Бюрократия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

В начале XXI века Россия столкнулась с рядом проблем политического, социально-экономического, культурного характера, которые привели к необходимости поиска ценностных составляющих деятельности бюрократической организации и форм развития общества. В ходе преобразований, проводимых в российском обществе, особое внимание привлекают процессы, связанные с развитием бюрократии, формированием соответствующего социального слоя. Любое современное государство немыслимо без бюрократии, выполняющей значительный объем работы по осуществлению государственных задач и функций.

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологический аспект изучения бюрократии
1.1Понятие бюрократии, теории бюрократии
1. 2История возникновения бюрократии
2. Место бюрократии в системе российской государственной власти
2.1 Проблема бюрократизации управления
2.2 Особенности российской бюрократии
3. Практический опыт исследования российской бюрократии
3.1 Эмпирические исследования бюрократии в России
3.2 Рекомендации по оптимизации организационной структуры бюрократического аппарата

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 117.60 Кб (Скачать)

   Знаменательно, что  анализ данной проблемы специалистами привел к неутешительному выводу: характерной отличительной чертой людей, добив-шихся высокого социального статуса, прежде всего во властной сфере, является их слабая «привязка» к существующим в обществе моральным устоям. 15

Нравственная ситуация в сфере государственной службы по-прежнему характеризуется как противоречивая, неустойчивая, конфликтная. Нравственное отторжение народа от государственных институтов и их представителей — главная причина известной нестабильности общества, его раздробленности, внутренних антагонизмов. В этих условиях в любой момент, при любой  ситуации возможна совершенно непредсказуемая реакция населения. Вл-сти никак не могут полагаться на то, что их действия будут приняты людьми и тем более одобрены ими. 16

 Это, в частности,  было отмечено Президентом РФ  В.В. Путиным в ежегодном Послании  Федеральному Собранию Российской  Федерации: «Особенностью последнего  времени стало то, что недобросовестная  часть бюрократии (как федеральной,  так и местной) научилась потреблять  достигнутую стабильность в своих корыстных интересах».17

   В то же время  является очевидной справедливость  оценки видного австрийского  ученого Людвига фон Мизеса, который в своем труде о бюрократии писал: «Бесполезно критиковать то, что бюрократ педантично соблюдает жесткие правила и предписания. Такие правила необходимы... Эти правила являются единственным средством обеспечить верховенство закона при ведении государственных дел и защитить граждан от деспотического произвола». Нет ли здесь противоречия? Абсолютно нет.

   Бюрократия сама  по себе нейтральна — ни  хороша и ни плоха. Это особая  технология, метод, который может  быть применен в различных  сферах человеческой деятельности. Имеется область, где бюрократические методы необходимы. Это деятельность государственного аппарата. Пока будет аппарат управления, будет и бюрократия.

   Речь идет об  опасности современного российского  бюрократизма как замкнутого, действующего  по законам иерархии, жесткого  механизма власти, стоящего над  законом и волей членов общества. Эта власть превращается в  самодовлеющую организацию, функционирующую  исходя лишь из собственных интересов, предающую забвению интересы общества. Все более заметными становятся такие свойства бюрократизма, как отчуждение аппарата от народа, социальная замкнутость, кастовое равнодушие к интересам населения.

   Во всем многообразии  бюрократических проявлений можно  все же выде-лить более или менее крупные блоки.

   Во-первых, это различные  формы превращения деятельности  отдельных административно-управленческих органов (либо некоторых сторон их дея-тельности) в самоцель. Отсюда формализм, местничество, ведомственность, безразличие к судьбе человека, к конечным результатам общих усилий, разрастающееся бумаготворчество. Становится все более актуальной проблема «зачумления» чиновников различными инструкциями, циркулярами, регламентами и т.д. К примеру, в той же Государственной Думе в 2006 году было издано более десяти нормативно-правовых актов, предельно регламентирующих правила работы с документами, служебный распорядок, должностные права и обязанности и т.д., причем и количественно и качественно эти документы практически подавляют любые проявления инициативы и самостоятельности.18

   Во-вторых, безропотную  исполнительность, использование служебной информации в личных целях. Прямое следствие бюрократизма — это безграничное применение т.н. административного ресурса, в том числе, а в последнее время особенно, в политических целях.

   В-третьих, консерватизм  и догматизм, различные формы  административного ограничения участия общественности в управлении, недоверие к общественной инициативе. Одно из классических проявлений бюрократизма — административная пассивность.

