Библиотечные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночной экономике библиотеки оказались в весьма невыгодной ситуации. Хотя и считается, что Россия отказалась от остаточного принципа финансирования учреждений культуры и искусства, на деле же, в условиях еще недавней экономической нестабильности и, даже сейчас, в период роста экономики, этот принцип еще действует. Бюджетное финансирование библиотек значительно отстает от возрастающих под влиянием инфляции и современных требований потребностей в финансовых средствах.

В настоящее время в библиотеках происходят стремительные перемены. Перед любой библиотекой возникает двойная проблема: сохранение и поддержание традиционных ресурсов, и внедрение новых технологий.

Работа содержит 1 файл

Библиотека.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

    Введение

 

     При переходе к рыночной  экономике  библиотеки оказались в весьма невыгодной ситуации. Хотя и считается, что Россия отказалась от остаточного принципа финансирования учреждений культуры и искусства, на деле же, в условиях еще недавней экономической нестабильности и, даже сейчас, в период роста экономики, этот принцип еще действует. Бюджетное финансирование библиотек значительно отстает от возрастающих под влиянием инфляции и современных требований потребностей в финансовых средствах.

     В настоящее время в библиотеках  происходят стремительные перемены. Перед любой библиотекой возникает двойная проблема: сохранение и поддержание традиционных ресурсов, и внедрение новых технологий.

     Библиотеки  во все времена испытывали недостаток средств на существование и развитие. В последнее десятилетие прошлого столетия эта проблема особенно обострилась, когда резко был сокращен объем комплектования как книжными, так и периодическими изданиями, не было средств для поддержания и укрепления материально-технической базы. Бюджетного финансирования хватало лишь на выплату заработной платы сотрудникам.

     В этой ситуации сама жизнь заставила  изыскивать возможности по привлечению  дополнительных источников финансирования. Одним из таких источников стало внедрение в практику работы библиотек дополнительных платных услуг.

     Другой, появившейся немного позже, но не менее важной причиной оказания библиотеками дополнительных платных услуг, стала конкуренция библиотек с другими центрами и источниками информации, появившимися в следствии развития новых информационных технологий.

     В любом случае, чтобы привлечь потребителя к услугам библиотеки, сделать эти услуги конкурентоспособными, необходимо изучать рынок библиотечных услуг, спрос на них на определенной территории, в конкретной местности.

    Политика  организации и использования  библиотечных ресурсов, уровень государственной поддержки библиотек во многом зависят от определения сферы компетентности последних в меняющейся системе экономических отношений.

    Анализ  мирового библиотечного опыта показывает, что в условиях рыночной экономики  в сфере взаимоотношений библиотеки с государством имеют место,две противоположные тенденции.

    Поскольку общественно-государственная форма  собственности, предполагающая бесплатность библиотечного обслуживания за счет госбюджетного финансирования, начинает существовать наряду с другими формами собственности, библиотеки стремятся самостоятельно определять номенклатуру услуг, выступая против вмешательства государства во все сферы библиотечной деятельности.

    Одновременно, будучи по сути своей некоммерческими  организациями, библиотеки продолжают нуждаться в помощи и содействии государства в решении как экономических, так и правовых проблем. Но государство не устанавливает больше "жестких" программ обслуживания читателей, а выступает в роли закаэчика либо покупателя библиотечных услуг. Таким образом, государственные гарантии равных прав всем потребителям информации сводятся ныне к оплате из госбюцжета лишь части традиционных библиотечных услуг, которые предоставляются бесплатно.

    При этом неизбежно возникает вопрос о необходимости выработки механизма, на основе которого станет возможным конструктивное взаимодействие между рыночным и государственным регулированием производства и распределения библиотечных услуг.

    Самой актуальной сегодня, пожалуй, становится проблема выделения из всего комплекса традиционных библиотечных услуг тех, которые являются социально значимыми и могут иметь финансовую поддержку государства.

    Определение такого рода услуг потребует от библиотек  дополнительных затрат и усилий для  проведения глубокого анализа интенсивности фактического потребления отдельных видов услуг и форм библиотечного обслуживания в меняющейся экономической ситуации. Осуществить эту работу будет тем легче, чем полнее обобщен отечественный-и зарубежный опыт, разработаны конструктивные методики проведения исследований.

