Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:14, контрольная работа
Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) - деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.
Вторая ступень практического менеджмента - это планирование. Упрощая, можно было бы сказать: идет поиск лучшего пути и его обстоятельное изучение. Планы зависят от цели и средств. При этом средства - это не только финансовые фонды или материальные вспомогательные ресурсы, но и - как бы это ни резало слух - люди, которые реализуют принятые решения, опираясь на свой творческий потенциал и возможности. Предметом изучения должны быть и обстоятельства, сопутствующие выбранному варианту решения. Нет ли правовых противопоказаний? Есть ли прецеденты? Какие возможные последствия? Не выходим ли мы за рамки уже имеющихся решений? Использовалась ли информация, имеющая вероятностный характер?
По всем этим пунктам к началу переговоров должна быть полная ясность. Они очерчивают "игровое" поле переговоров вне зависимости от наших пожеланий. Это границы, в рамках которых принимаются решения, когда все обстоятельства изучены.
Заключение
Выбранная мною
тема актуальна тем, что проблеме этике общения в бизнесе
в последнее время уделяется большое внимание,
возникла даже отдельная отрасль науки
с таким названием, которая определяет
себя междисциплинарную, опирающуюся
на теорию морали, менеджмент, экономику
и психологию. Причина внимания к вопросам
этики бизнеса прежде всего связана с
экономическим ущербом, который наносит
фирме неэтичное поведение сотрудников
и деловых партнеров, а также с экологическим,
экономическим и социальным ущербом, который
наносят гражданам и обществу в целом
корпорации и отдельные предприниматели,
стремясь снизить затраты и повысить свою
конкурентоспособность.
В результате можно подвести итоги и сделать
следующие выводы: овладение навыками
делового общения является необходимым
для будущих деловых людей: менеджеров,
экономистов и других. Это не просто, как
кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем
могут сыграть важную роль при заключении
сделки или подписании контракта.
Противоречие между этикой и бизнесом,
весьма остро проявляется в деловом общении,
причем на самых разных его уровнях: как
между организацией и социальной средой,
так и внутри самой организации. Между
управляющими, предпринимателями и вообще
деловыми людьми по отношению к указанному
противоречию существуют две основные
позиции.
Этика делового общения охватывает широкий
круг вопросов, относящихся к целям и средствам
ведения бизнеса. В этой связи следует
отметить, что представители делового
прагматизма подчас используют непригодные
средства для достижения своих целей,
такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо
этого и сами цели делового общения могут
носить неэтический характер. При этом
общение может рассматриваться неэтичным
не потому, что оно противозаконно, а вследствие
несовместимости делового общения моральным
ценностям. Примером может служить заключение
сделок, контрактов на постройку экологически
вредных предприятий.
Вторая позиция по отношению к противоречию
между этикой и бизнесом состоит в том,
что соблюдение этических норм в деловом
общении признается важным не только с
точки зрения ответственности бизнесменов
перед обществом и самими собой, но и необходимым
для эффективности производства. В этом
случае этика рассматривается не только
как необходимый нравственный императив
поведения, но и как средство, помогающее
увеличить рентабельность, способствующее
укреплению деловых связей и улучшению
делового общения.
Думается, что этот подход является более
цивилизованным и в конце концов более
эффективным, так как предприятие – компонент
общества, и утверждая этические нормы
общения у себя, оно в то же самое время
способствует их распространению и в социуме,
окружающей социальной среде. А чем более
благополучной становится этическая атмосфера
в обществе, тем более благоприятная обстановка
создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое
поведение и общение рано или поздно обернется,
если и не прямыми экономическими убытками,
то во всяком случае социальными и нравственными
издержками как для предприятия, так и
для социальной среды.
1.1 Задачи и классификация деловых совещаний
Деловые встречи (совещания) — одна из важнейших форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения.
Как свидетельствует опыт, деловые совещания далеко не всегда приносят должный эффект из-за того, что многие руководители неясно представляют себе технологию их организации и проведения.