   Однако самую серьезную  угрозу представляет такое порождение  бюрократизма как коррупция, взяточничество. Не случайно именно в недрах чиновничьего сообщества несколько лет назад активно внедрялся новый термин — «должностная рента» — как официальное прикрытие коррупции.

   На наш взгляд, современный российский бюрократизм  — не просто монополизация  осуществления власти аппаратом,  а как бы вторая власть, разлагающая  единую систему власти.

   Абсолютно правильная  стратегия укрепления вертикали  власти все более обременяется  разрастанием бюрократического  аппарата, объективно препятствующим (уже в силу своей легионности) прохождению управленческих сигналов и импульсов.

   Кроме того, характерной  тенденцией становится развитие  регионально-национальных особенностей бюрократической системы.

        Бюрократизация и коррупция аппарата, широкое участие должностных лиц в коммерческих предприятиях, совмещение одними и теми же людьми нескольких постов в законодательных и исполнительных органах власти, правовой нигилизм, недостаточная проработанность законодательных актов, указов и постановлений, непродуманные высказывания представителей «верхов», попытки ограничения конституционных прав людей, неспособность противостоять нарастающему валу преступности — все это самым серьезным образом компрометирует чиновничество и всю систему государственного управления.19

 

Выводы по главе.

Бюрократизация аппарата управления означает формирование системы  управления, иерархию должностей, разделение функций и власти, нисходящую лестницу подчинения.

 Наибольшее развитие  бюрократия получила в условиях  существования административно  – командной системы управления, существовавшего в то время принципа демократического централизма в системе руководства и управления.

Бюрократическая организация  имеет структуру пирамиды с высшим руководителем в верхней точке, который распределяет весь объем  работы организации и делегирует ответственность за каждую часть общей задачи своим заместителям.

Организационная структура бюрократии создана на основе деления всех задач на серии четко определенных должностных обязанностей и функций. Каждой функции придается ответственность за выполнение определенной задачи и предоставляется необходимый инструментарий управления

Единые нормы и процессы являются основой стандартизации действий, их последовательности и этапов. Они  предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в организации.

  В бюрократической системе существуют не отношения человека с человеком, а роли с ролью. Организационная структура и должностные инструкции предписывают то, что ожидается от каждого индивидуума.

В России бюрократия фактически сегодня представляет собой такую  форму осуществления власти, при  которой общая воля организации  подменяется волей группы лиц.

 

3. Практический  опыт исследования российской  бюрократии

3.1 Анализ исследования  бюрократии в России

 

Проведен анализ вторичных данных по результатам  нескольких социологических исследований бюрократии в России,

Два исследования были проведенны Институтом социологии (ИКСИ) Российской Академии наук совместно с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ. Первое исследование на тему «Бюрократия и власть в новой России» носило массовый характер, оно было проведено в июле 2005 г. во всех территориально-экономических районах страны (согласно районирования, принятого Росстатом), опрошено 1500 респондентов, представляющих 11 социальных групп населения: рабочих предприятий, шахт и строек; инженерно-техническую и гуманитарную интеллигенцию (преподаватели вузов, ПТУ, ученые, учителя школ); работников торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи; служащих; предпринимателей малого и среднего бизнеса; военнослужащих и сотрудников МВД; жителей сел и деревень; городских пенсионеров; студентов вузов; безработных. Опрос проводился в 58 поселениях, пропорционально населению мегаполисов, областных центров, районных городов и сел.

Второй опрос  представляет собой экспертный характер. В роли экспертов выступали госслужащие, чиновники, работающие в системе госуправления на нижнем и среднем уровнях. Были опрошены 300 работников районных, городских, областных администраций (мэрий).

Так же проведен анализ исследований Фонда «Общественное  мнение», прошедшего в 2010 году, где приняли участие 1500респондентов различных групп населения из 46 регионов страны.

Рассмотрены результаты исследования фонда  "Кризисные  исследования и антикризисные разработки", проведенного в 2009 году, где методом экспертных оценок были опрошены специалисты в области экономики, политики, социологии и государственного управления.

