Библиотечные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночной экономике библиотеки оказались в весьма невыгодной ситуации. Хотя и считается, что Россия отказалась от остаточного принципа финансирования учреждений культуры и искусства, на деле же, в условиях еще недавней экономической нестабильности и, даже сейчас, в период роста экономики, этот принцип еще действует. Бюджетное финансирование библиотек значительно отстает от возрастающих под влиянием инфляции и современных требований потребностей в финансовых средствах.

В настоящее время в библиотеках происходят стремительные перемены. Перед любой библиотекой возникает двойная проблема: сохранение и поддержание традиционных ресурсов, и внедрение новых технологий.

Работа содержит 1 файл

Библиотека.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

     В 2008 году была разработана ведомственная целевая Программа развития библиотечного дела в Челябинской области на 2009-2011 годы   

    2.1. Основные цели  и задачи программы развития библиотечного дела в Челябинской области

 

 

      Основной  целью Программы является создание условий для модернизации и развития библиотечного дела в Челябинской  области, обеспечения равного доступа  населения к информационным ресурсам.

      Для достижения поставленной цели определены основные задачи Программы:

      1) совершенствование библиотечного  обслуживания населения Челябинской  области в информационной, культурной  и образовательной сферах;

      2) формирование у населения  устойчивого интереса к чтению;

      3) развитие инновационных технологий  информационного обслуживания населения;

      4) развитие материально-технической  базы библиотек;

      5) обеспечение безопасности библиотек  и сохранности библиотечных фондов.

      Основными целевыми индикативными показателями реализации Программы избраны показатели, позволяющие адекватно оценить процессы достижения результатов, измерить на основе отобранных критериев результаты развития процессов в динамике, осуществить мониторинг реализации запланированных мероприятий Программы, оптимизировать финансовые расходы из всех источников финансирования.

      Оценка  достижений эффективности деятельности по реализации мероприятий Программы  осуществляется посредством мониторинга  на основе  индикативных показателей (таблица 1).

      Таблица 1  

№ п/п Наименование  целевого индикатора Единица измерения Значение показателя 

по годам

2009 2010 2011
1 2 4 5 6 7
1. охват населения  библиотечным обслуживанием процент 39,95 40,48 41,00
2. рост числа  читателей на тыс.человек 20,0 20,0 20,0
3. обновление  фондов библиотек процент 3,0 3,0 3,0
4. доля цифровых информационных ресурсов (электронных издании и аудиовизуальных документов) в общем объеме фондов библиотек процент 1,53 1,76 2,00
5. обновление  технического оснащения  областных библиотек процент 10,0 10,0 10,0
обновление  технического оснащения  муниципальных библиотек процент 5,0 5,0 5,0
 

 

    2.2. Перечень и краткое  описание мероприятий  программы

 

 

      Мероприятия Программы предусматривают разработку нормативной правовой базы, организационные  и финансово-экономические мероприятия  за счет средств федерального и областного бюджетов.

        Для развития библиотечного дела  в Челябинской области необходимо  обеспечить:

      1)  развитие сети публичных библиотек Челябинской области;

      2) целенаправленное комплектование  фондов библиотек Челябинской  области;

      3) формирование электронных информационных ресурсов Челябинской области;

      4) сохранность библиотечных фондов;

      5) информатизацию библиотек Челябинской  области;

      6) поддержку и продвижение книги  и чтения;

      7) сохранение и укрепление кадрового  состава библиотек Челябинской  области.

      Развитие сети публичных библиотек Челябинской области предусматривает:

      1) создание регионального центра  электронных документов на базе  Государственного учреждения культуры  «Челябинская областная универсальная  научная библиотеке» (далее именуется  - ЧОУНБ);

      2) создание модельных сельских библиотек на базе муниципальных библиотек Челябинской области (перечень библиотек в таблице 4);

      3) создание модельных детских библиотек  на базе специализированных детских  библиотек муниципальных образований  и муниципальных библиотек, обслуживающих детей (перечень библиотек в таблице 5);

      4) создание молодежных интеллект-центров  на базе библиотеки-филиала №2  Магнитогорской централизованной  библиотечной системы, библиотеки-филиала  №5 Златоустовской централизованной  библиотечной системы и библиотеки-филиала №20 Миасской централизованной библиотечной системы;

      5) открытие медиацентра на базе  Государственного учреждения культуры  «Челябинская областная юношеская  библиотека» (далее именуется  - ЧОЮБ).