    В предлагаемой работе делается попытка  сопоставления различных взглядов на сущностные характеристики библиотечной услуги и ее экономическую оценку, на проблему создания социальнопсихологической и экономической среды, способствующей адаптации читателей к новым условиям функционирования библиотеки.

    Объем работы не позволяет полно осветить весь комплекс этических, правовых и  экономических проблем, связанных  с коммерциализацией деятельности библиотек. Тем не менее, представленные материалы дают возможность наметить подходы к разработке концепции обслуживания читателей в новой системе социально-экономических отношений.

 

    Глава 1. Библиотечная услуга.

    1. Характеристика  основных понятий

    Современная библиотека - сложный многофункциональный  организм, экономический механиэм развития которого специфичен. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, производство услуг в социальной сфере отличается от материально-вещественного производства значительно большей близостью к конечному потребителю благ. Библиотечнея услуга, за редким исключением, не подлежит хранению, ее потребление совпадает во времени и пространстве с производством услуги. Во-вторых, как справедливо отмечает Е.Н. Жильцов, такая симбиозная форма "потребительского производства не оставляет осязаемых результатов". Неосязаемая природа услуги осложняет процесс потребительского выбора и оценку ее полезности. Таким образом, библиотечное производство функционирует не столько в зависимости от спроса потребителей, сколько как объект формирования этого спроса. Отсюда большой удельный вес внеэкономических аспектов в структуре библиотечной деятельности, что усложняет адаптацию библиотек к меняющимся социально-экономическим отношениям.

    Будучи  по природе своей некоммерческими  организациями, библиотеки ориентированы на социальные цели и результаты - создание библиотечных услуг для удовлетворения и развития документально-информационных и коммуникативных потребностей членов общества. Однако жесткое давление внешних обстоятельств заставляет библиотечное сооощество решать целый комплекс этических, правовых и экономических проблем, связанных с коммерческой деятельностью библиотек. Подтверждением этому служит высказывание M.Murphy о том, что если библиотеки желают выжить, им нужно научиться четко определять свой продукт и добиваться финансирования из местных источников, федеральных подачек больше не будет. Причем, если в отечественной литературе эти проблемы рассматриваются в основном лишь в плане постановки на страницах специальной периодики, то за рубежом этому посвящены отдельные монографии.

    Естественно, что и отечественные, и зарубежные специалисты, прежде всего дают определение  библиотечной услуги. Оно достаточно лаконично в упоминавшейся уже  работе M.Murphy, который считает, что  библиотечные услуги - это те услуги, которые библиотека как общественный институт оказывает обществу, включающему в свою структуру данную библиотеку. К таким услугам относятся приобретение, организация и хранение материалов, поиск и предоставление информации.

    В отечественном библиотековеденим содержательную интерпретацию термина "библиотечная услуга" пытались дать Ю.П. Столяров, А.С. Арзуханов, Л.В. Камушкина, М.Я. Дворкина, С.А. Басов. Следует отметить отсутствие единства в трактовке этого термина, что характерно не только для библиотековедения. Имеют место также различные взгляды на сущность сферы услуг, характер труда в этой сфере, роли ее в народном хозяйстве.

    В "Кратком экономическом словаре" (М., 1989) услуга трактуется как результат  производственной деятельности предприятия (организации) или отдельного лица, направленной на удовлетворение определенной потребности человека.

    Что касается понятия "обслуживание", которое в библиотековедении  употребляется параллельно с  понятием "услуга", то оно в  словаре отсутствует.

    Библиотековеды, исследующие экономические аспекты деятельности библиотеки, пошли несколько дальше в определении названных понятий, чему в немалой степени способствовал деятельностный подход к названным социальным явлениям.

