Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа
При переходе к рыночной экономике библиотеки оказались в весьма невыгодной ситуации. Хотя и считается, что Россия отказалась от остаточного принципа финансирования учреждений культуры и искусства, на деле же, в условиях еще недавней экономической нестабильности и, даже сейчас, в период роста экономики, этот принцип еще действует. Бюджетное финансирование библиотек значительно отстает от возрастающих под влиянием инфляции и современных требований потребностей в финансовых средствах.
В настоящее время в библиотеках происходят стремительные перемены. Перед любой библиотекой возникает двойная проблема: сохранение и поддержание традиционных ресурсов, и внедрение новых технологий.
Понятно, что предложение библиотекой традиционных и рыночных услуг невозможно без построения модели потребительского выбора и определения рыночной корзины информационно-библиотечных услуг. Следует отметить, что и отечественные, и зарубежные специалисты единодушны в мнении о том, что социально значимые услуги должны быть общедоступными, а значит бесплатными. Для услуг меньшей социальной значимости предполагается свобода рыночного выбора и платность.
Что касается подходов к определению номенклатуры социально значимых услуг, то здесь единого мнения нет, поскольку существуют немалые методологические трудности в области их классификации.
Так, если исходить при создании номенклатуры бесплатных услуг из общественных (групповых, индивидуальных) потребностей в них, то можно принять в качестве основополагающего принципа то,что эти потребности отражаются в задачах, которые общество ставит перед библиотекой, рассматривая ее как учреждение, способствующее социализации личности и ее адаптации в этом обществе. Таким образом, в идеале в каждой библиотечной услуге должны реализоваться эти задачи, но уровень социальной полезности будет различным в бесплатных и оплачиваемых услугах.
Если
исходить из предложенной С.А.Басовым
классификации библиотечных услуг,
то можно выявить следующие
Очевидно, что в этом классе все услуги имеют социальную полезность. В использовании их заинтересованы не только абоненты, но и все общество в целом, так как оно косвенно участвует в производстве и предоставлении услуг через систему отчисления налогов на развитие библиотечного дела.
Коммуникативные услуги характеризуют библиотеку как социальное учрещение, в структуре которого библиотекарь выступает в качестве активного субъекта, формирующего интересы читателей в соотвотствии с общественной потребностью. Однако обслуживание как коммуникативный процесс предполагает активность не только библиотекаря, но и читателя. В процессе взаимодействия библиотечного специалиста с читателем используются в основном каналы предоставления беэдокументальных услуг, таких как беседа, дискуссия, конференция, обучение злементам культуры чтения и др.
Полезный результат этих услуг оценить достаточно сложно, поскольку он может значительно отставать во времени от момента оказания услуги. Тем не менее, социализирующая роль библиотеки здесь проступает отчетливо. Этот класс услуг наименее подвержен действию экономических законов, поскольку они неотделимы от производителя. Потребительная стоимость коммуникативной услуги определяется не только качеством и количеством задействованных в ней ресурсов, но и личными качествами исполнителя. Их коммуникативность и профессионализм влияют на конкурентноспособность услуги.
В
условиях неустойчивого рыночного
спроса, который колеблется не только
от изменений экономической
Можно согласиться с мнением Е.Н. Жильцова относительно необходимости выработки особых мер по согласованию спроса и предложения на рынке услуг. Речь идет о практике предварительных заказов, дифференциации оплаты за отдельные услуги в зависимости от сезонности и пиковых перепадов на услуги и т.п.
Услуги
библиотечного сервиса
Роль сервисных услуг заключается в приближении библиотечного обслуживания к читателю. Совершенно очевидно, что объем их увеличится в связи с внедрением новых механических средств.
Отдельные зарубежные специалисты вообще считают, что в качестве рыночных могут выступать лишь услуги, либо произведенные на основе современных автоматизированных технологий, либо представленные на базе современной вычислительной техники. Они обладают товарными свойствами: экономичны в плане затрат времени пользователей на поиск информации; удобны в употреблении, так как отчуждаются от производителя, тиражируются; их производство - это не просто разработка новой "упаковки" для традиционной услуги, но и создание нового библиотечного продукта, предполагающего оценку, переработку, анализ информации.
Поэтому можно согласиться с Р. Giacoma, что "граждане голосуют за те бесплатные услуги, которые они выбирают, своими читательскими билетами и за платное обслуживание - своими долларами".