      Целенаправленное  комплектование фондов библиотек Челябинской области обеспечивается:

      1) регулярным анализом состава  книжного фонда публичных библиотек  области и разработкой рекомендаций  по формированию ядра документальных  фондов;

      2) ежегодным приобретением 900 тысяч  экземпляров литературы, аудиовизуальных документов, готовых информационных ресурсов.

      Формирование  электронных информационных ресурсов включает в себя:

      1) ретроконверсию генерального карточного  каталога ЧОУНБ в электронный  каталог;

      2) создание сводной базы данных  «Челябинская область»;

      3) создание библиографической базы  данных «Свод книжных памятников  Челябинской области»;

      4) развитие опорного центра Сводного  каталога библиотек России в  Челябинской области на базе  ЧОУНБ.

      Обеспечение сохранности библиотечных фондов представляет собой:

      1) перевод наиболее ценной части  фонда ЧОУНБ на микроносители  (микрофильмирование);

      2) оцифровку коллекции редкой краеведческой  книги и журналов  
XIX-XX веков из фондов ЧОУНБ (Уральская электронная библиотека);

      3) развитие регионального центра  консервации библиотечных фондов на базе ЧОУНБ;

      4) установку электронных систем  защиты фондов  
от несанкционированного выноса в ЧОУНБ и ЧОЮБ.

      Информатизация  библиотек Челябинской области  осуществляется путем:

      1) приобретения компьютеров и оргтехники  для государственных областных библиотек;

      2) приобретения лицензионного программного  обеспечения для компьютерного  парка государственных областных  библиотек;

      3) обновления серверного оборудования  государственных областных библиотек;

      4) обновления компьютеров и оргтехники  в центрах общественного доступа к информационным сетям муниципальных образований области.

      Поддержка и продвижение книги и чтения включает в себя цикл крупномасштабных областных мероприятий, позволяющих  привлечь внимание общественности к  проблемам чтения, повысить привлекательность библиотек области, привлечь в библиотеки потенциальных читателей, расширить спектр библиотечно-информационных услуг, продвигать книгу и чтение в средствах массовой информации.

      Сохранение  и укрепление кадрового состава  библиотек области подразумевает проведение областного конкурса профессионального мастерства библиотечных работников, который позволит ежегодно поощрять лучших библиотекарей области, выделить лучшие библиотеки и перспективные инновационные библиотечные проекты, повысить престиж профессии. 

      Перечень  мероприятий Программы с указанием  направлений расходования средств, источников финансирования и сроков реализации в разрезе каждого  мероприятия представлен в приложении 1.

 

 

    Заключение

 

    Использование в практике российских библиотек арсенала инициативных форм и методов хозяйствования позволит обеспечить их конкурентоспособность и адекватность формирующимся рыночным отношениям в библиотечно-информационной сфере.

    Современная отечественная библиотека является полноценным субъектом права и как малая экономическая единица заинтересована в четкой внутренней регламентации повседневных взаимоотношений с пользователями в режиме дополнительного обслуживания. В качестве правового алгоритма реализации инициативных направлений деятельности должна рассматриваться система профильной внутрибиблиотечной нормативной документации, центральное звено в которой занимают Положения о конкретных аспектах сверхнормативного функционирования и отдельных проблемно ориентированных (целевых) подразделениях, а также различные виды договоров.

    Юридически  грамотное документальное оформление многовариантной инициативной хозяйственной деятельности позволит библиотечному учреждению успешно выступать на интенсивно развивающимся рынке услуг/продукции, выполняя присущую ему социальную миссию и одновременно решая задачи внебюджетного финансирования необходимых направлений работы.