Деловое совещание — способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим на предприятии. Процесс управления в этом отношении сводится к трем основным стадиям:
· сбор и переработка информации;
· координация деятельности всех служб фирмы и всех сотрудников;
· принятие решения.
Кроме своего прямого назначения, каждое рационально организованное совещание решает и важную учебно-воспитательную задачу. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, Достигать компромиссов, приобретают культуру общения и т.п.
Для некоторых сотрудников пребывание на деловом совещании — единственная возможность видеть и слышать руководителей высших уровней управления. Кроме того, на деловом совещании руководителю предоставляется возможность показать свой талант менеджера.
Таким образом, управленческие действия менеджера дополняются коллективными заседаниями (совещаниями), на которых решаются повседневные деловые вопросы и проблемы.
Деловые совещания представляют собой особый вид организации труда, действующей в очень короткие сроки и имеющей определенную целенаправленность. Совещания классифицируют по следующим основным признакам.
По назначению:
· вырабатывающие и принимающие решения;
· разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений;
· подводящие итоги и дающие оценку принятым ранее решениям;
· оперативные (диспетчерские).
По периодичности (частоте) проведения:
· разовые;
· регулярные;
· периодические.
По количеству участников:
· узкий состав (до пяти человек);
· расширенные (до двадцати человек);
· представительные (свыше двадцати человек).
По степени стабильности состава участников совещания:
· с фиксированным составом;
· с приглашаемыми по списку, составленному для каждого совещания;
· комбинированные.
По принадлежности:
· партийные (и других общественных организаций);
· административные;
· научные и научно-технические;
· объединенные.
Организацию делового совещания можно рассмотреть на примере проведения таких совещаний в ООО «Альянс». Это предприятие оптовой торговли, начавшее свою деятельность в 2000 году. С момента основания этого предприятия обязанности руководителя исполняет генеральный директор ООО «Альянс» В.А. Старостин. Предприятие успешно развивается и сегодня занимает большую долю на рынке. Для любой организации успешность во многом зависит от качества менеджмента. В.А. Старостин – талантливый управленец. Он умеет организовать работу людей таким образом, что все практически всегда делается не только вовремя, но качественно и грамотно. На ООО «Альянс» принято дважды в неделю проводить совещания, на которых даются поручения, объясняются цели, а так же подводятся итоги. Представляет интерес для рассмотрения метод В.А. Старостина ведения деловых совещаний. Одна из основных задач В.А. Старостина – привлечь как можно больше фактов, чтобы более полно оценить сложность обсуждаемой проблемы, а также вовлечь присутствующих в процесс решения проблемы. Конечно, у В.А. Старостина должна быть своя точка зрения на сложившуюся ситуацию, но необходимо знать и точку зрения других, чтобы понять, правы они или нет в своем понимании проблемы. Если верна чужая точка зрения, ведущий совещания может изменить свой взгляд на ситуацию. Если коллеги не правы или упускают что-то существенное, В.А. Старостин может сообщить недостающие факты. Правильно поставленные вопросы – прекрасный инструмент для того, чтобы направить совещание в нужное русло [13, с.112].
В процессе проведения делового совещания очень важно контролировать его ход. Для этого В.А. Старостин следует правилам:
1. Оставаться
на нейтральных позициях. Это
положительно воздействует на
эмоциональное состояние
2. Постоянно поддерживать разговор.
3. Немедленно
принимать меры в случае
4. Выслушивать мнения всех оппонентов.
5. Нетерпимо
относиться к экскурсам в
6. При необходимости уточнять сообщения отдельных участников: «Что именно вы имеете в виду?».
7. Чаще подводить
промежуточные итоги, для того
чтобы продемонстрировать
Если кто-либо
из участников совещания испытывает
непреодолимую тягу к спору, руководитель,
сохранив невозмутимость, позволит группе
опровергать утверждения
Прежде всего, надо стремиться вести групповую дискуссию цивилизованно. Это предполагает наличие деликатности в отношениях диспутантов и, следовательно, исключает использование таких средств аргументации своей точки зрения, как насмешки, прерывание оппонентов, резкие выпады в их адрес. В.А. Старостин особенно внимательно следит, чтобы деловой спор между участниками был определенным и имел временные границы, а также за тем, чтобы не допускать личных столкновений. Терминология спора должна быть понятна всем присутствующим.