Но как при этом потребители решают свои проблемы ограниченных ресурсов? Ведь свобода выбора библиотечных услуг в значительной степени ограничена их неосязаемостью, в связи с чем читатели могут судить о потребительских свойствах библиотечной услуги либо по аналогии с уже известными им продуктами, либо на основе мнения других читателей и рекламы. Bruce Р.Schauer предлагает исследовать библиотечные потребительные стоимости в терминах теории спроса, а библиотечные услуги - в терминах теории предложения. Теория спроса основывается на том, как потребители делают выбор между работой и досугом, между библиотечными и другими услугами на рынке. Многое здесь зависит от уровня занятости населения, его благосостояния, расходных изменений в бюджете потребителя. Определенную роль играют и традиции потребителей информации. M.Murphy отмечает, что потребители информации во всем мире консервативны. Освоив какую-либо систему или программу, они с большим трудом и нвжеланием переходят к новым приемам поиска информации или формам подачи материала. Библиотечные специалисты должны учитывать зто обстоятельство при разработке политики распределения услуг.
Несомненно, что последняя должна основываться на теории предложения. Теория предложения исследует пути организации различных факторов производства для получения конечного продукта, из которого извлекается доход. Кроме того, зта теория предполагает изучение различных способов организации рынка, оценку влияния зкономических факторов внешней среды на библиотечное производство. К числу их могут быть отнесены колебания цен на смежные товары, например печатную продукцию, или на услуги, имеющие косвенное отношение к распределению библиотечного продукта, скажем, на услуги почтовых организаций.
Следует согласиться с Bruce Р. Schauer, что теория предложения в применении к рынку информационных услуг позволяет исследовать пути оптимальной организации компонентов библиотечного производства для получения конечного продукта, эффективного как в экономическом, так и в социальном плане. А поскольку в структуре библиотечного производства имеют место как платные, так и бесплатные услуги, то ресурсы, используемые для производства услуг, могут оцениваться в стоимостном выражении, а цена потребительских выплат за услуги - в мерах времени, необходимых для их проиэводства и потребления. Такой подход позволяет при определенной ценовой политике основываться не на учете "узких" производственных затрат, а предусматривать издержки на длительный период, в течение которого формы и каналы обслуживания потребителей могут измениться.
В монографии приводятся поведенческая модель потребителя, параметрами которой являются понятие полезности, кривые индифферентности,показатели предельных темпов обмена услуг и уровень изменений в бюджете. Подобного рода модели позволяют осуществить глубокий анализ интенсивности фактического потребления отдельных видов библиотечных услуг, но требуют больших затрат и усилий для проведения серьезной исследовательской работы.
Анализ состояния библиотечного дела в Челябинской области выявил ряд проблем, на решение которых и направлен комплекс мероприятий Программы.
1.Сеть
публичных библиотек
2.
Важнейшей составляющей
Для
реализации своих общественных функций
и оптимального соответствия запросам
населения публичным
Обновление
совокупного библиотечного
3.
Расширение информационного
В 2007 году библиотеки Челябинской области имели в пользовании 1094 персональных компьютера. Во всех централизованных библиотечных системах установлены правовые базы данных (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс), предоставленные в пользование читателям. На сегодняшний день выход в сеть Интернет и адрес электронной почты имеют все центральные библиотеки муниципальных образований Челябинской области, однако их число едва превышает 12 процентов от общего количества библиотек Челябинской области.
Имеющийся объем техники лишь частично удовлетворяет внутренние потребности самой библиотеки и не может обеспечить в полном объеме доступ читателей к электронным ресурсам.
4.
В библиотеках Челябинской
Общее количество работников библиотек Челябинской области составляет 2769 человек, только 59,5 процента из них имеют специальное библиотечное образование (высшее или среднее профессиональное). К проблеме старения кадров добавляется отток специалистов, особенно с профильным образованием. Только в 2007 году уволилось более 180 человек, что составляет 7,5 процента от общего числа библиотечных работников. Процент сменяемости кадров в 2007 году составил 5,2 процента. На начало 2008 года в библиотеках Челябинской области имелось 67 вакансий. За последние 2 года в библиотеки Челябинской области пришли работать только 2 выпускника профильных высших и средних профессиональных учебных заведений.
5.
Помимо проблем, относящихся
Библиотеки Челябинской области являются общедоступными учреждениями культуры, обеспечивающими доступ к информации. Их опыт и роль в организации чтения населения области огромна. Укрепление материальной базы, обновление состава книжных фондов, развитие центров чтения привлечет дополнительный приток читателей и придаст библиотекам новый импульс в работе.