    Несмотря  на расширительное толкование термина "услуга", - им объединяют самые разнообразные процессы и продукты, не всегда имеющие отношение к библиотечной деятельности, - в библиотековедческой литературе услугой считается осуществленная деятельность библиотекаря, удовлетворяющая потребность читателя и получившая признание последнего. "Обслуживание" также предполагает затраты труда библиотечного работника, но результат не всегда приводит к удовлетворению потребности читателя. Например, обслуживанием можно считать процесс от начала выполнения заказа на книгу до момента ее предложения читателю. Если читатель удовлетворен предложенной ему книгой и формами обслуживания, значит достигнуты конечные результаты и можно говорить об оказании библиотечной уелуги. Такую же точку зрения высказывают и авторы монографии "Экономика органиэации библиотечного обслуживания". Рассуждая о том, что человеческие потребности удовлетворяются товарами, услугами и опытом, они замечают, что удовлетворенная потребность возникает от чтения самой книги, но не обязательно от процесса ее предоставления. Следовательно, понятие услуги, с одной стороны, содержательнее понятия обслуживания, но, с другой - оно более узкое, так как исключает ту деятельность, которая хотя и осуществлена при прямом типе связи между библиотекарем (производителем) и читателем (потребителем), но не была последним признана. Иными словами, процесс библиотечнего обслуживания может совершиться, но не привести к появлению услуги. Наиболее четко это обосновывает С.А. Басов. Исходя из соотнесения понятий "потребность", "цель" и "результат", он определяет услугу как совокупный конечный результат библиотечной деятельности, удовлетворяющий документально-коммуникативные потребности общества и личности, включающий в себя в качестве необходимого условия потребления форму ее предоставления абонентам. С.А. Басов справедливо отмечает, что существует большое разнообразие видов услуг, которые в зависимости от типов потребностей отдельных индивидов,общества в целом, а также результатов библиотечной деятельности можно сгруппировать в три класса:. документальные, коммуникативные и услуги библиотечного сервиса. На практике, однако, услуги перечисленных классов редко существуют в чистом виде, чаще всего они представляют собой неразрывную совокупность документа, выданного читателю, а также деятельности читателя и библиотекаря, протекающей при реализации услуги в условиях большей или меньшей комфортности.

    Таким образом, библиотечная услуга (в материальной и нематериальной ее формах) может  рассматриваться как товар, имеющий  стоимость, и одновременно как посредник обмена социальным опытом между читателями и библиотечными специалистами, причем второй аспект превалирует над первым в силу социальной направленности библиотечной деятельности. Именно социальная направленность формирует критерии качества и эффективности библиотечных услуг, обслуживания, а также определяет особенности распределительных отношений в сфере библиотечных услуг - они проявляются в платности, льготности и бесплатности их потребления.

    1.2. Библиотечная услуга  в меняющейся системе экономических отношений

    Переход библиотек от размеренной жизни  с устоявшимися традициями бесплатности либо льготности обслуживания основной части общества к политике принятия решений на грани риска - процесс  неизбежный. Неотвратимость такого пврехода связана со все возрастающими затратами библиотачного производства, использующего новые технологии и высококвалифицированных специалистов, а также с неуклонным ростом цен не печатную продукцию и информацию.

    Библиотечное  сообщество начинает понимать, что  нельзя использовать в качестве стимулов к труду лишь благие цели. Сторонники платности библиотечного обслуживания утверждают, что сентиментальный идеализм нежизнеспособен в нашем современном обществе, что некогда прославленная Американская Публичная библиотека превратилась в убежище бездомных и беспомощных и что библиотеки должны обладать правом собственности на произведенный ими продукт или услугу. "Почему всю черновую работу делают библиотечные специалисты, а весь блеск и славу получают информационные брокеры?" - такой вопрос задает в предисловии к книге "Платно или бесплатно?" Р. Giacoma.

    И еще один серьезный довод в  пользу платности обслуживания - люди не должны платить за то, что они  не будут использовать. На этот раз  речь идет о взимании налогов со всех членов общества, независимо от того, пользуются они библиотеками или нет.

    Однако  не менее веские доводы приводят и  противники платного библиотечного  обслуживания. Так, например, J.Govan выражает опасение, что коммерциализация библиотек  нанесет серьезный ущерб их общественной пользе, поскольку ограничит доступ к информации широких кругов потребителей. Кроме того, стоимость библиотечных услуг не столь высока, чтобы компенсировать получаемые библиотеками ассигнования из общественных фондов.

Информация о работе Библиотечные услуги