Большинство населения считает  деятельность российской бюрократии неэффективной (57,1%).  Лишь каждый десятый оценивает  функционирование российской бюрократии в той или иной степени положительно (9,6%).  Утверждение,  что российская бюрократия неэффективна,  приобрело характер некой константы общественного мнения,  присущей всем слоям и группам населения.  Россияне разного возраста и уровня материальной обеспеченности,  проживающие в различных поселениях и придерживающиеся самых разных идейно-политических предпочтений в большинстве дают негативную оценку работе российской бюрократии -  от 50%  молодежи до 56-62%  респондентов других возрастных групп;  от 53,1%  хорошо обеспеченных до 57,6%  плохо обеспеченных;  от 52,8%  живущих в селах до 66,9%  жителей мегаполисов.20 
       Народ сегодня уверен, что главная беда России - это засилье бюрократов и их сращивание с крупным капиталом. Люди считают, что из-за них расцвела коррупция, они мешают развитию малого и среднего бизнеса и предают общенациональные интересы. А вот чиновники собой довольны и считают, что их главное достоинство - профессионализм.  
И если понятия "государство" и "государственные служащие" вызывают у наших сограждан скорее позитивное чувство, то "власть" и "чиновничество" - резко негативное. Любопытно, что самой бюрократии термин "чиновник" тоже не нравится. Все они хотят быть государственными служащими. Хуже всего народ относится к высшему чиновничеству - слою, который Владимир Путин назвал в своем Послании "надменной кастой".

Результаты исследования показали, что наиболее коррумпированными  институтами россияне считают власть на местах (на нее указали 40,9% опрошенных) и правоохранительные органы (33,8%). Кроме того, среди пораженных коррупцией институтов были названы судебная система (22%), крупный бизнес (18,5%), федеральное правительство (17,2%), медицина и образование (17,7%), военкоматы (14,8%).

При этом наименее коррумпированными, по мнению россиян, являются политические партии (3,4%), парламент (3,2%) и средства массовой информации (2,3%).

Любопытно, что каждому  третьему опрошенному лично не приходилось давать деньги и подарки людям, от которых зависело решение его проблем. Еще примерно треть участников опроса признали, что им приходилось это делать, но "в единичных случаях".

Согласно результатам  исследования, к наиболее типичным ситуациям, когда россиянам приходилось  вручать "подарки", можно отнести  общение с работниками медицины и образования (30,5%), общение с  сотрудниками ГАИ (19%), чиновниками (15,4%) и с сотрудниками милиции (10,1%).

По мнению россиян, наиболее эффективно с коррупцией борются  ФСБ (21,6%) и президент (19%). Одновременно респонденты придерживаются невысокого мнения о роли гражданского общества в борьбе с коррупцией. Роль правозащитных и других общественных организаций в борьбе с коррупцией отметили лишь 7,9% опрошенных, а роль СМИ - около 8,5%.21

Более половины россиян (54%) выступают за радикальное сокращение чиновничества. А 65% госслужащих уверены, что такие реформы ничего не дадут. Граждане при этом выступают за усиление общественного контроля за деятельностью чиновников – 60%, за более тщательный отбор на государственные должности – 44% и за введение запрета на госслужбу для тех, кто был уличен в коррупции, население поддерживает предложение ужесточить наказания за особо тяжкие коррупционные деяния «вплоть до смертной казни». 46,2% россиян считают, что этот шаг снизит уровень коррупции. Доля скептиков, полагающих, что такая мера никак не повлияет на уровень коррупции, почти вдвое меньше - 25,3%. В свою очередь, сами чиновники убеждены, что для более эффективной работы надо и производить тщательный отбор кандидатов (52%), и повысить заработную плату (за это предложение высказались 40% опрошенных бюрократов). В целом, как показал опрос, в обществе преобладает мнение, что "коррупцию в принципе невозможно победить". Так считает более половины опрошенных россиян - 53,8%.

Также выяснилось, что две  трети населения страны оценили  деятельность государственных чиновников как неэффективную. У чиновников на это оказался диаметрально противоположный взгляд. Две трети чиновников на просьбу дать оценку своему труду ответили, что без них невозможна нормальная работа государства.

Еще интереснее экспертам  стало, когда они опросили респондентов на тему деловых и нравственных качеств  российского и западноевропейского  чиновника. Если для заграничного бюрократа  простые россияне выбрали из списка качеств «компетентность» и «неподкупность», то отечественному не посчитали нужным приписать ни одного положительного качества. Российский чиновник, по версии населения, оказался «равнодушным» (63,7%), «продажным» (58,5%), «безразличным к интересам своей страны» (41,1%), «некомпетентным» (31,1%), «необразованным и грубым» (26%).22

Информация о работе Бюрократия в России