При подготовке к дискуссии составляется общий план борьбы за истину, подбираются наиболее весомые аргументы. Особенно впечатляют точные цифровые данные, которые невозможно опровергнуть.
Принятие решения складывается из пяти этапов:
1) установление контактов;
2) определение проблемы;
3) определение целей;
4) изложение мыслей;
5) готовность к действию.
Цель оперативных совещаний для В.А. Старостина является получение информации о текущем состоянии дел, принятие оперативных решений и контроль их использования. Проблемные совещания для В.А. Старостина - это совещания, направленные на поиск оптимальных решений, вынесение на обсуждение хозяйственных проблем, рассмотрение перспективных вопросов развития, обсуждение инновационных проектов.
Старостин в процессе подготовки совещания тщательно планирует свое выступление, делая наброски сообщения. При этом он учитывает, что при нормальном темпе речи за две минуты можно пересказать не более одной страницы машинописного текста. Очень осторожно подходит к использованию цифровой информации, руководствуясь тем, что хорошо воспринимается и анализируется не более 20 цифр за 40 минут выступления. Лучше преподносить цифровую информацию в письменном виде: в таблицах и графиках. Как правило, суть дела излагает по памяти, а не читает. В этом случае усвоение при свободном изложении достигает 95%, а при чтении всего 35% [7, с.3-18].
Старостин владеет «теорией пауз» и умело применяет ее на практике. Паузы в речи занимают 10-20%. По своему назначению паузы бывают разных видов и продолжительности. Так, существуют эмоциональные паузы, необходимые выступающему, когда он сильно взволнован, для того, чтобы успокоиться, дырявые - если не знает, что сказать, люфтпаузы - для выдоха и вдоха, драматические - подчеркнуть молчанием трагичность положения, грамматические - делаются на знаках препинания, мобилизационные - придают вес сообщению, педагогические - для лучшего усвоения материала [12, с.79].
Большое значение придается правильности самого изложения материала. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска - все это обязательное условие любого служебного контакта, по мнению В.А. Старостина. Нужно следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударением (договор, эксперт, обеспечение, одновременно, созвонимся, валовой, оптовый и др.). Не рекомендуется использовать обороты, содержащие лишние слова: "абсолютно новый" вместо "новый", "предварительное планирование" вместо "планирование", "сотрудничать вместе" вместо "сотрудничать", "каждый в отдельности" вместо "каждый".
Завершается совещание под руководством директора на позитивной ноте, высказывается несколько благодарственных слов в адрес выступавших, всех участников и готовивших совещание. Заканчивается совещание точно в назначенное время, и это обеспечивает директору репутацию умелого организатора. Психологические исследования показывают, что люди часто ориентируются не на содержание высказывания, а на тон выступающего. Эмоциональное возбуждение оратора передается и слушателям. Психолог П. Вацлавек определил, что в процессе решения любой проблемы межличностные отношения играют доминирующую роль. Если отношения между людьми нарушены, то даже наилучшие аргументы не приводят к положительному результату. Этот феномен принято называть"моделью айсберга". Если все параметры, влияющие на решение проблемы, принять за "большую льдину" - 100%, то "часть над водой" (10-20%) - занимает предметная область, а "в воде" (80-90%) - область взаимоотношений. Во избежание действия данного феномена, а также просто для его снижения одним из правил в учебных материалах Образовательного института компании "Фольксваген" является ориентация на цель переговоров, беседы, совещания, а не на проблему, на распознавание и выработку общих интересов, терпение и искренность [10, с.111-195].
ВЫВОДЫ
1. Личность менеджера играет определенную роль в деятельности организации.
2. Для выполнения сложных и ответственных видов деятельности и осуществления связанных с ними социальных ролей менеджеру необходимы специальные знания, умения и навыки.