Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:14, контрольная работа
Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) - деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.
1. Понятие и сущность делового общения
Деловое общение
- это сложный многоплановый
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
- нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
- наставления, определяющие
характер контакта
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив, познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.[1]
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
- Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание
- Ориентировка в ситуации
общения, осмысление
- Обсуждение интересующей проблемы;
- Решение проблемы.
- Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.[2]
2. Виды делового общения
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
- Приветственная речь;
- Торговая речь (реклама);
- Информационная речь;
- Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
- Деловой разговор
- кратковременный контакт,
- Деловая беседа
- продолжительный обмен
- Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
- Интервью - разговор
с журналистом,
- Дискуссия;
- Совещание (собрание);
- Пресс-конференция.
- Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
- Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
- Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
- Когнитивное - обмен знаниями;
- Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотива-ми, потребностями;
- Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
- Непосредственное - осуществляемое
с помощью естественных
- Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
- Прямое - предполагает личные
контакты и непосредственное
восприятие друг другом
- Косвенное -
осуществляется через
Деловое общение –
процесс взаимосвязи и
Деловое общение можно условно разделить на прямое ( непосредственный контакт) и косвенное ( когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция).
Прямое деловое общение
обладает большей результативностью,
силой эмоционального воздействия
и внушения, чем косвенное, в нем
непосредственно действуют
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.
Деловое общение реализуется в различных формах:
Деловая беседа;
Деловые переговоры;
Деловые совещания;
Публичные выступления.
Деловая беседа.
Деловая беседа - это разговор между
двумя собеседниками, соответственно
ее участники могут и должны принимать
во внимание специфические особенности
личности, мотивов, речевых характеристик
друг друга, т.е. общение носит межличностный характер
и предполагает разнообразные способы
речевого и неречевого воздействия партнеров
друг на друга.
В теории управления беседа рассматривается
как вид делового общения, специально
организованный предметный разговор,
служащий решению управленческих задач.
В отличие от деловых переговоров, которые
значительно более жестко структурированы
и, как правило, ведутся между представителями
разных организаций (или подразделений
одной организации), деловая беседа, хотя
всегда имеет конкретный предмет, не предлагает
заключения договора или выработку обязательных
для исполнения решений, более личностно
ориентирована и происходит между представителями
одной организации. Она может предварять
переговоры или быть их составной частью.
Цели и задачи деловой беседы. К числу
целей, требующих проведения деловой беседы,
можно отнести, во-первых, стремление одного
собеседника посредством слова оказать
определенное влияние на другого, вызвать
желание у другого человека или группы
активно действовать, с тем чтобы изменить
существующую деловую ситуацию или деловые
отношения, другими словами, создать новую
деловую ситуацию или новые деловые отношения
между участниками беседы; во-вторых, необходимость
выработки руководителем соответствующих
решений на основании анализа мнений и
высказываний сотрудников[4],
В сравнении с другими видами речевой
коммуникации деловая беседа обладает
следующими преимуществами:
- быстротой реагирования на высказывания
собеседников, способствующей достижению
целей;
- повышением компетентности руководителя
благодаря учету, критической проверке
и оценке мнений, предложений, идей, возражений
и критических замечаний, высказанных
в беседе;
- возможностью более гибкого, дифференцированного
подхода к предмету обсуждения и понимания
контекста проведения беседы, а также
целей каждой из сторон. Беседа не монолог,
а диалог, поэтому необходимо формулировать
вопросы, определения, оценки, чтобы они
прямо или косвенно приглашали собеседника
высказать свое отношение к изложенному
мнению. Благодаря эффекту обратной связи,
беседа позволяет руководителю реагировать
на высказывания партнера в соответствии
с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели,
предмета и интересов партнеров,
При проведении деловых бесед желательно
следовать правилам эффективной речевой
коммуникации. В то же время деловую беседу,
как непосредственное взаимодействие
двух ее участников ,нужно строить на основе
следующих важных принципов:
- сознательной настройки на уровень собеседника,
учета содержания выполняемых им задач,
его полномочий и сферы ответственности,
жизненного и трудового опыта, интересов,
особенностей его мышления и речи;
- рациональной организации процесса беседы,
что прежде всего означает краткое изложение
собеседниками содержания информации
по обсуждаемой теме, ибо пространное
изложение и избыточная информация осложняют
усвоение самого существенного;
- простоты, образности, четкости языка
как условия доходчивости информации,
следовательно, ориентации на собеседника;
- тактичность, действительное стремление
понять точку зрения собеседника, заинтересованность
в перспективах ваших взаимоотношений.
Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой.
Понятие
\"деловая беседа\" весьма широко
и достаточно неопределенно:
Под
деловой беседой понимают
Деловая
беседа является наиболее
Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций. К их числу относятся:
взаимное общение работников из одной деловой сферы;
совместный
поиск, выдвижение и
контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
поддержание деловых контактов;
стимулирование деловой активности.
Основными
этапами деловой беседы
начало беседы;
информирование партнеров;
аргументирование выдвигаемых положений;
принятие решения;
завершение беседы.
Максимальную
трудность представляет для
На первой фазе беседы ставятся следующие задачи:
установить контакт с собеседником;
создать благоприятную
привлечь внимание к теме разговора;
пробудить интерес собеседника.
Как
ни странно, многие беседы
Существует множество способов начать беседу, но практика выработала ряд \"правильных дебютов\". Вот некоторые из них.
1. Метод снятия
напряженности позволяет
2. Метод \"зацепки\"
позволяет кратко изложить
3. Метод прямого
подхода означает
Конечно, трудностей в начале беседы не избежать.
Любой человек,
живущий в гуще событий и
общающийся со множеством