Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:09, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение влияния человеческого капитала на конкурентоспособность предприятия. Обозначенная цель требует решения следующих задач: - понятие человеческого капитала и его составляющие;
-теория человеческого капитала; -составляющие человеческого капитала; -знание – важнейшая составляющая человеческого капитала; Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Южная Телекоммуникационная Компания» (в дальнейшем ОАО «ЮТК»).Предмет исследования: конкурентоспособность человеческого капитала Адыгейского филиала ОАО «ЮТК».
Введение 4
1 Сущность и подходы к изучению человеческого капитала 6
1.1 Современные подходы к изучению человеческого капитала 9
1.2 Оценка человеческого капитала 12
1.3 Показатели эффективности вложений в человеческий капитал 16
1.4 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого
капитала 19
1.5 Конкурентоспособность фирмы 21
1.6 Формирование стратегии конкурентоспособности 24
1.7 Концепции конкурентоспособности фирмы 28
1.8 Направления развития конкурентоспособности 31
1.9 Анализ конкурентоспособности продукции 32
2 Описание объекта исследования 35
2.1 История создания и развития ОАО «ЮТК» 37
2.2 Место и роль предприятия в экономике города Майкопа 40
2.3 Перспективы деятельности предприятия 41
3 Человеческий капитал и конкурентоспособность 46
ОАО «ЮТК»
3.1 Анализ действующей системы управления персоналом Адыгейского
филиала ОАО «ЮТК» 48
3.2 Обучение персонала: подготовка, переподготовка и повышение
квалификации 56
3.3 Работа с кадровым резервом. Обеспечение и совершенствование
условий труда и быта работающих 57
Заключение 61
Литература
Другим,
частным показателем
По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков. Экономическая эффективность использования человеческого капитала (образования) характеризуется рядом традиционно используемых показателей. Для определения экономической эффективности образования необходимо сопоставить его затраты (издержки) и результаты (выгоды), приведенные к одному моменту времени.
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
Процесс
определения экономической
Инвестиции
в образование работника
Экономическая
эффективность образования
Инвестиции
в образование работника
Упор делается на анализе различий в заработках, обусловленных неравенством в уровнях образования и квалификации. Заработную плату работника с определенным уровнем общей и специальной подготовки можно представить в виде двух основных частей. Первая часть представляет собой тот уровень заработной платы, которую бы он получал, имея нулевой уровень образования. Вторая часть — рост заработной платы от образования или доход на человеческий капитал, сформированный в результате инвестиций.
где: Уд — заработки человека, имеющего л лет образования;
Хо — заработки человека, имеющего нулевое образование;
R — текущая норма отдачи вложений в образование;
Сд — объем инвестиций в течение п лет обучения.
В рамках теории человеческого капитала заработная плата рассматривается в виде некоей слоистой структуры, в которой каждому слою соответствует определенный уровень образования. Величина заработков конкретного слоя, соответствующего данному конкретному уровню образования, представляет собой денежный доход от него.
В
последние десятилетия
1.4 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого капитала
Соответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов - один из факторов инвестиционной привлекательности того или иного региона или предприятия. Сохранение существующего разрыва между требованиями инвесторов к профессиональным качествам работников и возможностями системы подготовки и переподготовки кадров, не способной их вовремя удовлетворить, несомненно, отрицательно скажется на динамике капиталовложений. При сохранении имеющихся недостатков существующая система подготовки и переподготовки кадров будет препятствовать развитию, прежде всего тех видов производств, которые базируются на использовании современных технологий, а также затормозит привлечение иностранных инвестиций
Специалисты отмечают определенные тенденции взаимосвязи, существующие в общественно – экономических и исторических процессах, влияющих на воспроизводство человеческого капитала:
К опасностям в воспроизводстве человеческого капитала на современном этапе развития экономики можно отнести:
Какие
тенденции в воспроизводстве
человеческого капитала будут преобладать
– позитивные или негативные? Это зависит
от позиций всех его участников государства,
предприятий и организаций, населения.
Если их поведение будет экономически
и социально эффективным, то негативные
тенденции, перечисленные выше, удастся
блокировать. Учитывая это, в рамках
поискового прогнозирования необходимо
рассмотреть возможные альтернативы сегодняшнему
поведению участников процесса воспроизводства
человеческого капитала В первую очередь
следует сосредоточиться не на
частных проблемах, как бы важны они ни
были, а на системных, т.е. тех, от которых
зависит развитие не отдельных элементов,
а всей социально - трудовой сферы. Определение
форм участия государства в процессах
воспроизводства человеческого капитала
очень важно. Российская экономика настоятельно
требует быстрого изменения качества
(и структуры) человеческого капитала.
Ресурсов же для этого ни у предприятий,
ни у населения явно недостаточно. Разорвать
порочный круг без активного участия государства
невозможно, однако полагаться только
на его силы было бы не реалистично[2].
1.5 Конкурентоспособность фирмы
Понятие конкурентоспособности
Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.
Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения:
О чем говорит практика? Коль сформирован определенный общий взгляд на конкурентоспособность, попробуем обратиться к разбору практического примера. Возможно, он в чем-то обогатит общее определение, а вкупе со всем тем, что мы уже знаем, позволит составить достаточно полное представление об обсуждаемом предмете.
В ожесточенной борьбе американских и японских производителей почти на всех рынках передовых технологий позиции японцев пока выглядят предпочтительнее. За счет чего? Почти единодушный ответ в 70-е годы был таким: цена и качество. Но уже десятилетие назад уровень сбытовой, рекламной и сервисной культуры японских фирм стал привлекать все большее внимание маркетологов всего мира. А сегодня уже говорят и о том, что "философия качества", характерная для японцев, становится лишь составной частью формирующейся ныне их собственной "философии обслуживания".1 Все это более или менее совпадает с основными позициями, отмечавшимися ранее. Но вот что интересно: ряд американских исследователей и бизнесменов давно и упорно говорят о том, что Япония быстрее сформировала путем умелой пропаганды мнение о высочайшем качестве своих товаров, нежели действительно показывает его на практике. Даже допуская здесь значительную долю преувеличения и уязвленного самолюбия, заметим, что в целом "имидж страны" дает ощутимую прибавку к конкурентоспособности ее товаров.
Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала поэтому просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:
Информация о работе Человеческий капитал и конкурентоспособность организации