технологий, новых услуг связи и обеспечение высокого качества работы всех средств связи.

     На 1.01.2007 г. на территории республики работает 91 телефонная станция с общей  монтированной емкостью 98027 номеров, задействованной емкостью 84520 номеров. Коэффициент задействования монтированной емкости 86%.

     За 2006 год по республике Адыгея установлено 2582 телефонных аппарата, в том числе  по ГТС – 2032, по СТС – 550 телефонов. Плотность телефонных аппаратов  на 100 человек населения по республике составляет 18,87 %, в том числе в городах – 25,81 %, в сельской местности – 9,52%. Активно ведется модернизация первичной сети путем перевода её с аналогового оборудования на цифровое, которое позволит обеспечить более высокое качество услуг электросвязи.

      По  данным приоритетам руководство  и выделяет необходимые ресурсы  на расширение спектра услуг связи  с быстрым сроком окупаемости, на поддержание качественной работы оборудования и линий связи, а также на совершенствование системы менеджмента качества и принятие мер, направленных на повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

 ОАО «ЮТК»

     Высокое качество предоставляемых телекоммуникационных услуг возможно лишь в том случае, если квалификация персонала соответствует необходимым требованиям. Потребность в профессиональной подготовке и переподготовке кадров для собственных нужд определяется филиалом и обуславливается требованием поддержания определенного уровня профессиональной квалификации работников, совершенствованием или развитием определенного направления производственной деятельности, а также желанием освоить новые направления производственной деятельности, способные принести дополнительную прибыль.

     Потребность в обучении определяется на основе индивидуальных потребностей и потребностей подразделений. При заключении контрактов на поставку оборудования предусматривается  обучение технических специалистов фирмой-поставщиком оборудования.

     Обучение  в филиале проводится на принципе непрерывности в течение года. В филиале Отделом по работе с  персоналом на основании представленных начальниками структурных подразделений  заявок был разработан план повышения  квалификации персонала на 2006 год, который утверждался директором филиала и согласовывался с Учебно-производственным центром ОАО «ЮТК».

     В обучении задействованы все категории  персонала в соответствии с планом повышения квалификации. Расходы  на обучение и повышение квалификации учитываются при формировании бюджета в качестве отдельной статьи расходов.

     В 2006 году в филиале применялись  следующие формы подготовки и  повышения квалификации:

  • учеба по специальности в высших и средних учебных заведениях;
  • участие в семинарах и конференциях по вопросам производственной деятельности;
  • освоение смежных профессий практическим путем на рабочих местах;
  • внешние курсы, семинары, тренинги. По данной форме обучения подготовка и повышение квалификации осуществлялась в основном через «Учебно-производственный центр» ОАО «ЮТК»;
  • внутренние курсы.

      В 2006 году проводились внутренние курсы  двухуровневой организации.

      Курсы первого уровня организованны и  проведенны специалистами дирекции филиала. Например, для развития способностей и актуализации профессиональных знаний персонала в течение 2006 года для работников сервисных центров, сервисных участков и справочно-информационных служб специалистами дирекции филиала был проведен ряд обучающих семинаров и тренингов по таким направлениям как обучение профессиональным качествам, знанию услуг, пользовательским навыкам.

      Курсы второго уровня организованны и  проведенны силами инженерно-технического персонала из числа сотрудников  данных структурных подразделений. Например, для специалистов сервисных  служб в течение 2006 года были организованы семинары по новым услугам филиала, а для персонала технических служб структурных подразделений еженедельно в период с сентября по май по определенным темам, согласно утвержденным графикам проводятся технические занятия.

Информация о работе Человеческий капитал и конкурентоспособность организации