       С переходом от системы бесплатного  потребления библиотечных услуг  к системе смешанного их распределения  возникает огромное количество проблем, связанных с этическими аспектами библиотечного обслуживания. Там, где правовые документы действительно регулируют библиотечную деятельность, решать этические проблемы хотя и сложно, но все же возможно. В нашей стране, осуществляющей перестройку всей системы управления народным хозяйством, когда к тому же происходит полная замена правового механизма в области библиотечного дела, этические аспекты библиотечного обслуживания приобретают особую остроту.

       Как уже говорилось, госбюджетное финансирование библиотек осуществляется через систему перераспределения национального дохода. Этот механизм функционирует тем успешнее, чем соразмернее удерживаемый государством налог потребляемым общественным благам. Но по мере ужесточения экономической ситуации бесплатность общественных благ все более становится под сомнение. Теперь уже не только библиотечное сообщество, но и читатели начинают склоняться к мысли о необходимости введения прямых потребительских расходов на библиотечные услуги.

       Однако  публичные библиотеки скованы множеством управленческих параметров, в том числе деятельностью местных властей, законами, традициями, дефицитом ресурсов, рамками соглашений внутри библиотечного сообщества. Для того, чтобы проанализировать весь комплекс проблем, возникающих из-за этих ограничений, необходимо привлечь специалистов других отраслей - экономистов, социологов, политологов, юристов.

     Что же касается реализации мероприятий Ведомственной целевой программы развития библиотечного дела в Челябинской области на 2009-2010 годы, то она позволит:

      1) повысить эффективность научной  и инновационной деятельности  в библиотечном деле Челябинской  области;

      2) внедрить новые информационные  технологии, обеспечивающие высокое  качество библиотечного обслуживания  населения Челябинской области;

      3) повысить качество управления информационными библиотечными процессами;

      4) развить кадровый потенциал библиотек  Челябинской области. 

 

    Список  литературы

 
  1. Басов С.А. Методологическое значение цели в исследовании библиотечной деятельности // Вопросы  управления библиотечными системами. - М., 2006.
  2. Библиотечное дело: Терминол. словарь. - M.: Kнига, 2006
  3. Библиотечно-информационный маркетинг: Сб. переводов. – М., 1991.
  4. Библиотеки Челябинского региона - юношеству: аналитический обзор отчетов ЦБС области за 2008 год: вып. 8 / сост. Т.Р. Елисеева. – Челябинск: ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека», 2009. - 54 с.
  5. Брежнева В. В. Мишкина В. А. Информационное обслуживание. Продукты и услуги библиотеки и информационных центров. – СПб., 2004. – 304 с.
  6. Борхард П., Флодоль Ш. Концепция маркетинга для публичных библиотек. – М., 2003. – 144 с.
  7. Бубекина Н. В. Экономические аспекты деятельности библиотек на современном этапе: Методическое пособие. – М.: Либерия, 1999.
  8. Дворкина М.Я. Модель технологии библиотечного обслуживания // Сов. библиотековедение. - 1988. - N 5. - C. 56 - 62.
  9. Дворкина М.Я. Что представляет собой библиотечная услуга // Там же. - 2010. - N 1.
  10. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. - М.: МГУ, 2001.
  11. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. – М., 2007. – 144 с.
  12. Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: Учеб. Пособие. – М.: Издательство МНУК, 2008. – 136 с.
  13. Клюев В. К. Современная библиотека: Финансово-экономические аспекты деятельности: Практ. пособие. – М., 2003. – 144 с.
  14. Коскяла С. Платные услуги в библиотеках и информационных центрах Финляндии: политика и структура цен // Науч. и техн. б-ки. - 2002.
  15. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - М.: Книга, 2001.
  16. Суслова И. М. Библиотечный менеджмент: Современная концепция управления. // Библиотека. - № 12. – 2005. – с. 16-20.
  17. Фенелопов Е. А. Критерий и показатели экономической эффективности и методика их применения в библиотечном деле. – М.: Пашков дом, 2002. – 106 с.
  18. http://www.culture-chel.ru/
  19. http://vmo.rgub.ru/lib_activity/reports/chelyabinsk_09.php
  20. http://unilib74.ru/unilib/readcenter/tema/god-chteniya

Информация о работе Библиотечные услуги