Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа
При переходе к рыночной экономике библиотеки оказались в весьма невыгодной ситуации. Хотя и считается, что Россия отказалась от остаточного принципа финансирования учреждений культуры и искусства, на деле же, в условиях еще недавней экономической нестабильности и, даже сейчас, в период роста экономики, этот принцип еще действует. Бюджетное финансирование библиотек значительно отстает от возрастающих под влиянием инфляции и современных требований потребностей в финансовых средствах.
В настоящее время в библиотеках происходят стремительные перемены. Перед любой библиотекой возникает двойная проблема: сохранение и поддержание традиционных ресурсов, и внедрение новых технологий.
В
2008 году была разработана ведомственная
целевая Программа развития библиотечного
дела в Челябинской области на 2009-2011 годы
Основной целью Программы является создание условий для модернизации и развития библиотечного дела в Челябинской области, обеспечения равного доступа населения к информационным ресурсам.
Для достижения поставленной цели определены основные задачи Программы:
1)
совершенствование
2) формирование у населения устойчивого интереса к чтению;
3)
развитие инновационных
4)
развитие материально-
5)
обеспечение безопасности
Основными целевыми индикативными показателями реализации Программы избраны показатели, позволяющие адекватно оценить процессы достижения результатов, измерить на основе отобранных критериев результаты развития процессов в динамике, осуществить мониторинг реализации запланированных мероприятий Программы, оптимизировать финансовые расходы из всех источников финансирования.
Оценка достижений эффективности деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляется посредством мониторинга на основе индикативных показателей (таблица 1).
Таблица
1
№ п/п | Наименование целевого индикатора | Единица измерения | Значение
показателя
по годам | ||
2009 | 2010 | 2011 | |||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | охват населения библиотечным обслуживанием | процент | 39,95 | 40,48 | 41,00 |
2. | рост числа читателей | на тыс.человек | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
3. | обновление фондов библиотек | процент | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
4. | доля цифровых информационных ресурсов (электронных издании и аудиовизуальных документов) в общем объеме фондов библиотек | процент | 1,53 | 1,76 | 2,00 |
5. | обновление технического оснащения областных библиотек | процент | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
обновление технического оснащения муниципальных библиотек | процент | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
Мероприятия
Программы предусматривают
Для развития библиотечного
1) развитие сети публичных библиотек Челябинской области;
2)
целенаправленное
3) формирование электронных информационных ресурсов Челябинской области;
4)
сохранность библиотечных
5)
информатизацию библиотек
6) поддержку и продвижение книги и чтения;
7)
сохранение и укрепление
Развитие сети публичных библиотек Челябинской области предусматривает:
1)
создание регионального центра
электронных документов на
2) создание модельных сельских библиотек на базе муниципальных библиотек Челябинской области (перечень библиотек в таблице 4);
3)
создание модельных детских
4)
создание молодежных интеллект-
5)
открытие медиацентра на базе
Государственного учреждения
Целенаправленное комплектование фондов библиотек Челябинской области обеспечивается:
1)
регулярным анализом состава
книжного фонда публичных
2) ежегодным приобретением 900 тысяч экземпляров литературы, аудиовизуальных документов, готовых информационных ресурсов.
Формирование электронных информационных ресурсов включает в себя:
1)
ретроконверсию генерального
2) создание сводной базы данных «Челябинская область»;
3)
создание библиографической
4)
развитие опорного центра
Обеспечение сохранности библиотечных фондов представляет собой:
1) перевод наиболее ценной части фонда ЧОУНБ на микроносители (микрофильмирование);
2)
оцифровку коллекции редкой
XIX-XX веков из фондов ЧОУНБ (Уральская электронная
библиотека);
3) развитие регионального центра консервации библиотечных фондов на базе ЧОУНБ;
4)
установку электронных систем
защиты фондов
от несанкционированного выноса в ЧОУНБ
и ЧОЮБ.
Информатизация библиотек Челябинской области осуществляется путем:
1)
приобретения компьютеров и
2)
приобретения лицензионного
3)
обновления серверного
4)
обновления компьютеров и
Поддержка и продвижение книги и чтения включает в себя цикл крупномасштабных областных мероприятий, позволяющих привлечь внимание общественности к проблемам чтения, повысить привлекательность библиотек области, привлечь в библиотеки потенциальных читателей, расширить спектр библиотечно-информационных услуг, продвигать книгу и чтение в средствах массовой информации.
Сохранение и укрепление кадрового состава библиотек области подразумевает проведение областного конкурса профессионального мастерства библиотечных работников, который позволит ежегодно поощрять лучших библиотекарей области, выделить лучшие библиотеки и перспективные инновационные библиотечные проекты, повысить престиж профессии.
Перечень
мероприятий Программы с
Использование в практике российских библиотек арсенала инициативных форм и методов хозяйствования позволит обеспечить их конкурентоспособность и адекватность формирующимся рыночным отношениям в библиотечно-информационной сфере.
Современная отечественная библиотека является полноценным субъектом права и как малая экономическая единица заинтересована в четкой внутренней регламентации повседневных взаимоотношений с пользователями в режиме дополнительного обслуживания. В качестве правового алгоритма реализации инициативных направлений деятельности должна рассматриваться система профильной внутрибиблиотечной нормативной документации, центральное звено в которой занимают Положения о конкретных аспектах сверхнормативного функционирования и отдельных проблемно ориентированных (целевых) подразделениях, а также различные виды договоров.
Юридически грамотное документальное оформление многовариантной инициативной хозяйственной деятельности позволит библиотечному учреждению успешно выступать на интенсивно развивающимся рынке услуг/продукции, выполняя присущую ему социальную миссию и одновременно решая задачи внебюджетного финансирования необходимых направлений работы.
С переходом от системы бесплатного потребления библиотечных услуг к системе смешанного их распределения возникает огромное количество проблем, связанных с этическими аспектами библиотечного обслуживания. Там, где правовые документы действительно регулируют библиотечную деятельность, решать этические проблемы хотя и сложно, но все же возможно. В нашей стране, осуществляющей перестройку всей системы управления народным хозяйством, когда к тому же происходит полная замена правового механизма в области библиотечного дела, этические аспекты библиотечного обслуживания приобретают особую остроту.
Как уже говорилось, госбюджетное финансирование библиотек осуществляется через систему перераспределения национального дохода. Этот механизм функционирует тем успешнее, чем соразмернее удерживаемый государством налог потребляемым общественным благам. Но по мере ужесточения экономической ситуации бесплатность общественных благ все более становится под сомнение. Теперь уже не только библиотечное сообщество, но и читатели начинают склоняться к мысли о необходимости введения прямых потребительских расходов на библиотечные услуги.
Однако публичные библиотеки скованы множеством управленческих параметров, в том числе деятельностью местных властей, законами, традициями, дефицитом ресурсов, рамками соглашений внутри библиотечного сообщества. Для того, чтобы проанализировать весь комплекс проблем, возникающих из-за этих ограничений, необходимо привлечь специалистов других отраслей - экономистов, социологов, политологов, юристов.
1)
повысить эффективность
2)
внедрить новые информационные
технологии, обеспечивающие высокое
качество библиотечного
3) повысить качество управления информационными библиотечными процессами;
4)
развить кадровый потенциал